КолонкаПолитика

Расстрелы января

19 января — годовщина убийства адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой

Этот материал вышел в номере № 4 от 19 января 2015
Читать
19 января — годовщина убийства адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой
Изображение

Как только стало известно о злодейском убийстве в редакции Charlie Hebdo в Париже и в российском сегменте интернета пошли гаденькие разговоры из серии: «А не надо было играть с огнем», «А не надо было рисовать», я сразу вспомнил другое политическое убийство, тоже случившееся в январе, шесть лет назад, — убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. Тогда только «Антифа» и анархисты мгновенно поняли, кто и за что их убил (нео-нацисты — за активную антифашистскую позицию), и выдвинули лозунг: «Фашисты убивают — власти покрывают». Интернет же ломился от версий и «умствований» приверженцев принципа «как бы чего не вышло»: дескать, не надо было убийцу Буданова сажать, не надо было «чеченам» помогать (вот и нарвался!).

Есть такая профессия — говорить правду. Называется — журналистика. И есть еще одна профессия — отстаивать правду «маленького человека». Называется — адвокатура. И есть такое призвание, общее для этих двух и еще очень многих профессий, — правозащита. Да вот только не все этому призванию следуют. И не все профессионалы и любители соответствуют в своих делах духу профессий: говорить правду, отстаивать правду.

Стас Маркелов и Настя Бабурова были теми редкими в нашей стране профессионалами, которые держались правды во что бы то ни стало. Их масштаб, то, кем они на самом деле были и кем могли бы стать, продлись их жизнь дольше 33 и 25 лет, еще не оценены по достоинству. Спасибо тем, кто понимает, помнит, ценит, спасибо тем, кто издал книжку Стаса, и тем, кто выискивает его философские и исторические рукописи, спасибо «Новой» за публикацию этих текстов и за любовь к Насте, которой газета остается неизменно верна.

Спасибо и тем, кто выходит на улицу в годовщины убийства Стаса и Насти. Спасибо тем, кто выйдет сегодня.

В первый раз это случилось на следующий день, 20 января 2009 года, в центре Москвы, вышедших было человек 250, в основном мальчишки и девчонки студенческого возраста. Через год этих людей было на тысячу больше, их идейный и возрастной спектры серьезно расширились.

20 января 2009-го московский ОМОН производил жесткие задержания. 19 января 2010-го жесткие и противозаконные задержания тоже были. А в январе 2015-го в Москве полицией были задержаны люди с плакатиками Je suis Charlie! — «Я тоже Шарли!», пожелавшие выразить солидарность с убитыми в Париже 7 января.

Россия снова и снова вписывает свое имя в историю грубой полицейщиной и пропагандистской ложью наподобие той, что публиковалась все эти годы о Стасе и Насте, наподобие той, что публикуется сейчас — о парижском убийстве и общественной реакции на него.

Вообще-то у Стаса и Насти разные истории, у каждого своя, но так вышло, что одномоментное их окончание 19 января 2009 года высветило их общность, высветило духовную, эмоциональную и, не побоюсь этого слова, философскую близость этих очень разных людей. Но и случай Стаса и Насти, и случай Charlie Hebdo говорят об одном: желание «стоять во правде» может быть настолько велико, что затмевает даже инстинкт самосохранения. Как известно, Charlie Hebdo не раз угрожали, не раз «предупреждали» — вплоть до поджогов редакции. Станиславу Маркелову угрожали тоже — вплоть до неонацистской интернет-игры, где главная цель была — «убить адвоката». Настю тоже «предупреждали»: и система — арестами за выполнение журналистского долга, как это было при захвате общаги беженцев, и нацисты — в кулуарах суда по преступлениям неонацистов, Настя писала оттуда репортажи.

Естественно — это вполне естественно, поверьте, — если народы довести до большой беды, они умеют постоять за себя, умеют раздавить фашистскую гадину и любые ее аналоги, рядящиеся в «религиозные», «имперские», «государственнические» и прочие одежды. Но стоит это обычно очень дорого, достигается методом войны и ценою сотен тысяч жертв.

Не надо доводить до этого. Надо спокойнее относиться к нашей недолгой жизни: живем мы, живу я, пусть живут и другие. Надо неспокойнее относиться к нашей недолгой жизни, она так коротка, что нельзя позволить омрачать ее ненавистью и враждой: все люди рождены свободными и равными, все люди рождены для счастья и любви, все люди — братья и сестры.

И если опять, не дай бог, случится подобное убийство и русские филистеры снова возопят, что, мол, не надо было говорить, дышать и, в конечном итоге, не надо было жить, обязательно найдутся другие люди, те, кто будет повторять благонамеренным дебилам: «Сказано: не убий! И сказано еще: мы будем жить — это наша политика!»

Влад ТУПИКИН, журналист

P.S.Ежегодное шествие памяти Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой пройдет 19 января в 19.00 по бульварам от Новопушкинского сквера до Гоголевского бульвара и завершится возложением цветов на месте гибели — у дома 1 по ул. Пречистенке. Акция согласована с московскими властями.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow