Сюжеты

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в № 3 от 16 января 2015
ЧитатьЧитать номер
Культура

Валерий ГорНовая газета

Культурные события следующей недели

Дюшановщина

После новогодних каникул близки к закрытию несколько выставочных проектов, которым, однако, стоит, если не успели раньше, уделить внимание. Один из них — выставка «Предмет искусства» в Государственном центре современного искусства, которая не только повествует о том, как жизнь становится материалом для создания произведений искусства, но и является первой из двух экспозиций поступления в коллекцию ГЦСИ за последние два года.

Последнее означает, что в той или иной степени проект демонстрирует тенденции и процессы актуального искусства в локальном изводе, не суть важно, хорошо это или плохо. Собственно же выставка, она о том, как устойчивость интереса к присвоению заимствованным из реальности объектам статуса «искусства» позволяет говорить о рождении (или возрождении) творческого метода, обнаруживающего близость как к дюшановскому реди-мейду, так и к приемам художников арте повера. Экспонатами являются как «найденные объекты», так и «мелочи жизни» — простые вещи и безыскусные действия, становящиеся «предметом искусства».

Ул. Зоологическая, 13, стр. 2. До 25 января

 

Просто Джон

Вторая половина Театрального киносезона-2014/15 открывается премьерной постановкой «Джон» одной из самых инновационных танцевальных трупп Европы DV8 Physical Theatre на сцене Королевского Национального театра. Пятьдесят мужчин — любовник, выпускник университета, поджигатель, отец, преступник, обольститель и многие другие — ответили на вопросы о любви, сексе и личных переживаниях, которые им задал режиссер Ллойд Ньюсон.

Благодаря этим беседам родилась идея создания откровенного танцевального спектакля, в котором движения переплетаются со словами. Блестящая хореография, изумительное исполнение, необычная и трогательная история — среди людей, с которыми разговаривал Ньюсон, был человек по имени Джон, ставший центральным персонажем, чья жизнь, омраченная преступлениями и наркотиками, жизнь как попытка выжить, разворачивается перед нами на протяжении полутора часов. Спектакль будет транслироваться 21 января в кинотеатре «Формула Кино Европа».

Пл. Киевского вокзала, 2 (ТРЦ «Европейский»). Начало в 19.30

 

Подземный классик

Последний роман Винфрида Георга Максимилиана Зебальда «Аустерлиц» заставил Сьюзен Зонтаг говорить о возвращении «великой литературы» на фоне общего кризиса мировой словесности. К пятидесяти семи годам Зебальд стал европейски известным автором четырех книг, написанных по-немецки в жанре documentary fiction, лауреатом премий Берлина (1994), Генриха Бёлля (1997), Генриха Гейне (2000) — и погиб в 2001 году на пороге всемирной славы.

Поэт и эссеист Мария Степанова называет его «подземным классиком», потому что «в России непереведенный, неосвоенный и неусвоенный (по-русски вышла всего одна его книга, и та в 2006-м) Зебальд существует на правах тайного знания: о нем не пишут, но говорят, не рассуждают, а подразумевают. Это еще диковинней потому, что именно здесь его способ существования в литературе должен был бы стать предметом первой необходимости».

Собственно, ее лекция 18 января в коворкинге в Центральном телеграфе DI Telegraph так и называется: «Подземный классик. В.Г. Зебальд как предмет первой необходимости». В дополнение к лекции будут продемонстрированы фрагменты фильма Patience (After Sebald), который режиссер Грант Ги, известный фильмами о Joy Division и Radiohead, снял по следам пешего путешествия Зебальда по Саффолку. Вход свободный, необходима онлайн-регистрация на сайте проекта «Эшколот».

Ул. Тверская, 7 (вход с Газетного пер., 9-й подъезд, 5-й этаж). Начало в 19.00

 

Русская народная дискотека

Клуб народного танца «Туда-Сюда» — коллектив, участники которого уже лет пять-шесть занимаются воссозданием традиционной инструментальной музыки, инструментальных ансамблей и старинных танцев народов России, попутно воскрешая и собственно инструменты, такие как гусли, гармошки, балалайки, владимирский рожок и колесная лира (список далеко не полон), и приемы игры. При этом «Туда-Сюда» известны не только своими выступлениями, но и постоянно организуемыми танцевальными «вечёрками» для всех желающих обучиться народным танцам и просто хорошо провести время. «Вечёрки» в культурном центре «Дом» так и вовсе вошли в привычку. Очередная состоится 20 января.

Б. Овчинниковский пер., 24, стр. 4. Начало в 20.00

 

В записи

На площадке молодых художников «Старт» на «Винзаводе» выставка «Политические партитуры» демонстрирует записи четырех перформансов арт-группы u/n multitude, которые она претворила в жизнь в течение 2014 года. Так что это своего рода подведение итогов — с предысторией в рассказах и фотографиях, которые дополнят собственно видео. Так, одна из «партитур» «Повар против Веберна» основана на истории трагической гибели австрийского композитора, по ошибке застреленного у собственного дома солдатом — поваром американской армии вскоре после окончания Второй мировой войны.

В перформансе «Краткая история доносов» представлены тексты реальных доносов, взятых из архивов спецслужб царской, советской и современной России, адаптированные для голоса в сопровождении фортепиано. В работе «Музыка тюрем» u/n multitude зачитывают «Правила внутреннего распорядка жизни» в Дмитровлаге — одном из крупнейших подразделений ГУЛАГа, в котором заключенные-каналоармейцы соединяли Москву-реку с Волгой. Наконец, четвертая «партитура» обращается к знаменитой речи Хрущева, сказанной им в Манеже в адрес художников-авангардистов в 1962 году. Звук абсурдных цитат, повторяемых в перформансе, иронично распространяется по всей экспозиции. Не вживую, но все равно интересно — стоит успеть.

4-й Сыромятнический пер., 1/8, стр. 6. До 25 января

 

Шедевр фирмы Зауэр-2

Собственную органную фабрику немецкий мастер Вильгельм Зауэр открыл во Франкфурте-на-Одере в 1856 году, наследуя дело отца. Его творения были популярны: основываясь на лучших традициях органных мастеров Германии, Зауэр создавал гармоничные и по своему облику, и по звуку инструменты. Завозились его инструменты и в Россию. Один из немногих сохранившихся был восстановлен в 2006 году и ныне функционирует в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе свв. Петра и Павла.

Именно там фонд «Бельканто» проводит небольшой, но уже второй фестиваль органной музыки — «Шедевр фирмы Зауэр». В пятницу вечером в 21.00 Наталья Летюк в концерте «Через тернии к звездам» уведет слушателей в лабиринты полифонии и метрических ограничений Баха, Дитриха Букстехуде, Макса Регера, Шарля Турнемира и Сезара Франка. А 22 и 23 января (в 20.00 и 21.00 соответственно) состоятся два выступления в рамках программы «Выдающиеся органисты Европы».

Первой будет кавалер ордена Искусств и Литературы Франции Марина Чебуркина, которая объединит в концерте произведения Луи-Николя Клерамбо, Франсуа Куперена и опять же Баха. Вторым станет заслуженный артист России профессор Даниэль Зарецкий — на его «совести» окажутся творения Георга Бёма и… естественно, Иоганна Себастьяна Баха.

Старосадский пер., 7/10

 

Реально история

Третьяковская галерея представляет выставку исторических картин Павла Рыженко, ушедшего из жизни в минувшем году сорокачетырехлетним. «Отражая эпоху…» — это 25 живописных произведений, в которых художник обращался к драматическим событиям отечественной истории.

Экспозиция открывается пейзажами старинных русских городов: «Суздаль», «Старая Ладога», «Собор (Переславль)». Крупноформатные полотна в следующем зале расположены в соответствии с хронологией изображенных на них событий — от Русско-византийской войны 970–971 годов («Святослав. Последний бой на порогах Днепра» и «Святослав. Цимисхий»), Невского сражения 1240 года (большой триптих) до Куликовской битвы 1380 года («Поле Куликово», «Ослябя», «Победа Пересвета»).

Везде эпические настроения и стремление к почти осязаемой достоверности изображения, реалистическая подача образов и бытописательные детали, из-за чего образовательное качество полотен местами перевешивает художественное, но такова была манера художника — представителя классического русского реализма.

Крымский Вал, 10. До 25 января

 

Особые мнения

Театры, в которых играют люди с инвалидностью, принято называть особыми. Центр имени Мейерхольда начал свое партнерство с ними в декабре проектом «За светом» интегрированного театра-студии «Круг II». В июне этого года ЦИМ совместно с Гёте-Институтом собирается запустить большой российско-германский проект, посвященный «особому театру», а пока что 20–23 января принимает фестиваль особых театров «Протеатр. Международные встречи».

На сцене Центра будут представлены три театральных коллектива из Франции, Испании и России. Испанский театр Danza Mobile покажет современную хореографию (постановка «3х2», сквозной мотив которой — встречи), французский Du Cristal — работу со словом в русле психологического театра и театра абсурда (спектакль Dramaticules по трем коротким пьесам Сэмюэля Беккета), а московский театр «Круг» — поиски в направлении синтеза речи и движения (воспоминания и размышления актеров студии, представленные в пластических импровизациях на тему единства и разделения под названием «Слэш»).

Завершат фестиваль, в рамках которого пройдут также научно-практический семинар «Искусство. Терапия. Инклюзия», мастер-классы и обсуждения спектаклей, интерактивным перформансом «ЗА?ОДНО!», который объединит сцену и зрительный зал.

Ул. Новослободская, 23. Начало спектаклей в 19.00, перформанса — в 20.15

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera