Сюжеты

Афиша

Культура

Валерий ГорНовая газета

В лирическом настроении

Изначально романс — это салонный жанр, музыка для друзей по большому счету. Для романса нет барьера сцены, нет огромного тысячного зала, соответственно, нет дистанции между слушателем и исполнителем. Именно это качество послужило основой спектакля «Русскiй романсъ», премьера которого состоится в Театре Наций в предновогодние дни 29 и 30 декабря (а затем — 5 и 6 января).

За названием не скрывается никаких метафор, двусмысленности или сложной драматургии: героем постановки режиссера Дмитрия Волкострелова, ее текстом и сюжетом стал собственно вокально-музыкальный жанр — классический русский романс XIX века от Глинки до Чайковского. Отдельные произведения стали поводом для рассуждений о причинах исчезновения романса как жанра, о сложности культурного диалога времен и, как следствие, об утрате интимного в современном мире. А в целом спектакль получился лирической попыткой вернуться в ту зону доверительности, в которой существовали романсы.

Петровский пер., 3. Начало спектаклей в 20.00

 

Здравствуй, браво, новый год!

Кто-то до сих пор признает только «Браво» с Агузаровой, кто-то ностальгирует по временам Валерия Сюткина — временам настоящей «бравомании», самые преданные поклонники принимают и нынешний, с Робертом Ленцем у микрофона, состав, которому ни много ни мало 18 лет. Но всегда выступления группы — это не «просто так».

30 декабря «Браво» сыграют в Центральном доме художника особый новогодний акустический концерт, «теплый и почти домашний», как обещает бессменный лидер группы Евгений Хавтан. Сет-лист не раскрывается, но судя по всему, программа концерта будет сильно отличаться от того, что «Браво» делают на своих выступлениях последнее время. Впрочем, «золотые хиты» будут в любом случае, причем с участием друзей группы — разных известных и не очень музыкантов.

Крымский Вал, 10. Начало в 20.00

 

Неточка и ЗИЛ

Культурный центр ЗИЛ с 26 декабря по 4 января запускает «новогоднюю елку» для детей и взрослых — с музыкальным спектаклем в большом зале и детской интерактивной программой — в колонном зале.

Уже за 40 минут до начала представления гости окажутся на большой игровой площадке, представляющей собой предновогодний город с заснеженными, уютными улицами и центральной площадью, полной местных жителей — жонглер, скрипач, дворник, бургомистр, трубочист, киномеханик и два симпатичных привидения. В фойе центра можно будет послушать историю сказочного города, в «Электротеатре» — посмотреть раритетные диафильмы. Саму елку обещают едва ли не дизайнерскую.

Но гвоздем программы станет трогательная музыкальная сказка «Неточка и Рождество», сказка о скромной девочке, живущей с отчимом на чердаке и мечтающей попасть в богатый дом «с красными занавесками». Неточка начинает выступать с уличными танцорами, и вскоре ее заветные желания сбываются — благодаря искренности, таланту и доброте.

Действие повести Достоевского, по мотивам которой поставлен спектакль, перенесено в наше время, но узловые эпизоды первоисточника сохранены, ибо вполне актуальны и для дня сегодняшнего.

Ул. Восточная, 4, корп. 1. Начало представлений в 11.00 и 15.00

 

Мелочи, но приятные

Предновогодняя суматоха в большой мере связана с потребительством, приятным, впрочем. Вот и Музей Москвы не остался в стороне: 28 декабря в нем пройдет — уже в третий раз, но теперь посвященный именно что Новому году — Городской блошиный рынок.

В последнее воскресенье декабря, с 12.00 до 20.00 часов, там будут продавать винтажные наряды, украшения, старые книги, игрушки, утварь для дома, самовары и подсвечники и, разумеется, старинные елочные игрушки. Идти рекомендуется всей семьей.

Дети смогут принять участие в мастер-классах, порисовать с детской студией искусств, смастерить елочные игрушки и снежинки, послушать концерт классической музыки от проекта Babyconcert, увидеть вещи, бывшие в обиходе в школьные годы бабушек и дедушек.

Взрослых ждет рассказ о традициях встречи Нового года в России с царских времен до наших дней, показ мод 1940–1960-х годов от Театра исторического костюма «Ретрообраз». Праздничное настроение будет инжектироваться джазом от ансамбля «Прожект БАМ» и твистом и линди-хопом от Moscow Swing Dance Society.

Зубовский б-р, 2

 

Цирк, но не только

Нынешний сезон Центр им. Мейерхольда открыл спектаклем «360 градусов» Дмитрия Мелкина, ломающим стереотипы о цирке, но возрождающим его культовые суеверия, традиции и страхи: было меньше перьев и блесток — больше безусловности трюка, меньше театральных мышц — больше возможностей человеческого тела.

Премьерный «Лев с седой бородой» — продолжение линии «нового» цирка на сцене ЦИМа аккурат к новогодним праздникам.

Легендарный Тонино Гуэрра когда-то написал сказку, Сергей Бархин — нарисовал мультфильм, а молодая театрально-цирковая команда «Антикварного цирка» сделала спектакль. Его исполнители — артисты цирка, танцовщики, музыканты, певцы, художники. И постановка получилась хоть и в жанре «нового цирка», то есть с экспериментами по части формы, фактуры и физики циркового искусства, но с образными решениями, сознательно почерпнутыми в цирке «старом», антикварном даже.

В итоге «Лев с седой бородой» — спектакль про то, что ничего нельзя забывать, что из нитей воспоминаний нужно вязать канат, по которому можно ходить из прошлого в будущее — и обратно. Ну а настоящее — это всего лишь миг, мостик, на котором можно передохнуть, набраться сил…

Ул. Новослободская, 23. 26, 27 и 28 декабря в 12.00 и 15.00

 

Не первые вечера с Меньшиковым

В те далекие времена, когда НТВ еще пыталось быть телеканалом, случилась «Первая ночь с Олегом Меньшиковым», запомнившаяся многим и открывшая в любимом артисте, вдобавок ко всему прочему, еще и блистательный талант конферансье.

Постепенно тот эксперимент вошел в привычку, и Новогодние вечера с Олегом Меньшиковым стали, что называется, доброй традицией — в Театре Ермоловой, который он возглавляет.

В этом году они состоятся 27, 28 и 30 декабря. Подробности держатся в секрете: не считать же таковыми обещания живой музыки, брызг шампанского, сюрпризов и розыгрышей, ярких образов и хорошего настроения. По опыту прошлого года ясно, что очень многое будет зависеть от настроения Олега Евгеньевича, ибо все шоу неизменно вращается вокруг него. Если он будет в ударе… В общем, стоит рискнуть.

Ул. Тверская, 5/6. Начало в 19.00

 

Музеоновый отжиг

В европейский сочельник у входа в парк искусств «Музеон» появилась елка, напоминающая главную архитектурную доминанту столицы — московскую высотку, но являющаяся при этом лабиринтом. Так парк начал свое праздничное меню.

Продолжение последует в каникулы и сначала, как водится, для детей. 2–7 января их ждет «Квест среди скульптур» — с поиском клада, историей парка и самых необычных скульптур, интеллектуальным хоккеем, носороговой битвой, поисками человека-ежа и прятками среди монументов (начало в 13.00).

Плюс ко всему в православное рождество в «Музеоне» развернется уютное и сказочное мультимедийное пространство с настоящим вертепом, театральной анимацией, новогодними мастерскими и согревающим буфетом в стиле европейских ярмарок.

На парковой сцене прозвучат рождественские стихи Бродского, Есенина и Мандельштама в исполнении известных артистов МХТ им. Чехова под аккомпанемент живой музыки (начало в 13.00).

Для взрослых на каникулах парк отменил затишье, подготовив сразу два музыкальных фестиваля, посетителям парка, впрочем, знакомых еще с лета. «Парктроника II» 6 января, с 16.00 до 22.00, — это дискотека в сугробах на Крымской набережной, зимний сиквел одного из самых запоминающихся опен-эйров 2014 года, учитывающий погодные условия: в музыкальной программе особый акцент сделан на плясовой составляющей, ибо что, как не танцы, способно согреть людей под открытым небом в январский день.

Вторым будет фестиваль Motherland X-Mas 8–10 января, с 17.00 до 21.00, главными героями которого станут новые отечественные группы самых разных направлений, от танцевального инди-попа и эксцентричной электроники до громкого гаражного рока и сверхэнергичного мультяшного электро-попа. В общем, много синтезаторов, гитар и красивых людей, танцующих под разноцветными мерцающими огнями.

Вход на оба фестиваля свободный. Фудкорт с горячим кофе, глинтвейном и выпечкой — за свой счет.

Крымский Вал, вл. 2

 

Веселый Гном и скидки на Николаева

Предпраздничная программа культурного центра «Дом» тоже предлагает не тратить время на блошиные рынки Парижа, Лондона, Вены и антикварные развалы Стамбула и Бухары.

Ретромаркет «Блошинка» 27 декабря попытается их заменить с 12.00 до 20.00 так, чтобы хлопоты по выбору подарков превратились в захватывающий поиск сокровищ среди антиквариата и винтажа времен СССР, старинных предметов интерьера, восточных ковров и вышивки, фарфора и стекла, ювелирных украшений, антикварных кукол и игрушек, кружев и тканей… Всего и не сосчитаешь.

А днем позже, 28 декабря, на сцену «Дома» с незапланированным новогодним концертом «Мы ждем тебя, Веселый Гном!» выйдет Алексей Айги и его ансамбль «4'33''». Для этой программы самый известный отечественный композитор-минималист пообещал отыскать самые жизнерадостные, мажорные композиции из своего репертуара. Пока нашел две. Кроме того, музыканты принимают предварительный заказ на исполнение: чего-то собственного — 1000 рублей, постороннего — цена договорная, в у.е., но со скидками на произведения Игоря Николаева и Фрэнка Заппы. Мимоходом еще и новую пластинку с длинным названием Alexei Aigui — Bandes Originales de Films представят. В общем, веселый праздник гарантирован.

Б. Овчинниковский пер., 24, стр. 4. Начало концерта в 20.00

 

Старая, старая сказка

Премьера в Большом театре 27 декабря (а также 28, 30 и 31 декабря) — то ли альтернатива, то ли прибавление к классическому и бессменному «Щелкунчику»: еще одна очень зимняя и очень новогодняя история — «История Кая и Герды». Опера Сергея Баневича, одна из самых известных работ прекрасного композитора для театра и кино, — это рассказ Фонарщика о том, как когда-то сироту Кая приютила Бабушка, и с тех пор у него появилась Герда и добрый дом в славном городе Оденсе, но появляются тролли, Снежная королева и… — ну, сказку Андерсена знают все.

С успехом шедшая в питерской Мариинке более тридцати лет, «История Кая и Герды» в Большом собрала в постановочной команде и очень молодых, как режиссер Дмитрий Белянушкин, и очень опытных, легендарный сценограф Валерий Левенталь, создавший для спектакля декорации ледяного королевства и далекой Лапландии. Петь будут молодые, но уже не без опыта солисты театра.

Постановка на Новой сцене Большого, приобщающая к оперному искусству маленьких зрителей, не может не быть ярким зрелищем, с эффектными костюмами, оригинальными хореографическими находками и разными спецэффектами, которые заставят удивиться не только ребенка, но и взрослого. А в конце все, разумеется, будет хорошо, и придет долгожданная весна.

Театральная пл., 1. Начало в 12.00

 

Немое кино, живой звук

Если елка уже стоит в углу, оливье накрошен заранее, а водка пристроена в холодильник, канун Нового года может оказаться более-менее свободным — например, для того, чтобы побывать на праздничном кинопоказе бессмертного уже шедевра Чарли Чаплина «Огни большого города» на большом экране Красного зала Центрального дома кино.

Само по себе это не было бы новостью, если бы фильм не демонстрировался 31 декабря с включением эпизода, в окончательный чаплиновский монтаж не вошедшего, но не менее интересного, чем привычные, известные по финальной версии картины. К тому же звуковое сопровождение к фильму будет живым и прозвучит в оригинальной аранжировке для струнного квартета, гобоя и электроники — этим займутся Noir String Quartet и группа Quintenza, которые, ко всему прочему, еще и сюрпризы какие-то приготовили. И речь не о новогоднем бокале шампанского, который и так ждет каждого зрителя.

«Огни большого города» были первым фильмом, к которому Чаплин написал музыку — 95 оригинальных номеров, чередующихся с известными цитатами из музыки других композиторов, — Хосе Падилья, Римского-Корсакова и др. В общем, не самый плохой зачин для новогоднего вечера.

Ул. Васильевская, 13. Начало сеансов в 14.00 и 17.00

 

Грехопадение, премьера

Предпремьерные показы спектакля «Адам, Ева и…» объединения «Дорогие имена», известного как «новое театральное подполье», «новое театральное ретро» и «независимый театр» одновременно, прошли в ноябре не без успеха. К премьере — и к Новому году — постановка, многоточие в названии которой скрывает Лилит — женщину, которой в Библии нет, но которая известна в истории христианства как первая жена Адама, как жена Сатаны, как Матерь Жизни и Смерти, как Дарительница губительной тайны и огненного бытия, как Первопричина первородного греха и т.д., и т.п., — постановка обрела постоянное пристанище.

28 декабря она состоится на сцене Московского Мюзик-Холла. Артистами хореографического действа выступают не профессиональные танцоры, а драматические актеры известных столичных театров. На протяжении всего спектакля со сцены не произносится ни слова — все передается на языке танца и змей-искусительниц. Минимум декораций — максимум откровения и напряжения.

Музыку для спектакля в духе курехинских саундтреков к «Господину оформителю» написал молодой композитор Никита Чипенко, а костюмы разработаны художником-модельером Верой Пишевец.

Ул. Каланчевская, 33/12, стр. 2. Начало в 20.00

 

Игра в книгу

В мир детской книги погружает выставка «Лия Майорова. Игра в книгу», посвященная творчеству известной советской художницы, книжного графика, дизайнера книги и автора книг для детей.

С «картинками» Майоровой дети Страны Советов впервые познакомились больше полувека назад: много лет она проработала в одном из самых главных детских театров страны — Театре кукол Сергея Образцова, но придумала при этом для самых маленьких читателей серию «Первая книга» — книжку-игрушку, книжку-панораму — и сделала их больше ста. При ее участии было создано издательство «Малыш», где она проработала тоже немало лет, сотрудничая с Ильей Кабаковым, Эриком Булатовым, Евгением Чарушиным и многими другими. А уж всех авторов, над книгами которых Майорова работала, и не сосчитать — от Маршака и Агнии Барто до Маяковского и Роберта Рождественского.

Каждая книга Лии Майоровой — это «спектакль», сделанный не по готовым лекалам, а каждый раз заново созданный объект. Не удивительно, извините за штамп, что они были популярны не только в СССР, но и, переведенные, расходились практически по всему миру. По сути, это полиграфические и дизайнерские шедевры, рядом с которыми прошло детство уже четырех поколений и которые как раз и предлагает выставка, работающая в Музее Москвы, что называется, в дни школьных каникул.

Зубовский б-р, 2. До 11 января

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera