Сюжеты

Пациенты и власть – возможность договора

Как строится взаимодействие региональных властей с пациентами

Фото: «Новая газета»

Общество

Людмила РыбинаОбозреватель, rybinal@yandex.ru

Как строится взаимодействие региональных властей с пациентами

Расходы федарельного бюджета на здравоохранение сокращены. И хотя во внебюджетном федеральном фонде обязательного медицинского страхования (ФФОМС) предусмотрен рост доходов, и соответственно, расходов на медицину на 2015-17 годы,  тревога и у врачей и у пациентов остается: финансирование из ФОМС – новая ситуация для российского здравоохранения. Хватит ли денег в регионах?

О том, как строится взаимодействие региональных властей с пациентами, мы попросили рассказать Сергея Клепцина, депутата Законодательного собрания Пермского края, председателя комитета по социальной политике.

 

Людмила Рыбина: – В федеральном бюджете на будущий год уменьшаются расходы на здравоохранение. Это пугает?

Сергей Клепцин: – Расходы на здравоохранение в целом не уменьшаются, они остаются практически в тех же объемах, меняются источники финансирования. Это полномочия Правительства, но я полагаю, что, средства будут перераспределены в первую очередь на исполнение указов Президента, в частности, на увеличение оплаты труда работников здравоохранения. Это – приоритет для любого субъекта федерации, и мы здесь не исключение. Это будет выдерживаться.

Финансирование из краевого бюджета тоже остается. Так, мы на краевом законодательным собрании уже приняли решение о выделении 40 млн. руб. на госпиталь ветеранов войн. Авторами этого предложения были мы с Еленой Зыряновой, председателем комитета по бюджету.

Здание и имущество профилактория «Энергетик» будет передано госпиталю ветеранов и приведено  в соответствие с новыми требованиями с учетом его доступности для мало мобильных граждан.

40 млн. – это только первый этап. В целом, запланировано в бюджете порядка 150 млн. руб. Правительство обещает, что в течение 2015 года все необходимые работы проведет, чтобы в год 70-летия Победы ветераны получили новое здание для госпиталя.

Л.Р.: - Насколько в крае напряженная ситуация с лекарствами для льготников?

С.К.: - Ситуация с льготным лекарственным обеспечением выправилась. У нас действительно, на переходе 2013-14 года были проблем с препаратами для льготных категорий, в частности для людей, страдающих сахарным диабетом. Но это заставило правительство более четко выстроить систему взаимодействия между лечебными учреждениями и аптечными складами. Теперь работает в полном объеме электронная система, отслеживающая, где и какие препараты находятся, в каком количестве. Лечебное учреждение через интернет делает электронный заказ на закупку льготных препаратов. Чего греха таить, в предыдущие годы эта цепочка была разорвана: врач в конкретном лечебном учреждении не понимал, есть ли лекарство на аптечном складе или в аптеке. Теперь и аптечный склад видит все заявки лечебных учреждений, и врачи видят всю информацию вплоть до того, в какой аптеке находится тот или иной препарат.  

Мы серьезно обсуждали с краевым Министерством здравоохранения ситуацию сбоев конца 2013 – начала 2014 года. И теперь министерством отработана логистика, чтобы ни в конце, ни в начале года «немых» зон не появлялось. Министерство на сегодняшний день готовит заявку как раз с учетом переходного периода. Есть период рождественских каникул, который надо страховать. Мы задавали вопрос правительству: есть ли уверенность в том, что ситуация предыдущего переходного периода не повторится? Министерство заверило нас. Мы, естественно, доверяем правительству и рассчитываем, что ситуацию прошлых лет учли.

Л.Р.: - Сейчас много говорят про импортозамещение. Понятно, что импортные лекарства не дешевые, понятно и то, что отечественные производители должны иметь преимущества на внутреннем рынке. Но пациенты, особенно вынужденные принимать лекарства постоянно, боятся замены подобранных и работающих лекарственных схем. Как в крае решаются эти проблемы?

С.К.: - Я здесь как профессионал отвечу - по первому образованию я врач. В фарминдустрии нельзя, условно говоря, сегодня утром дать указание, а назавтра уже проблемы решить. Естественно будет переходный период. Фарминдустрия сразу не перестроится. Сейчас не только инновационные препараты поставляются из-за границы, но частично и составляющие компоненты тех лекарств, что производятся у нас.

Ни для кого не секрет ни на уровне федерации, ни на краевом, что есть препараты, которые просто физически не могут быть заменены на российские. В полном объеме импортозамещения просто по объективным причинам быть не может. Это – не чья-то злая воля. Есть редкие заболевания, есть заболевания сложные, для которых, существующие на рынке инновационные препараты заменять нечем – они защищены патентами. Естественно, краевое министерство это учитывает. Оно понимает, что на фоне глобальных тенденций - соотношение рубля к доллару и рубля к евро, потребуются дополнительные средства. Часть препаратов закупается за валюту через федеральные резервы, и мы прогнозируем рост рублевого эквивалента по закупкам препаратов. Мы сделали в правительство края запрос, и получили ответ, что оно учитывает возможное увеличение расходов. Ситуация, со слов правительства, под контролем. Надеемся на их профессионализм, на то, что они понимают, о чем говорят.

Л.Р.: - А деньги на это в бюджете есть?

С.К.: - Деньги в бюджете на это есть, но я не исключаю ситуации, что по итогам первого полугодия 2015 года нам придется принимать дополнительные меры по финансированию лекарственных программ.

Л.Р.: - В такой непростой ситуации, чтобы не возникало недовольства и даже паники, особенно важно сотрудничать с пациентскими организациями и принимать все решения совместно. У вас эти отношения налажены?

С.К.: - Приведу пример по взаимодействию с пациентской организацией «Диабет». Когда два года назад ко мне впервые пришел руководитель  органазации Михаил Спиридонов, у него был достаточно большой перечень проблем пациентов с этим диагнозом. Были вопросы к работе краевого и городского Диабетического центра. Были - по оборудованию, как общему, так и индивидуальному. Проблемы с глюкометрами и тест-полосками, которые помогают пациентам держать заболевание под контролем. Были и проблемы, связанные с приобретением тех или иных препаратов, которые позволяют предупредить осложнения сахарного диабета.

На сегодняшний день при активном участии пациентов проделана большая работа. Разработана и реализуются программа по работе с пациентами, как теперь говорят – дорожная карта. Практически обновлен состав врачей краевого центра диабета. Решена проблема монополизма в части закупки глюкометров и тест-полосок, на которую жаловались пациенты. Проведены конкурсы, и выбрано наиболее оптимальное оборудование и тест-полоски. Что касается препаратов, нам, в частности, удалось провести важный проект по закупке препарата, который позволяет избежать серьезного осложнения - диабетической макулопатии. Без этого препарата больные с диабетом, имеют высокий риск слепоты. Правительством края этот препарат закуплен. Сформирована очередь пациентов, которые нуждаются в нем. И есть уже положительные результаты.  Промежуточные итоги этой программы были представлены недавно на заседании под председательством зампреда правительства края Надежды Кочуровой, которая курирует и систему здравоохранения. Для пациентов, которые теперь получают этот препарат, по сути дела, снята опасность осложнений на глаза и тяжелой инвалидизации по зрению. На последующие годы зарезервирована сумма в министерстве здравоохранения на закупку данного препарата. Процесс запущен, и мы видим положительные сдвиги. На том же совещании мы наметили следующие этапы  работы с пациентами, больными сахарным диабетом. Есть понимание и поддержка Министерства здравоохранения. Наверное, этот тот результат, на который мы рассчитывали, когда начинали совместную работу с пациентской организацией.

Л.Р.: - Важно, чтобы там, где есть очереди – на препараты или на отдельные виды медицинской помощи, все было прозрачно. Сейчас пациенты уже могут это контролировать?

С.К.: - Мы движемся к этому при поддержке правительства. Мы договорились, что электронная очередь на препараты будет на сайте министерства здравоохранения или на сайте краевого диабетологического центра (если это касается диабета) видна всем. Мы получили заверения от правительства, что заинтересованный гражданин будет все это видеть.

Л.Р.: - В Москве сейчас идет реорганизация здравоохранения: большая роль отводится профилактической медицине, и соответственно, укрепляется поликлиническое звено, при этом сокращается число интенсивных коек в стационарах. Врачам придется поменять место работы, переучиться. Как в Пермском крае обстоит дело с обеспеченностью кадрами, койками?

С.К.: - Сокращения коек у нас нет. На сегодняшний день коечный фонд приведен в полное соответствие со всеми нормативами. Ни у законодательного органа, ни у пациентов – особых вопросов нет. Но мы не говорим, что все идеально отлажено, и ничего дальше предпринимать не надо - система не стоит на месте. Мы работаем совместно с правительством, прошло заседание рабочей группы по обсуждению закона о госпрограмме по оказанию помощи гражданам.

Мы понимаем, что перераспределение внутри коечного фонда должно быть. Должны появиться койки дневного пребывания, и койки сестринского ухода, и хосписы. Все эти виды помощи должны быть залицензированы. Это процесс не одного дня. Нельзя просто по мановению волшебной палочки или по желанию министра сказать, что вот эти койки вчера были такими, а сегодня должны стать такими. Процесс идет, но у нас это рабочие моменты, остроты, в том числе и социального напряжения, этот не вызывает. Мне сложно комментировать ситуацию по Москве, я не нахожусь в глубине проблемы. Я могу только в целом сказать очевидное: конечно же, система здравоохранения в первую очередь должна быть нацелена на профилактическую работу. Это более эффективно с точки зрения затрат, если говорить о деньгах. И это эффективно и для пациента. Надо стараться предупредить болезнь или осложнение, не доводить до того, когда приходится усилиями большого числа специалистов лечить сложное заболевание. На сегодняшний день во главе Министерства здравоохранения Российской Федерации - профессионал. Я имею в виду Веронику Скворцову. Я считаю, что за последнее, достаточно большое, количество лет, это самое удачное приобретение Правительства Российской Федерации – такой министр здравоохранения.

Стратегическое направление должно быть выдержано: мы должны сохранить здоровье нации, бороться за это. Это важно и с точки зрения экономики. А сложности на уровне субъектов, полагаю, могут быть преодолены.

 

Статфакт

Доходы бюджета ФОМСа предусмотрены

на 2015 год - 1632.3 млрд руб.,

на 2016 год - 1706.5 млрд руб.,

на 2017 год - 1804.1 млрд руб.

(Бюджет 2014 года - 1240.1 млрд руб., но тогда большую нагрузку нес федеральный бюджет).
Расходы в 2015 году могут составить 1675.3 млрд руб.,

в 2016 году - 1758.3 млрд руб.,

в 2017 году - 1804.1 млрд руб.
Дефицит бюджета фонда в 2015-2017 годах не планируется.

 

Комментарий Минздрава

С 2013 года за счет субвенций территориальные программы ОМС впервые сбалансированы на всей территории России. Рост субвенции в 2015 году по сравнению с 2014 годом составит 240 млрд. рублей или 20,4%, а ее размер достигнет 1 414,2 млрд. рублей. На 2016 год субвенция утверждена в размере 1 494,0 млрд. рублей (на 6% больше предыдущего года), в 2017 году – 1 667,6 млрд. рублей (на 12% больше).

Значительно увеличиваются подушевые нормативы финансирования базовой программы, которые составят в 2015 году – 8 260,7 рублей, что на 18,7% выше предыдущего года, в  2016  году  –  8 727,2 рублей (рост на 5,6%), в 2017 году -  9741,2 рублей (рост на 12%).

За счет роста субвенции все субъекты РФ получают полноценную возможность обеспечить расходы базовой программы ОМС по тарифу на оплату медицинской помощи, включая всю специализированную медицинскую помощь, оказываемую медицинскими организациями всех форм собственности, а также высокотехнологичную медицинскую помощь, включенную в базовую программу ОМС (459 методов).

В целях развития медицинской помощи в амбулаторных условиях предусмотрено увеличение нормативов объема и стоимости профилактической медицинской помощи, дальнейшее развитие неотложной помощи на базе поликлинических подразделений, совершенствование принципов взаимодействия поликлинических подразделений со стационарными учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи.

Скорая медицинская помощь с 2015 года будет осуществляться полностью за счет субвенции из бюджета Федерального фонда ОМС по нормативу 1 710,1 рублей за один вызов, что на 202,7 рублей или на 13,5% превышает уровень 2014 года.

Стоимость 1 случая госпитализации в 2015 году составит 22 233,1 рубля, что выше 2014 года на 16%. Увеличится стоимость пациенто-дня в условиях дневного стационара на 6,4% по сравнению с 2014 годом, что позволит обеспечить оказание специализированной медицинской помощи, ранее оказываемой в стационарных условиях.

С 2015 года в систему обязательного медицинского страхования полноценно войдет высокотехнологичная медицинская помощь.
На ее оплату в 2015 году, кроме средств в рамках базовой программы ОМС, будет направлено дополнительно 82,1 млрд. рублей. Рост по сравнению в предыдущим годом на 60% (51,3 млрд. рублей). В 2016 году - 99,5 млрд. рублей (рост на 21,2%), в 2017 году - 103,5 млрд. рублей (рост на 4%). Указанные средства обеспечат расходы медицинских организаций по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, и позволят выполнить поручение Президента Российской Федерации по увеличению к 2017 году в 1,5 раза ее объемов к уровню 2013 года.
 

Олег Салагай, пресс-секретарь Минздрава России

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera