КолонкаПолитика

От песен этих никому не скрыться

Инопланетянин Звягинцев на фоне новогодней вакханалии «землян»

Этот материал вышел в номере № 3 от 16 января 2015
Читать
Инопланетянин Звягинцев на фоне новогодней вакханалии «землян»
Изображение

«Не могло такое раньше нам присниться, / Чтоб для песни и закрыли вдруг границы. / И от песен наших никому не скрыться, / Заявляем как певцы и как певица». Шутливую (типа) песенку на мотив знаменитых «Листьев желтых» исполнили на новогоднем «Голубом огоньке» Валерия и Иосиф Кобзон с Олегом Газмановым (жертвы «латвийских санкций») под хохот и аплодисменты в зале. Впрочем, хохот и аплодисменты вполне могли быть записаны раньше, ибо частенько возникали невпопад, а вот оптимизм и уверенность означенных артистов эстрады в том, что «от песен их не спрятаться, не скрыться», напугала по-настоящему, а главное — совершенно подтвердилась в долгие новогодние праздники. Шли часы, дни, а они и их неутомимые коллеги по цеху все пели и пели — на всех каналах, часто даже не утруждая себя сменой репертуара и сценических костюмов.

Российский зритель — он привычный. Он слушает — да ест. И даже если случается у него от увиденного и услышанного «несварение желудка», бухтит у себя на кухне или вовсе молчит в тряпочку. А вот украинская аудитория канала «Интер», который тоже показывал в Новый год всю эту песенную и юмористическую вакханалию российского производства, частично возмутилась и даже потребовала отзыва лицензии у канала. И ее, аудиторию, можно понять. И дело даже не в политике (хотя в первую очередь в ней, конечно), а в чудовищном качестве (ну и количестве, разумеется, тоже) сотворенного «братьями» продукта. Раньше-то и они, украинские зрители, тоже «кушали» этот телевизионный салат оливье — и ничего, не давились. А теперь вот словно прозрели: «Какая гадость! Какая гадость — эти ваши новогодние огоньки!»

Гадость! Кто бы спорил. Но, право, даже они лучше, чем бесконечная пропаганда, хотя и о ней, как видим, не забыли создатели новогоднего шоу на канале «Россия 1», примешав к просто бездарным текстам супербездарные, но политически выдержанные тексты о санкциях.

Сама же пропаганда, которая буйствовала на телеэкранах много месяцев подряд, в праздники если не исчезла, то порядком оскудела. Отсутствие штатных телевизионных «бесогонов» особенно порадовало вскоре после Нового года, когда в Париже произошла трагедия. И некому оказалось по горячим следам прокричать развращенной Гейропе, что сама во всем виновата и теперь получила по заслугам. А скорее всего — не было и такого руководящего указания: клеймить жертву — иначе вернулись бы, конечно, толстые да киселевы с соловьевыми из своих отпусков, и мало бы французам не показалось. Факт же остается фактом: вспомнив о профессии, информационные каналы, включая «Россию 24», работали в напряженном режиме информирования, выражая сочувствие пострадавшим в теракте и даже упоминая о такой непреложной цивилизационной ценности, как свобода слова, защищая которую, вышли на улицы Парижа и других европейских городов миллионы людей во главе с лидерами многих стран.

Нет, разумеется, подтявкивали время от времени что-то про прогнившие европейские ценности штатные «эксперты» государственных каналов Жириновский, Марков, Пушков, Нарочницкая — куда ж без них. Да, разумеется, приехавшая в столицу Франции для освещения марша скорби Ольга Скабеева в вызывающе ярком пальто цвета фуксии на фоне черных и темных одежд парижан мало того что выглядела неуместно, так еще и сочувствовала с такой интонацией, словно торжествовала. Но все-таки российские телеканалы в эти дни больше демонстрировали адекватность и не до конца утраченный профессионализм, нежели злорадство по поводу настигшей французов беды.

Впрочем, наступили суровые будни, и российский «ящик» вернулся к обыденной практике: и вот уже президент США Обама объявляется трусом, побоявшимся приехать в Париж (ведущие и корреспонденты новостей, уличившие его в этом, как-то совсем запамятовали, что и их родной президент на парижском марше замечен не был), и европейцы — лицемерами и приверженцами двойных стандартов (что ж они не выходили на марши, когда в Донбассе мирных жителей убивали и когда у нас происходили кровавые теракты?), забыв о том, что и в самой России народ безмолвствовал.

А тут еще одно событие подоспело — из разряда радостных уже и крайне значимых для российской культуры и повышения самооценки большинства патриотически настроенных россиян. Впервые за много лет престижную американскую кинопремию получила российская картина «Левиафан» вместе с ее создателем Андреем Звягинцевым. Ох, какие праздники патриотизма и народного единения умеют закатывать наши телеканалы и по куда менее значительным поводам! Как провожают они на заштатный, в сущности, конкурс «Евровидение» своих посланцев и с каким триумфом встречают даже не победителей, а просто участников, возглашая, что наши все равно лучшие, Россия всех порвала, а группа «Серебро» на самом деле — чистое золото. А как чествуют наших футболистов-фигуристов-хоккеистов, тоже невзирая на реальные победы — просто потому, что мы были там и сделали все, что он нас зависело, несмотря на несправедливое судейство, негативный настрой публики в отношении великой России и прочие побочные обстоятельства, помешавшие «танцорам».

И вот, казалось бы, такой чистый и очевидный повод для гордости за Отечество — победа российского кино на международной арене. И казалось, что за честь принимать у себя триумфаторов Звягинцева с Роднянским подерутся в кровь Малахов с Корчевниковым, чьи форматы более чем приспособлены для мгновенного реагирования как на радостные, так и на печальные события в жизни страны. Ан нет. Тишина. О победе «Левиафана» внятно и довольно подробно рассказали в новостных программах НТВ, «Культуры», канала «РБК». И всего лишь скороговоркой, одной буквально строкой, перед прогнозом погоды, — Первый и канал «Россия».

А самого триумфатора Андрея Звягинцева пригласили лишь на «Дождь» — в программу «Собчак живьем». И выглядел он не столько расстроенным, сколько обескураженным этим вопиющим «молчанием ягнят». «Я помню, — сказала ведущая, — что Диму Билана, когда он выиграл «Евровидение», даже президент Медведев звонил поздравить. А кто вас позвонил поздравить?» «Никто из официальных лиц меня не поздравил», — признался Звягинцев.

О политических мотивах такого отношения к себе и своему фильму режиссер говорить не захотел. Высказал лишь убежденность в том, что фильм нужен стране и ее гражданам, да досаду. И как-то не осталось вопросов, почему для него и его фильма наши телеканалы «закрыли вдруг границу». Он инопланетянин на фоне всех остальных, от чьих песен, фильмов и программ «не спрятаться, не скрыться». А непознанное всегда пугает. Пусть уж лучше набившее оскомину, бездарное и пошлое, но свое, понятное и родное. Как «Голубой огонек» — бессмысленный и беспощадный.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow