СюжетыПолитика

Госдума на месте концлагеря?

На пустыре люди хотят видеть парк, чиновники — построить парламентский комплекс, но все забывают, что в 30-е там находилась часть Дмитровлага

Этот материал вышел в номере № 143 от 19 декабря 2014
Читать
На пустыре люди хотят видеть парк, чиновники — построить парламентский комплекс, но все забывают, что в 30-е там находилась часть Дмитровлага
Изображение

Новый парламентский комплекс могут построить здесь. Фото - РИА Новости

Весь российский парламент — и Думу, и Совет Федерации — собираются отправить на окраину Москвы, чтобы разгрузить центр города. Собираются давно, но недавно выяснилось, что новые здания проектируют не в Новой Москве, как планировалось в период президентства Дмитрия Медведева, а в районе Хорошево-Мневники.

Мневниковская пойма — пространство между Серебряным Бором и Крылатским на северо-западе Москвы. Местами это дикие заросли, местами — асфальтированные площадки от бывшего строительного рынка, местами — свалка. На краю, почти на границе города с областью, находится деревня Терехово. Место стоит заброшенным много лет.

Еще Хрущев, впечатленный поездкой в США, планировал устроить в пойме советский Диснейленд — так рассказывает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Не сложилось. В 90-е Зураб Церетели разработал проект «Парка Чудес», но и он остался нереализованным. Даже дендропарк, в который «Лукойл» попытался на свои средства превратить кусочек поймы, через несколько лет зарос и разрушился. Сейчас на территории обосновался обласканный нынешним президентом байкерский клуб «Ночные волки».

Кроме новых зданий парламента проект предполагает строительство спортивного центра ЦСКА, а также благоустройство зеленых территорий, которые еще остались зелеными: в плане расписаны 87 га природного парка, а вдобавок — ландшафтный, пейзажный, и планируют восстановить дендропарк.

«Статус особо охраняемой природной территории (ООПТ) есть, но природной территории там по факту нет», — говорит Павел Емельянов, руководитель управления департамента природопользования по ООПТ. По его словам, экспертиза заасфальтированной территории бывшего рынка уже была проведена и засвидетельствовала, что природу там не восстановить. Именно на этом месте, где нанесен урон природе, планируются здания парламента.

Людям, правда, есть что на это возразить. На публичные слушания по проекту в минувшую среду пришло около пятисот человек, обсуждали его на повышенных тонах. «Неужели, чтобы выполнить прямые обязанности вашего департамента и облагородить территорию, надо там отгрохать офисные здания?» — спрашивал у главы департамента природопользования Антона Кульбачевского Сергей Митрохин. Лидер «Яблока», к которому обратились недовольные жители, убежден, что проект незаконен, и если территория по закону особо охраняемая, ее нужно отдать под парк полностью. Чиновники объясняли, что, да, переезд парламента в Мневники принесет долгожданные средства для приведения парка в порядок, которых раньше не было. «А территорию Думы планируется сделать открытой, по европейскому стандарту, — добавлял Кузнецов. — Водят же в Рейхстаг экскурсии, пока там идет заседание депутатов».

Словам чиновников хлопали, оппозиции аплодировали жиже, но яростнее.

— Вы не хотите вывести из зала управских и префектурских? — кричал мужчина из зала ведущему, депутату МГД Александру Семенникову. Организаторы слушаний уверяли, что проверяли на входе паспорта и пускали прежде всего тех, кто живет в районе. «Ну точно, проплаченный! Молодец, премию получишь!» — кричали тем, кто выходил к микрофону не задать вопрос чиновникам, а просто похвалить проект. Впрочем, это не всегда было справедливо.

— Я живу и работаю в Нижних Мневниках, — говорил местный житель Антон. — И нет ни единой причины, почему я или моя семья могли бы сейчас пойти на прогулку в Мневниковскую пойму. И наконец появился долгожданный шанс на благоустройство — зачем протестовать?

— Да, на свалках живут редкие виды! Они там потому и живут, что там людей нет, — возражал другой слушатель.

— Ну если мы начнем обсуждать, что от свалки плюсов больше… — развел руками главный архитектор.

— От свалки больше пользы, чем от Госдумы! — провозгласил один из «яблочников».

Важно, впрочем, не то, ценна ли свалка для природного разнообразия, а то, что проект нарушает закон. Генплан не предусматривает строительства на этом месте, а согласно закону Москвы об ООПТ, строить капитальные сооружения на особо охраняемых природных территориях запрещено.

— Не нарушает, — спокойно возражает Кульбачевский. — Если проект утвердят, то, когда начнется строительство, эти территории уже не будут являться ООПТ.

Правда, выведение земель из зоны ООПТ тоже противозаконно — это запрещает устав г. Москвы.

— Там такие места — зайцы бегают, представляете? Жалко, что цивилизация наступает, — говорит Ирина Андреевна. У ее мужа дом в деревне Терехово. Местная жительница рассказывает, что деревню расселяют давно, так что денег в проект уже вложено много: — Вместо домов дают квартиры, а землю — нашу землю под этими домами — не учитывают. Хотите здесь строить — так купите по рыночной цене!

По проекту, на месте Терехова должны устроить транспортно-пересадочный узел со станцией метро. «Зачем под ТПУ выделили такой огромный кусок земли? Разве что расплатиться с инвесторами этой землей», — предполагает Ирина Андреевна. «Яблочники» тоже видят здесь коррупционную схему, в результате которой земля вокруг ТПУ может достаться застройщикам без земельных аукционов.

«Никогда раньше эта территория не была зеленой — на ней была довольно плотная застройка», — рассказывал на слушаниях Сергей Кузнецов, добавляя, что, по крайней мере, часть территории имеет статус ООПТ незаслуженно. Действительно, садов тут не было. Была часть Дмитровлага — в 30-е заключенные этого лагеря строили канал имени Москвы. Главный архитектор упоминает об этом вскользь, слушатели — не реагируют.

— Трудно сказать, стояли ли именно на этом месте бараки, есть ли там захоронения расстрелянных: для этого нужно смотреть документацию лагеря, а она плохо сохранилась, — говорит Никита Петров из «Мемориала». — Знаете, как бывает: начнут копать и найдут кости. В таком случае надо будет провести прокурорскую проверку, перезахоронить останки, а на новом здании повесить памятный знак, что здесь были похоронены заключенные. Вот прямо на Думе и повесить.

Решение по проекту будет не раньше чем через неделю — у жителей еще есть возможность написать свое мнение на сайт префектуры.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow