Сюжеты

Кризис — наш!

Авиакомпании и турфирмы могут спасти только патриоты — отправляться в зарубежные вояжи нынче слишком дорого

Фото: «Новая газета»

Экономика

Арнольд Хачатуровкорреспондент

Авиакомпании и турфирмы могут спасти только патриоты — отправляться в зарубежные вояжи нынче слишком дорого


Кирилл Каллиников / РИА Новости

Черный день туриста

Количество отечественных туроператоров существенно сократилось с 16 июля, когда о своем банкротстве объявила петербургская турфирма «Нева». С тех пор с рынка ушли более десятка крупных игроков, среди которых «ИдеалТур», «Лабиринт», «Роза ветров Мир», «ИнтАэр» и другие. Причем отток продолжается до сих пор: последней на момент написания статьи стала компания «ВИПРайзен», заявившая о приостановке своей деятельности 8 декабря.

«Экономический кризис охватывает все отрасли, но туризм — одна из наиболее уязвимых. Она первой реагирует на любые изменения конъюнктуры», — объясняет исполнительный директор АТОР (Ассоциации туроператоров России) Майя Ломидзе. Иначе говоря, туристический сегмент раньше других почувствовал острый дефицит платежеспособного спроса. «Народ не очень уверен, что нужно тратить деньги на отдых и всевозможные поездки, во всяком случае, за границу, — это первое, от чего отказываются в таких условиях», — добавляет пресс-секретарь «Российского союза туриндустрии» Ирина Тюрина.

Большинство опрошенных «Новой газетой» экспертов сходятся во мнении, что ситуация на данный момент даже хуже, чем в кризисном 2008 году. Объясняя эту позицию, Ирина Тюрина на цифрах иллюстрирует прискорбное состояние отрасли: «Спрос на услуги туроператоров упал на 50–70% (поездки за рубеж). Предыдущие кризисы (1998, 2008–2009) — это кризисы экономические (падение спроса на 25–30%), а нынешний еще и политический».

Несмотря на волну банкротств, туриндустрия все еще бьется за выживание. Компании продолжают урезать рейсы и сокращать персонал, пытаясь минимизировать издержки. «Они делают все, чтобы продержаться до лучших времен. К сожалению, это удается не всем», — резюмирует Тюрина.

Директор Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ Сергей Смирнов считает рост реальных денежных доходов населения единственным выходом из ситуации. «Все, что сейчас происходит, соответствует нормальным законам функционирования экономики в период кризиса: первыми «схлопываются» не жизненно важные отрасли, будь то туризм или фитнес. Сейчас, согласно опросам, более 40% расходов россиян составляют продукты питания. И это не какая-то экзотика, а самые обычные молоко, сливочное масло, сметана». В общем, в отличие от 2008-го, быстрого отката назад ждать не следует, уверен эксперт.

Особенно страдает выездной туризм, прибыльность которого для туроператоров стремится к нулю. «Направления, которые сохранили сейчас хотя бы какой-то спрос, — это страны, которые не привязаны к евро напрямую: Польша, Болгария, Словения, особенно Венгрия», — сетует Ирина Тюрина. Наконец, есть Тунис и его 90 безвизовых дней, а также другие менее развитые направления.

Многим туристическим компаниям придется перепрофилировать свой бизнес на внутренний туризм, чтобы остаться на плаву, считает аналитик «Инвесткафе» Михаил Кузьмин. Если поток туристов окажется достаточно серьезным, то прибыльность внутренних направлений резко возрастет.

Читайте также:

Рубль пикирует. Авиация — на очереди?

Девальвация и санкции жестоко ударили по отрасли гражданских воздушных перевозок

Договор дороже денег

В последнее время все больше людей с опаской относятся к туроператорам, боясь, что те попросят их доплатить курсовую разницу после приобретения тура. «После прибытия туриста на родину туроператор может сколько угодно требовать компенсации, но ведь есть договоры, в которых все прописано. Подобные случаи не приветствуются, потому что если человек полностью оплатил тур, то никакие скачки курса валюты на него влиять не должны», — считает пресс-секретарь «Российского союза туриндустрии».

Если тур был приобретен за несколько месяцев (а сейчас таких очень мало), например, в сентябре на новогодние каникулы, то возможно требование доплаты, если в договоре имеется соответствующий пункт. Как правило, он прописывается следующим образом: «Если изменение курса валюты составит более 5%, то мы попросим доплатить». Но наш брат, к сожалению, любит подписывать договоры, не читая их.

«Требовать компенсацию после прибытия — нонсенс и нарушение прав туриста. Я не знаю подобных прецедентов», — заявляет Майя Ломидзе. Однако, будучи редкостью, такие эксцессы все же имеют место: «Были случаи, когда за какое-то время до поездки люди получали от туроператора извещение с просьбой доплатить определенную сумму, тогда они отказывались от поездки и получали свои деньги обратно», — отмечает Ирина Тюрина.

Если же вы все-таки хотите оградить себя от неблагополучных турфирм и самостоятельно спланировать путешествие, то вам, вероятнее всего, придется переплатить. «В Египет, ОАЭ ехать самому однозначно дороже. В Таиланде все зависит от отеля. По Европе же в целом дешевле, но не во время новогодних каникул, когда сильно поднимаются цены на авиабилеты», — рассказывает исполнительный директор АТОР.

Но и в таком подходе тоже есть свои недостатки. «Если вы сами формируете турпакет, то сами и принимаете все риски. И компенсацию, в случае чего, сможете получить только через суд. А турфирма берет часть рисков на себя, частично включая их в себестоимость тура», — считает Сергей Смирнов.

 

Отдых по-советски

Если замедление экономического роста однозначно вредит туристическому сегменту, то девальвация национальной валюты вполне может предоставить ему некоторые преимущества. В первую очередь это стимулирование внутреннего туризма. «Никогда новогодний отдых внутри России не был сопоставим по цене с поездкой в Египет, сейчас же он порой даже дешевле», — говорит Майя Ломидзе. Такому росту ценовой конкурентоспособности внутрироссийские направления обязаны именно обесцениванию рубля.

Кроме того, с точки зрения туризма девальвация удачно совпала с всплеском интереса россиян к таким направлениям, как Сочи или Крым. Ажиотаж вокруг зимней Олимпиады и, как следствие, обилие хорошей инфраструктуры в Сочи сделали город привлекательным для туристов как летом, так и зимой. «Ряд туристов даже предпочел Красную Поляну, а не европейские курорты для зимних видов спорта», — комментирует Кузьмин из «Инвесткафе». А по словам Ломидзе, горнолыжные спуски отлично обустроены и оборудованы прекрасными подъемниками.

«Новая газета» специально поинтересовалась спросом на эти направления, позвонив крупнейшим турагентствам в Москве, у большинства из которых предложений фактически не осталось. Эти данные подтверждает Ирина Тюрина: «Моментально «выстрелила» Красная Поляна, получив колоссальную рекламную кампанию благодаря Олимпиаде».

«Экскурсионные туры в Санкт-Петербург, по Золотому кольцу также достаточно популярны. В радиусе 200 км от Москвы (Тверская, Калужская области) вы сейчас не найдете свободных мест в гостиницах. Неплохо продаются санатории в Сочи и Анапе», — отмечает Тюрина.

Действительно, страна у нас большая, и мест красивых много. «Но тот же Байкал весьма неудачно географически расположен, чтобы стать объектом массового туризма. Вулканы Камчатки, безусловно, прекрасны, только вот облететь их на вертолете стоит больше 1000 долларов. Кроме того, наш туризм очень подвержен сезонным колебаниям», — резюмирует Смирнов.

«Простите за банальность, но кризис — это в том числе и новые возможности, — заявляет Майя Ломидзе. — В данном случае, как я уже говорила, это девальвация. Но туроператоры и так обескровлены конкурентной борьбой и падением платежеспособного спроса населения, поэтому реализация этих возможностей потребует некоторой помощи регулятора в виде специальных условий». «Демпинг страшный, продаж нет, операторы сбрасывают цены и в большинстве своем работают в минус», — соглашается Ирина Тюрина.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera