СюжетыОбщество

Художественный документ эпохи

В этом году впервые издан альбомный вариант воспоминаний писательницы и художницы, заключенной ГУЛАГа, Евфросинии Керсновской. Коллекционное издание «Правда как свет» — два тома — вышло к 20-летию со дня ее смерти

Этот материал вышел в номере № 143 от 19 декабря 2014
Читать
В этом году впервые издан альбомный вариант воспоминаний писательницы и художницы, заключенной ГУЛАГа, Евфросинии Керсновской. Коллекционное издание «Правда как свет» — два тома — вышло к 20-летию со дня ее смерти
Изображение

В 1941 году Евфросинию Керсновскую вместе с бессарабскими крестьянами в товарном вагоне транспортировали в Сибирь на лесоповал. Через несколько месяцев от невыполнимых норм выработки и тирании начальника леспромхоза Керсновская бежала в тайгу. После долгих скитаний по Сибири, пройдя полторы тысячи километров, Евфросиния попала в руки следователей и была обвинена в шпионаже. Приговор — 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Срок она отбывала в Нарыме, Томске, Норильске.

Повествование о 40–50-х годах в двенадцати альбомах — пронзительно иллюстрированная история Керсновской о чудовищном лагерном быте. «…Кое в чем Данте меня опередил, описывая девять кругов ада» — эта фраза будто подготавливает читателя к тому, что он сейчас увидит, перевернув страницу, а потом еще, и еще.

Комментарии к рисункам взяты из воспоминаний Керсновской, которые тоже вошли в сборник. Это документ эпохи. Погружаешься в текст — и герои, и сюжет рисованных альбомов становятся объемными, выпуклыми, передают зловещую реальность самой истории. «Как далека я была от мысли, что можно поплатиться, высказывая свои взгляды», — говорит Керсновская, вспоминая первые столкновения с системой.

От внутреннего кодекса чести она не отступала на протяжении всей жизни, жертвенно помогая людям на своем пути, всегда говорила в глаза только правду. «Именно уверенность в непоколебимости своих принципов придавала мне силы в тяжелые минуты», — пишет Керсновская в подписи к одному из рисунков. Но сомневаться не приходится: это же ее «неудобное» качество снова и снова становится причиной ее гонений.

Но как поразительна эта необъяснимая любовь к жизни — даже в последнем отчаянии! Она не позволит ей сдаться перед растаптывающей, физически уничтожающей тиранией лагерного начальства, поможет сохранить жизненные силы во мраке норильских шахт. Об особом божественном замысле предназначения Евфросинии Керсновской, пути, доверяясь которому, она шла, как на свет, написал в послесловии к книге Виталий Шенталинский, «первооткрыватель» архивов КГБ о репрессированных русских поэтах и писателях. Метафора Шенталинского разрастется в кодекс жизни Керсновской — и в название самого двухтомника.

Благотворительный фонд «Сафмар» стал инициатором программы «История России XX века в иллюстрациях», в рамках которой у издателя было выкуплено 500 двухтомников альбома «Правда как свет». Их бесплатно передадут в российские университеты, школы, библиотеки, общественные организации. 60 коллекционных экземпляров двухтомника «Сафмар» уже подарил МГУ.

— Увидев книги, я был очень доволен. Показали ребятам, многие студенты с удовольствием взяли, в библиотеку отправили. Виктор Антонович Садовничий тоже высоко оценил эти книги. Очень хороший, важный проект. Художественное оформление, качество издания — просто выше всех похвал, — считает декан Высшей школы инновационного бизнеса МГУ, профессор Дмитрий Кощуг. — Издание рисунков вполне автономно. Но как знающий текст дневников я настоятельно посоветую читателю сначала ознакомиться с полным жизнеописанием Керсновской, а уж потом изучать ее рисунки.

Изображение
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow