СюжетыКультура

Афиша

Этот материал вышел в номере № 140 от 12 декабря 2014
Читать

За RocknRoll, эссе в форме пьесы, Молодежный театр (РАМТ) взялся по прямой просьбе автора — Тома Стоппарда. И режиссер Адольф Шапиро перенес ее на сцену с предельной тактичностью по отношению к авторскому слову: основным «преобразователем» текста в драматическое действо стали сценические конструкции художника Александра Шишкина — ржавая стена тоталитарного режима с крохотными нишами для честных людей, в которых им приходится существовать, согнувшись в три погибели.

Таким является главный герой Ян, находящийся во внутренней эмиграции, когда вокруг — Прага конца 1960-х. Он слушает группу The Plastic People of the Universe, чей арест в 1976-м подвигнул Вацлава Гавела и его сторонников написать «Хартию 77» с требованием соблюдения прав человека в социалистической Чехословакии.

Еще три года назад, когда состоялась премьера спектакля, казалось, что он получился, вопреки воле создателей, не о свободе и природе творчества, но о конце эпохи рок-н-ролла, вольно или невольно меняющего политические режимы. Сегодня, увы, совсем не кажется, что эта эпоха кончилась. Посмотрите сами — 19 декабря.

Театральная пл., 1. Начало в 19.00.

Умберто Эко как-то сравнил ощущения от своей библиотеки с ощущениями от календаря Pirelli. Эротический фотокалендарь, выпускаемый итальянским производителем автомобильных шин, давно стал культурным феноменом, суть которого выразили, шепчась о каком-то кино, подростки в феллиниевском «Амаркорде»: «Там Клаудиа Кардинале без ничего…».

В Пирелли’2015 без ничего американки Джиджи Хадид, Кэндис Хаффин, Кэролин Мёрфи и Камерон Рассел, бразильянки Изабели Фонтана, Адриана Лима и Ракель Циммерман, англичанка Карен Элсон, пуэрториканка Джоан Смоллс, немка Анна Эверс и россиянки Наталья Водянова и Саша Лусс. Последняя, кстати, будет присутствовать на открытии выставки «Календарь Пирелли 2015» в Мультимедиа Арт Музее 17 декабря.

Фотографом нового календаря выступил Стивен Мейзел, автор всех обложек итальянского Vogue за последние 20 лет и бессменный фотограф Prada последние лет десять. Своей «фишкой» он сделал латекс, создав не концептуальный календарь, привязанный к определенной системе координат, а 12 снимков, абсолютной героиней которых ввиду своей чувственности, была сама женщина

Ул. Остоженка, 16. До 1 февраля.

В Москву приезжает Джошуа Белл, тот самый, что семь лет назад за 45 минут в вашингтонской подземке заработал около $30, исполняя великих на скрипке Страдивари 1713 года. Эксперимент, как известно, провалился: из примерно 2 тысяч человек остановились послушать музыку десятка два. Но, очевидно, не потому что «скрипач не нужен» — просто надо было думать, где и когда давать концерт.

То ли дело 13 декабря в Большом зале консерватории. Белл, которому сейчас 47, сохраняет какую-то эльфийскую стать в игре: незаправленная рубашка как фирменный вид, танцы на цыпочках, развевающиеся волосы — и абсолютно соответствующая всему этому внешнему внутренняя легкость, невесомость даже, и свежесть исполнения. Практически все, за что бы он не брался, звучит словно спонтанно, но в то же время безупречно в части драматургии и повествовательной линии. Завтра Белл в сопровождении пианиста Алессио Бакса возьмется за скрипичные сонаты классиков XIX и XX веков — Шуберта, Грига и Прокофьева.

Ул. Большая Никитская, 13/6. Начало в 19.00.

Верона превратилась в мегаполис, Монтекки и Капулетти — в современные семьи на грани «разборок», и только Ромео и Джульетта остались влюбленными подростками. Времена меняются, люди меняются, жизнь меняется, и только истинная любовь — вечна. Доказательство База Лурмана, вышедшее на мировые экраны без малого 20 лет назад с юным ди Каприо в роли Ромео, оказалось убедительным и стало культовым.

Каким окажется доказательство режиссера Дениса Азарова и Валерия Печейкина, написавшего новую инсценировку по шекспировскому тексту, будет известно 13, 14 и 15 декабря — в дни премьеры спектакля «Ромео и Джульетта. Версия» в Театре Ермоловой.

В основе постановки — популярный в наши дни рецепт осовременивания классического действия. В данном случае — с помощью сегодняшних костюмов, мультимедийных экранов с трансляциями старых кинолент и калейдоскопических фракталов, кулаки вместо рапир. Но главное, это попытка ответить на вопрос, что же было дальше: в спектакле одна за другой представлены версии историй, которые произошли — могли произойти — после трагедии. Так ли это важно — посмотрим.

Ул. Тверская, 5/6. Начало спектаклей в 20.00.

Художников, чьи произведения раскупаются еще в мастерской, сегодня не так уж много. Иван Лубенников, бывший секретарь Союза художников СССР, — один из них. Его мастерская часто оказывается пустой — все работы в очередной раз проданы; его деятельность как предпринимателя тоже известна, но речь не о ней.

Лубенников — художник, обладающий ярким, ироничным и противоречивым дарованием, квинтэссенция которого представлена в камерном формате галереей MustART в рамках персональной выставки «Формы существования». От натюрморта до многофигурных полотен, от аскетизма до сложных композиционных построений и колористических решений, от авангарда до чувственной натурной живописи — картины Ивана Лубенникова раскрывают бездну смыслов тем, кто хочет видеть, а за эмоциями проступают четкая эстетическая продуманность и художническая логика.

Вознесенский пер. 9, стр. 2. До 31 января.

Литературная история

Лето 1941. Немногословный рядовой американской армии Роберт Прюитт, влюбленный в девушку легкого поведения, терпит нападки со стороны офицера Холмса. Сержант Милт Уорден мучается из-за привязанности к жене офицера, Карен, которая готова развестись со своим мужем только в том случае, если Милт продвинется по службе. А рядовой Анджело Маджио, тем временем, вынужден подрабатывать не совсем законным способом…

Появлению мюзикла «Отныне и вовек» предшествовала важная литературная история. В 1951 году вышел одноименный роман Джеймса Джонса — о полных измен и насилия буднях расквартированной на Гавайях армейской части накануне атаки на Перл-Харбор. Но лишь пять лет назад дочь покойного прозаика рассказала о сокращениях, которым подверг роман ее отец по требованию издателей. В мае 2011-го вышла полная версия книги, и именно она вдохновила композитора Стюарта Брэйсона и легендарного Тима Райса на написание мюзикла. В результате, нецензурированная реальность романа ожила на сцене лондонского театра Shaftesbury во всей своей смачной полноте и телесности.

Премьера 16 декабря будет транслироваться на экране кинотеатра «Формула кино Европа».

Пл. Киевского вокзала, 2 (ТРЦ «Европейский»). Начало в 19.30.

Языком реальности

Несмотря на глупости, высказанные человеком, похожим на министра культуры, в Москве проходит один из крупнейших российских фестивалей документального кино «Артдокфест».

Фильмы фестиваля говорят со зрителем на языке реальности — такова природа жанра. Поэтому неудивительно, что он не нужен государству, которое стремится лишить страну реальной картины происходящего вокруг. Зато нужен зрителю, который сам собрал деньги на его проведение. Для «Артдокфеста» зритель — личность, а для бездарного чиновника, думающего, что он историк или что-то в этом роде, — население, статистические единицы.

В этом году на фестиваль приглашены более 50 авторов, экспертов и кураторов мировых смотров документального кино для презентации и обсуждения работ. Все картины конкурсной программы в количестве 21 являются премьерными и ранее в России не демонстрировались. А всего в семи программах «Артдокфеста 2014» участвует 160 фильмов из 24 стран. Площадками фестиваля стали кинотеатры «Формула кино Горизонт» (Комсомольский пр-т, 21/10), где показы идут в трех залах с 10 утра до 3 ночи ежедневно, и «Фитиль» (Фрунзенская наб., 16) с показами каждый с 11.00 до 18.00 и дискуссионной платформой. На какой фильм и когда пойти, можно выбрать здесь: http://www.artdocfest.ru.

До 17 декабря.

Плоть вещей

При всей известности Аристарх Лентулов в наши дни определенно не получает заслуженного внимания. О нем написана всего одна современная научно-популярная книга, не существует систематического каталога его живописи и графики, а последняя ретроспектива прошла 27 лет назад. Между тем, никакие репродукции в альбомах не могут отразить живописное великолепие его произведений, а два-три шедевра в экспозиции «Третьяковки» — еще не весь художник, и есть смысл продвинуть представление о нем дальше «Собора Василия Блаженного».

Именно такими соображения руководствовалась галерея «Наши художники» в выставочном проекте «Аристарх Лентулов. Плоть вещей», который работает, увы, последнюю неделю. Успеть посмотреть есть что: 20 произведений Лентулова из частных собраний Москвы и Санкт-Петербурга и четыре — из Третьяковской галереи, и все они относятся к лучшему периоду творчества художника 1910-х — начала 1920-х годов.

Сеченовский пер., 2. До 21 декабря.

Колючки

Spinifex — это голландский квинтет с угрожающе взрывоопасным сочетанием музыкантов и это напористые ритмы, мощная динамика и сложные импровизации. Музыка ансамбля, названного в честь колючего австралийского растения, в начале может показаться смесью свободной импровизации, панк-рока и других типично западных музыкальных направлений. Однако за этой поверхностью можно обнаружить древние циклические ритмы турецкой и индийской музыкальных культур.

В текущем туре — и московском концерте в культурном центре «Дом» 13 декабряSpinifex воссоединились с польским трубачом Петром Дамащевичем, потрясающий талант которого в последние годы получил международное признание на таких фестивалях, как London Jazz Festival и Tokio Jazz Festival. Можно не сомневаться: все композиции с неизменно нестандартными структурами будут исполнены с абсолютным самозабвением, радостной страстью и почти осязаемой энергией от первой до последней секунды.

Б. Овчинниковский пер., 24, стр. 4. Начало в 20.00.

С горки на качели

В парке искусств «Музеон» открылись тюбинговые горки: одна двускатная — 12 и 6 метров в длину —напротив Третьяковской галереи и еще одна — с крыши Велокафе на Крымской набережной — целых 20 метров. Аттракцион — а катаются с такой горки на скоростных «тюбах», круглых надувных подушках разных размеров, — не зависит от капризной московской погоды: специальное пластиковое покрытие прекрасно скользит без снега и льда. Стоимость проката тюбов – 300 руб./час катания с залогом, а со своим тюбом вход на горки, которые работают с десяти до десяти, бесплатный.

Кроме того, 15 декабря появятся световые качели, 14 штук, — подвесные, высотой около 4 метров, и качели-весы, которые станут не только развлечением для любителей «свежего» московского воздуха в «прекрасную» декабрьскую погоду, но и интерактивной инсталляцией, которая будет работать от прикосновения каждого человека. Впрочем, качели планируют оставить в парке надолго, а не только на зиму.

Крымский вал, вл. 2.

Цветы жизни, те, что поближе

Мир детства должен быть безопасным, защищенным, комфортным. Таков ли он сегодня? Примерно таким вопросом задаются фотографы Никита Шохов и Ольга Иванова в снимках, выставленных в галерее «Пересветов переулок» в рамках социального выставочного проекта «Дети: личное пространство».

Героями стали 43 ребенка, живущие в буквальном смысле неподалеку от галереи и впустившие фотографов в свою частную жизнь, позволив им снять их детские комнаты и уголки и ответив на целый ряд вопросов, касающихся их отношения к окружающей жизни. Фотографов, очевидно, интересовали образ мыслей, мечты и ценности их героев и, конечно, влияние, оказываемое на формирование личности детей их родителями и масс-медиа. Что получилось — смотрите сами.

Пересветов пер., 4, корп. 1. До 24 января.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow