КолонкаПолитика

Разные отношения

Этот материал вышел в номере № 144 от 22 декабря 2014
Читать
Железобетонное единодушие воспринимается как признак силы

Разница между Россией и Украиной состоит не в том, что с одной стороны границы замечательное государство, а с другой — нет. Важнее другое: как к своим государствам относятся люди в наших странах. Для одних государство есть высшая ценность, для других — только инструмент для решения своих задач.

Это хорошо видно на примере рынка СМИ. Украинские журналисты вглядываются не только в чужие соринки, но и рыщут в поисках собственных бревен. Например, разоблачают Петра Порошенко. Срывают покровы с Арсения Яценюка. Изучают масштабы коррупции в министерстве обороны. Критикуют добровольческие батальоны. Пишут об опасностях олигархического поворота и рассуждают о том, какие проблемы принес стране Майдан.

И это в ситуации, когда страна ведет боевые действия. Когда часть территорий не контролируется Киевом, когда национальная валюта, как, впрочем, теперь уже и в России, успела подешеветь вдвое с начала года, а никакого «плана Маршалла» до сих пор не наблюдается.

А что мы видим в российских медиа? Копаться в коррупционных скандалах можно строго до определенного уровня. Список неприкасаемых персон неофициален, но незыблем. Рассуждения об историях, связанных с первыми лицами, чреваты лишением лицензии. В Украине не один десяток авторов написал о том, что решение Порошенко тащить в политику своего сына — это глупость и ошибка. Но случись подобная ситуация в России, ее предпочли бы вовсе не заметить.

Украинские СМИ нередко передергивают и порой выдают «соломинки» за «бревна». Но они еще не потеряли способности к самокритике. А что могут их российские коллеги — кроме того, как ругать украинскую реальность? Что им позволено? Где пролегает красная линия? Те медиа, которые с некоторым снисхождением принято называть «российской либеральной журналистикой» — это всего-навсего пространство, свободное в выборе тем и в поиске ответов на эти темы. Сегодня эта территория сокращается с каждым месяцем, уже сейчас более-менее свободные от государства издания можно пересчитать по пальцам двух рук. Но это не значит, что есть «либеральные» и «патриотические» СМИ. Это просто значит, что есть СМИ и не-СМИ. Одни могут говорить обо всем, кроме того, что запрещено законом, а другие — лишь о том, что негласно разрешено патронами, поставленными над ними государством. Чувствуете разницу?

Но самое парадоксальное в другом — для российских граждан отсутствие критических материалов в отечественных СМИ выглядит как признак «порядка». Мол, если в Украине политиков критикуют, то это как раз доказывает, что они там какие-то запредельные уроды и неумехи — даже журналистов организовать не могут в ситуации войны. А российское железобетонное единодушие воспринимается как признак силы и стабильности.

И в этом как раз и состоит принципиальное расхождение во взглядах на государство по обе стороны границы. Просто потому, что журналистика является всего-навсего еще одним элементом в системе коллективных сдержек и противовесов. Она по сути своей должна фрондировать чиновнику. Редакции могут быть разными — профессиональными и начинающими, блогерскими и экспертными. Но в любом случае их задача — это следить за теми, кто в силу должности имеет доступ к ресурсам.

Да, всегда можно сказать, что украинская многоголосица — это лишь следствие борьбы элитных групп. Но ведь именно такая борьба является одной из свай государственного фундамента. У сим-карты отрезают один уголок именно потому, что это защита от дурака: ее нельзя неправильным образом вставить в телефон. И полиархия в государстве защищает систему от идиотов, которые могут решить единолично подкорректировать реальность под собственное мировоззрение.

Российского обывателя сложно убедить в том, что цветущая сложность лучше монументального единодушия. Быть может, потому, что для него государство — само по себе цель и ценность. А для украинского обывателя государство инструментально. Если оно помогает нам жить хорошо и счастливо — нам оно нравится. А если оно же ведет к деградации собственного населения, то это государство вполне можно пересобрать. Что, собственно, мы сейчас и наблюдаем.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow