СюжетыПолитика

21-й, пошел!

Правозащитную организацию обвиняют в политической деятельности. Штраф за несогласие считать себя «иностранным агентом» может ее разорить

Этот материал вышел в номере № 145 от 24 декабря 2014
Читать
Правозащитную организацию обвиняют в политической деятельности. Штраф за несогласие считать себя «иностранным агентом» может ее разорить

Минюст и движение «За права человека» готовят встречные иски: НКО оспорит внесение его в список «иностранных агентов», а чиновники потребуют оштрафовать правозащитников за то, что они добровольно не подали заявку на место в реестре.

Минюст пополняет реестр «иностранных агентов». Первые жертвы попали в черный список еще в июне, а на прошлой неделе в «агенты» записали движение «За права человека». Оно стало уже двадцать первой по счету опальной НКО.

Стать «иностранным агентом», как известно, просто. По закону об НКО, вступившему в силу в ноябре 2012 года, необходимо, чтобы организация обладала двумя признаками: получала финансирование из-за рубежа и занималась политической деятельностью. А политической деятельностью у нас, как выяснилось после первых проверок НКО, — может быть даже изучение повадок птиц и борьба с редкими болезнями. Министр юстиции Александр Коновалов уже признал: дать определение «политической деятельности» невозможно. Чиновники Минюста делают из этого свои выводы: записать под эту формулировку можно что угодно, а раз даже медицина подходит, то правозащитная деятельность — тем более.

Раньше организациям предлагалось заклеймить себя «иностранным агентом» в добровольно-принудительном порядке. В июне этого года Минюст получил право самостоятельно включать НКО в реестр и теперь активно этим правом пользуется. 19 декабря пришла очередь движения «За права человека».

Решение было принято на основании внеплановой проверки, которая закончилась в ноябре. Предыдущая, плановая, завершилась в августе — тогда нарушений не выявили.

А в ходе внеплановой проверки вдруг выяснилось, что в период с марта 2013 года по ноябрь 2014 года движение получило несколько пожертвований из-за границы. Так, правозащитники потратили 10 тысяч долларов от американской организации Freedom House на оплату адвокатских услуг. Еще две суммы — 5 и 8 тысяч долларов — были пожертвованы частными лицами и израсходованы на оплату коммунальных услуг. Это подтверждают документы из бухгалтерии. За тот же период движение получило почти 13 миллионов рублей в виде государственных грантов.

— Иностранные деньги составляют всего 5% от общего бюджета организации, — разъяснил исполнительный директор движения Лев Пономарев. — Основные средства поступают по президентскому гранту уже четвертый год подряд на правозащитные проекты.

Очередной грант в размере 6,3 миллиона рублей движение «За права человека» получило в конце октября 2014-го на проект «Гражданский омбудсмен». Два основных направления работы по этому проекту — прием обращений о нарушении прав человека и подготовка предложений по совершенствованию законодательства для решения выявленных проблем. Важно, что по каждому президентскому гранту НКО должна отчитаться, а значит, средства могут тратиться только на осуществление проекта — на поддержание жизнедеятельности организации все равно нужно искать деньги.

Поэтому в движении признают: да, иностранное финансирование было. Но организация занимается защитой прав, а вовсе не политикой. В Минюсте считают иначе.

«Во всех вестниках (речь идет о вестнике «В защиту прав заключенных», который издается движением Льва Пономарева. — Ред.) опубликованы статьи, носящие политический характер, направленные на формирование общественного мнения в целях воздействия на принятие государственными органами решений, на изменение проводимой ими государственной политики», — говорится в акте проверки ведомства. Так, министерству не по нраву пришлась статья «Как реорганизовать ФСИН — всерьез и надолго?», где говорится о необходимости внесения изменений в Уголовно-исполнительный кодекс РФ. В попытках уличить движение в политической деятельности Минюст придирается к любым формулировкам, хоть отдаленно связанным с политикой.

Столь вольная трактовка понятия «политическая деятельность» вызывает недоумение у юристов: движение «За права человека» уже публично поддержала российский омбудсмен Элла Памфилова, а защищать интересы организации в суде, где НКО попытается доказать несостоятельность доводов Минюста, согласился адвокат Генри Резник.

— Политика связана с борьбой за власть, — объяснил «Новой» Генри Резник. — Если организация отстаивает статьи Конституции или критикует власть за нарушение законов, то это нельзя считать политической деятельностью. Такая правовая неопределенность порождает произвол.

Пока в движении готовят иск к Минюсту, который уже подал на правозащитников в суд, обвинив их в административном правонарушении по результатам ноябрьской проверки — то есть в том, что они, будучи «иностранными агентами», не вошли в реестр добровольно. Если Минюст докажет в суде свою правоту, движение обяжут выплатить штраф в размере от 300 до 500 тысяч рублей. Лев Пономарев уже заявил, что это будет означать банкротство организации.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow