СюжетыКультура

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 143 от 19 декабря 2014
Читать

Нику Турбину, маленькую девочку, пишущую взрослые стихи, «открыл» Юлиан Семенов. Говорят, сделал это по-доброму, с желанием помочь — ей тогда было семь. «Восьмилетний ребенок в каком-то смысле — это черновик человека», — так писал спустя год в предисловии к ее первой книге Евгений Евтушенко. «Черновику» обеспечили все, что в подобных случаях положено: всесоюзная слава, гастроли по стране, преждевременная экзальтация, алкоголизм в 13, сомнительный брак в 16 и забвение еще при жизни: взрослые стихи взрослого человека ажиотажа у широкой публики не вызывают. Чистовика тоже не случилось: Ника погибла в 2002-м двадцатисемилетней.

19 декабряв большом зале Центрального дома литераторов в рамкахвечера-посвящения «Жизнь моя — черновик…»вспоминать ее творчество и скоротечную жизнь будут Дмитрий Быков, Владимир Дашкевич, Феликс Медведев, Марк Розовский, Алена Галич, сестра поэтессы Мария Веретенникова и многие другие. Вести вечер будет Елена Камбурова. Одновременно в фойе откроется выставка иллюстраций к стихам Турбиной художницы Инги Буриной.

Ул. Большая Никитская, 53. Начало в 19.00

В кинотеатре «Формула Кино Горизонт»начался первый Фестиваль анимации со всего светаSky Fest.Компьютерный черный анекдот про сентиментального боксера и рисованный триллер про фантомную конечность, кукольная история о виртуальной любви и философский музыкальный клип из шерстяных ниток, путевые заметки из одного паломничества и хокку, нарисованное чаем, — фестиваль объединяет мультфильмы разных стран, от Франции до Австралии, от Нигерии до США, от Германии до Ирана.

Смешные и трогательные, абсурдные и серьезные, провокационные и добропорядочные, все фильмы неизменно — самобытные и необычные. Одни хорошо известны тем, кто следит за фестивальной анимацией: в списке есть работы, номинированные на «Оскара» и получавшие престижные призы в Берлине, на фестивалях в Оттаве и Анси. Другие картины совсем новые, еще не успели прославиться, третьим же можно прочить скорее интернет-успех, чем фестивальное признание.

В частности, в пятницу в 19.30 будут показывать одну из двух программ фестиваля — «Пропавший шарф», ее потом повторят в воскресенье в 15.30. А в субботу вечером с 18.30 смотрите программу «Мой личный лось».

Комсомольский пр-т, 21/10. До 21 декабря

Отравление чугунием

«Московское индустриальное комьюнити» запускает новый формат культурно-массовых мероприятий, каждое из которых будет одновременно живым выступлением музыкантов, театральными импровизациями, трансляциями видеоарта, демонстрациями всяческих арт-объектов и пространств, причем не просто так, а в рамках какой-нибудь строгой-престрогой концепции. Например, первая акция пройдет в пятницу вечером/ночью в эстетике культового в киноманских кругах фильма «Дети чугунных богов», действие которого разворачивается, как известно, на металлургическом комбинате, трактуемом как микровселенная, где есть не только чугун, но жизнь, хлеб и зрелища, бессмысленное разрушение, разврат, неоправданная жестокость и безудержное пьянство.

Надо понимать, примерно такой состав вселенной будут воссоздавать в арт-кафе «Дождь-мажор»нижегородские дигитальные хардкорщики «Боевые калькуляторы», отменно справляющиеся с задачей озвучения трансформаторных будок и шлифовальных станков, московские киберпанки Torch Project с энергичным электро-индастриалом, волгоградский dark-electro-проект Holocoder, московские умельцы мрачного EBM-индастриала Ultimate Soldier, также сотрудник закрытого НИИ по имени Вяча с жесткими промышленными балладами. Акция обещает быть крутой.

Измайловский Вал, 2. Начало в 23.30

Действие пьесы Саши Денисовой «Сфорца»происходит в Милане XV века. Семья герцога Висконти не выходит за стены замка долгих 17 лет. Замок осаждает кто попало — народ, республиканцы, могущественные венецианцы, распущенные флорентийцы с их светскими ценностями, иные враги. Но все меняется, когда под стенами замка встает со своей армией Сфорца — великий кондотьер, известный в Италии кватроченто своими подвигами и, как заклинание, повторяющий ренессансную формулу: «Человек — мера всех вещей, всякий человек важен». Конфликт феодальных ценностей герцога — вера, монархия, ломбардские шкатулки — и убеждений Сфорцы на сцене Центра имени Мейерхольда поставил режиссер Алексей Жеребцов.

В спектакле, предпремьерные показы которого пройдут 20 и 21 декабря (премьера намечена на конец января) появляются магический кристалл, карты Таро, камера обскура и прочие диковины Средневековья. Но главный «предмет исследования» постановщиков — как средневековый человек вдруг отрастил себе крылья человека Возрождения. Вопрос, ответ на который среди условных костюмов и декораций и под саундтрек из Виктора Цоя и Бориса Гребенщикова может оказаться не самым очевидным.

Ул. Новослободская, 23. Начало спектаклей в 19.00

В Третьяковской галерее работает вторая часть проекта «Магия тела». Вслед за выставкой живописи и скульптуры, завершившейся на Крымском Валу на минувшей неделе, экспозиция в залах графики в Лаврушинском переулке демонстрирует жанр ню в рисунке конца XIX–XX веков, открывая одну из самых поэтичных страниц в искусстве этой эпохи — диалог художника и обнаженной модели.

Около 200 произведений из фондов галереи обнаруживают жанр в развитии: различие московской и петербургской школ, особенности работы русских художников в парижских ателье начала ХХ века, бытование ню в искусстве авангарда, жизнь обнаженной модели в «пуританские» годы советской власти.

Особый интерес представляют индивидуальные интерпретации темы художниками: рисунок допускает гораздо большую свободу и откровенность, чем законченное живописное или скульптурное произведение, и в зависимости от желания художника первоначально нейтральный образ насыщается героической возвышенностью, монументальным величием либо интимной нежностью, эротизмом или нематериальной легкостью. Что и видно в акварелях, пастелях, рисунках графитным карандашом, углем, сангиной Валентина Серова, Михаила Ларионова, Кузьмы Петрова-Водкина, Бориса Григорьева, Петра Кончаловского и многих других.

Лаврушинский пер., 10. До 12 апреля

Бах на клавесине

Ученик Артура Хааса и Густава Леонхарда, французский исполнитель на клавесине Пьер Антай начинал как ансамблист в семейном дуэте с братьями Марком (траверс-флейта) и Жеромом (виола да гамба). В дальнейшем сотрудничал с такими ведущими музыкантами в области аутентичного исполнительства, как Филипп Хервег, Себастьян Марк, Кристофер Коэн, Жорди Саваль и др. и в итоге стал одним из самых заметных солистов-клавесинистов нашего времени.

В круге приоритетных интересов Антайя — творчество Иоганна Себастьяна Баха, которое он интерпретирует с прекрасной артикуляцией и отменным чувством фразировки: вариации и канон передаются неизменно прозрачно и ясно. Программа московского концерта Антайя — в пятницу вечером в Рахманиновском зале Московской консерватории — посвящена великому немецкому композитору, а также его современникам — Генделю, Франсуа Куперену и Жану-Филиппу Рамо.

Ул. Большая Никитская, 13/6. Начало в 19.00

20 и 21 декабря в саду «Эрмитаж»пройдет ежегодная Рождественская ярмарка Seasons, прообразом которой послужили рождественские ярмарки, что появляются с наступлением зимы на площадях многих европейских городов. Вроде ничего особенного, но вдруг — музыка, угощения, подарки, общая атмосфера делается волшебной — и, как когда-то приговаривал Евгений Гришковец, настроение улучшилось.

В этом году аллеи и беседки «Эрмитажа» заполнит тема благотворительности: по сути, сад станет огромной и, что интересно, красивой благотворительной площадкой, где можно будет помочь пожертвованием, сделать подарок, стать волонтером фонда, отдать вещи, которые могут быть кому-то очень нужны, стать участником одного из благотворительных культурных проектов. Но старый добрый подарочно-ярмарочный консьюмеризм к Новому году тоже никуда не денется, несмотря на финансовую свинью, подложенную партией-и-правительством всему расейскому народу. Елочный базар, рождественский хор, детские программы на улице и в тепле — все это будет.

Ул. Каретный Ряд, 3. Начало в 12.00

В начале были звуки…

Выставка «Пионеры звука» на «Винзаводе»— это своего рода гипертекст, построенный на материале многочисленных документов, кинохроники, исторических объектов, интерактивных инструментов и инсталляций и рассказывающий о не самых известных страницах истории электронной музыки в России и за рубежом. Выставка посвящена уникальным аппаратам и концепциям, опередившим время и незаслуженно забытым. Основные разделы выставки посвящены звуковому кино и графическому звуку, ранней шумовой музыке, истории синтезаторов.

В Цехе Красного можно познакомиться с наследием легендарного Льва Термена: знаменитым терменвоксом и менее известными гармониумом, ритмиконом и терпситоном. В разделе, посвященном австрийским изобретателям, выставлен легендарный синтезатор «Мугтониум», разработанный Максом Брандом и построенный его молодым коллегой Бобом Мугом, чья фамилия — Moog — известна каждому поклоннику электронной музыки.

О нем будет сегодняшняя (в 19.00) лекция композитора и перформера Элизабет Шиманой, подготовившей эту часть выставки. А завтра в рамках выставки пройдет еще одна лекция — в 15.00 куратор выставки Андрей Смирнов расскажет о «Рождении электронной музыки: от революционной утопии к новой звуковой реальности».

4-й Сыромятнический пер., 1/8, стр. 6. До 1 февраля

Два в одном

Фонд «Бельканто» в рамках международного фестиваля искусств «Дорога в Рождество» устроил в пятницусразу два концерта с неповерхностным предпраздничным настроением. Сначала — в 19.00Кафедральный собор св. Петра и Павла наполнится самым загадочным шедевром Моцарта — «Реквиемом» — в исполнении московского ансамбля духовной музыки «Благовест», солистов Светланы Полянской (сопрано), Марии Патрушевой (меццо-сопрано), Станислава Мостового (тенор) и Дмитрия Фадеева (бас), а также выдающегося органиста Алексея Паршина.

Затем — в 21.00 — в исполнении японской органистки Хироко Иноуэ и российской саксофонистки Вероники Кожухаровой прозвучат «хиты» Баха, Хендрика Андриссена и Астора Пьяццоллы. Тут будет обычное дело использования непривычных тембров в привычных произведениях.

Старосадский пер., 7

Мультитач и арт

Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. Примерно такая концепция лежит в основе выставочного проекта «Искусство глубокого погружения» и высокие технологии», открывшегося в пятницу в галерее «Нагорная»и демонстрирующего прямо-таки «невероятные возможности для зрителя в прямом смысле погружаться в пространство картины», используя смартфоны и планшеты. Еще бы, просто так мы смотреть уже не можем, разумеется…

А «персональное (прости господи!) электронное устройство» добавит какому-то полотну виртуальности, ракурсов скрытых и прочего интерактива. По факту предстоит смотреть не самый свежий «мультитач-арт» на жидкокристаллические панелях, цифровые картины, видеоарт и прочие «объекты». Весьма на любителя, в числе которых, к слову, оказался человек, похожий на министра культуры, и потому брякнувший — в силу привычки — очередную глупость.

Ул. Ремизова, 10. До 18 января

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow