Сюжеты

Трагедия маски-шоу

Сериал «Легенды» — о том, как специально обученный человек с дюжиной фальшивых имен не знает настоящего

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 141 от 15 декабря 2014
ЧитатьЧитать номер
Культура

Роман АрбитманНовая газета

Сериал «Легенды» — о том, как специально обученный человек с дюжиной фальшивых имен не знает настоящего

Телесериал: «Легенды» (Legends). США, 2014.

Жанр и действующие лица: криминальная драма с элементами боевика; участвуют агенты спецслужб, полицейские, чиновники, дипломаты, террористы, репортеры и просто случайные граждане, которых угораздило оказаться не в том месте и не в то время.

Кто придумал: Ховард Гордон, Марк Бомбэк, Джеффри Начманофф (по мотивам книги «Легенды: Роман обмана» Роберта Литтела).

Кто участвует: Шон Бин («Властелин колец», «Сокровища нации», «Золотой глаз», сериал «Игра престолов»), Эли Лартер («Пункт назначения», сериал «Герои»), Моррис Честнат (сериалы «Скорая помощь», «Американская история ужасов»), Тина Мажорино («Водный мир», сериалы «Вероника Марс», «Настоящая кровь»), Стив Харрис (сериал «Практика»), Эмбер Валлетта (сериалы «Возмездие», «Лунный свет»), Кристиан Клеменсон (сериал «Юристы Бостона»).

Продолжительность: 1 сезон; в 2015 году выйдет 2-й сезон.

Читаем в новостях: по сведениям The New York Times, все больше американских правительственных агентств используют сотрудников, работающих под прикрытием, чтобы пресекать случаи мошенничества, в том числе мелкого. Но мы с вами сегодня смотрим сериал, где секретными операциями занимается по-прежнему ФБР, и тайные агенты этого силового ведомства предотвращают серьезные и опасные преступления.

Действие происходит в Лос-Анджелесе. Главный герой Мартин Одум (Шон Бин) — лучший полевой агент глубоко законспирированного отдела операций глубокого прикрытия (DCO), которым руководит Нельсон Гейтс (Стив Харрис). Мартин легко внедряется туда, куда обычным агентам путь заказан: в закрытые клубы, посольства, кабинеты боссов крупных корпораций, на базы незаконных торговцев оружием или в тренировочные лагеря террористов. У главного героя есть дар, полезный как для хорошего актера, так и для шпиона.

В чем суть дара? Мартин — уникум. Всякий раз не просто грамотно отрабатывает легенду, притворяясь кем-то, он «по Станиславскому» вживается в образ, начинает чувствовать себя этим человеком. У героя меняется голос, почерк, походка, осанка, появляется или исчезает акцент. В отличие от придуманного Юлианом Семеновым культового разведчика Исаева, который в течение десятилетия носил единственную маску нациста Штирлица, — персонаж «Легенд» располагает множеством личин: он похож на куратора сети «законсервированных» агентов — с той разницей, что он в одиночку и есть вся сеть.

Каждый из выдуманных образов бережно хранится в его оперативной памяти, словно кукла в коробке с нафталином, и терпеливо ждет своего часа. В случае производственной необходимости любую из них можно «расконсервировать», проветрить и пустить в дело. Таким образом, в течение первого сезона агент Одум несколько раз волшебно преображается. Сегодня он — озлобленный на весь мир близорукий безработный заика; завтра — вальяжный «оружейный барон», который ворочает миллионами; послезавтра — туповатый люмпен, не просыхающий с утра и склонный к агрессии, а еще через день — популярный публицист, чьи острые статьи раздражают сильных мира сего.

По мнению Шона Бина, создателя телеобраза Мартина, у его героя «возникают психологические последствия, внутренние противоречия между его настоящей личностью и ролью. Большинство актеров, играющих по системе Станиславского, испытывают трудности с выходом из образа. Иногда на то, чтобы изгнать его из головы, уходят недели и месяцы». По сути, дар главного героя сродни шизофрении, хотя каждую из своих квазиличностей он старается держать под контролем и уж точно не забывает о цели временного перевоплощения. Мартин — золотой фонд DCO, «неразменный доллар» бюро. Его подключают к делу тогда, когда обычные способы расследования исчерпаны, сроки поджимают, а на кону жизни тысяч обычных людей.

И Мартин начинает собственную войну. Он предотвращает теракты, захват заложников, политические убийства и тому подобное. Его отдел рапортует о победе, начальник жмет руку, а его напарнице, белокурой Кристал МакГвайер (Эли Лартер) приходится признать, что этот человек с дурными манерами — лучший. Но и у него есть одна проблема, до поры скрытая от посторонних. Уже в первой серии сезона агенту станет известно нечто, из-за чего он усомнится в главном — в самом себе. И вдруг спросит себя: он, Мартин Одум — настоящий или тоже очередная маска? А если маска, то кто он на самом деле? И почему от него скрывают его подлинную личность?

Авторы сериала не собираются сразу разгадывать все загадки, но каждый поворот сюжета — еще один повод для размышлений героя. Из рассказов его бывшей жены Сони (Эмбер Валлетта), матери его семилетнего сына Эйдена (Мэйсон Кук), Мартин уже знает, что 10 лет назад он попал в аварию и потерял память. Но была ли вообще та авария? Ведь у него, как у очень одаренного агента, — развитое воображение, он оперирует образами и воссоздает их при необходимости. Та картинка, которая вспыхивает у него перед мысленным взором, может быть кусочком реального прошлого, а может быть его выдумкой, им же ярко раскрашенной. А раз так, то жена Соня — она и впрямь его жена? И почему за ним охотятся некие люди, пытаясь убить? «Я слишком много знаю. Только я все забыл», — с горечью говорит человек, уже не уверенный в собственных имени и фамилии…

Вы уже поняли, что создатели «Легенд» не без изящества совмещают в одном сюжете три бродячих мотива — «теории заговора», амнезии и так называемых имплантированных воспоминаний, которые смущали еще персонажа Арнольда Шварценеггера в культовом фантастическом фильме «Вспомнить все». Впрочем, у Мартина Одума есть аналог и в шпионском жанре. Это Джейсон Борн, сквозной персонаж книг Роберта Ладлэма. Потеряв память в первой же книге цикла, Борн тихо паникует: а вдруг он в прошлой жизни совершал дурные поступки? Что, если он — террорист Карлос по прозвищу Шакал?

К счастью для Мартина Одума, действие сериала происходит в наши дни, когда самые заметные террористы мира, включая Карлоса, либо в тюрьме, либо на кладбище, а потому в бэкграунде героя «Легенд» не может таиться знаменитый антигерой. И тем не менее мысль о том, что в прошлой жизни он был скорее плохим парнем, чем хорошим, отравляет жизнь персонажа. Где он находился в феврале 2004 года — в больнице Лос-Анджелеса или в иракском Баграме, на базе, которую разнесла в щепки американская авиация. Но почему их бомбили свои? И почему все детали инцидента засекречены, а свидетели мертвы? И если Мартин был в Баграме, что он там делал? И чем там, кстати, занималась компания «Виракс», эдакое государство в государстве? Может, наш герой — все же изначально злодей? Может, он чей-то шпион?..

Тут самое время взять небольшой тайм-аут и вкратце рассказать читателям об авторе литературной основы сериала, мэтре шпионского романа Роберте Литтеле. Еврейские предки писателя, носившие фамилию «Лидские», эмигрировали из России в США в конце XIX века. Создатель книги «Легенды: Роман обмана» родился в 1935 году в Бруклине, работал журналистом, неоднократно бывал в нашей стране. Его сын, известный в России прозаик Джонатан Литтел, рассказывал, что отец был «специалистом по СССР в 60—70-е», «отвечал за Советский Союз в Newsweek, писал обложечные материалы, о 50-й годовщине революции и так далее». Русские впечатления Литтела-старшего вылились в роман «Эпиграмма на Сталина», главным героем которого был Осип Мандельштам (писатель даже встречался с Надеждой Мандельштам, чтобы узнать про поэта побольше). Что же касается нынешних российских реалий, то о них автор осведомлен хуже, чем о событиях сталинской поры. В «Легендах», где Роберт Литтел значится еще и консультантом, немало мелких проколов; сценаристы, например, явно путаются в хронологии первой чеченской войны, а у всех чеченцев здесь почему-то русские (или похожие на русские) фамилии.

Впрочем, не будем придираться: достоинств у сериала больше, чем недостатков. Авторы не романтизируют спецслужбы, чьи агенты в погоне за террористами могут нарушить не только установленные процедуры сыска, но и десятки законов. Выполняя задание, Мартин Одум действует столь же безоглядно, как и его собрат из сериала «24 часа» Джек Бауэр. А если грань между законом и беззаконием легко преодолима, а приказы редко когда фиксируются на бумаге, спецслужбы в случае чего могут превратить своего сотрудника в козла отпущения. Как ни ценен или даже уникален агент, боссы готовы им пожертвовать, если совсем припечет. Это уже испытали на себе упомянутые Джейсон Борн и Джек Бауэр. Нечто подобное случается, похоже, и с Мартином Одумом, который в поисках правды о своем прошлом подобрался слишком близко к запретным сферам…

Уцелеет ли наш герой в следующем сезоне? С одной стороны, Шон Бин, по статистике, принадлежит к числу актеров, герои которого чаще всего погибают (совсем недавно, например, завершил свой жизненный путь Император Севера в сериале «Игра престолов», а еще раньше погиб Боромир из «Властелина колец»). С другой стороны, жизнь и смерть главных персонажей телесериала в немалой степени зависит от рейтинга шоу: скажем, упомянутый выше любимчик публики Джек Бауэр девять сезонов подряд выходил сухим из воды. Так что и у Мартина Одума — как бы в реальности его ни звали — пока есть неплохие шансы остаться в живых.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera