Сюжеты

Стены новые кленовые

На юго-западе Москвы открылся Большой академический концертный зал

Этот материал вышел в № 5 от 21 января 2015
ЧитатьЧитать номер
Культура

Наталья ЗимянинаНовая газета

На юго-западе Москвы открылся Большой академический концертный зал

Еще в ноябре здание бывшего Музыкального театра Назарова в Олимпийской деревне зияло мертвой пустотой за выбитыми стеклами, и не было никакой надежды, что в здешних краях уже в декабре появится нечто неслыханное.

Филармония принялась за реконструкцию летом 2014 года: то ли ее директор Алексей Шалашов, некоторое время проработавший в Минкульте, точно знает, кого там надо взять, как выражаются в «Левиафане», «за фаберже», то ли сама беспорочная идея нигде не встретила преград. Проект вместо 8 месяцев сделали за 2 — и вот уже мы имеем в Олимпийской деревне отличную площадку на 1040 мест. Считается, что лучшая форма концертного зала — «коробка для ботинок»; вот и здесь пространство широкое и приплюснутое пришлось с боков урезать балконами, а потолок вскрывать до балок. Стены отделаны светлыми кленовыми панелями.

Пробные вечера для выверки акустики начались еще в ноябре. 23 декабря 2014 года состоялся первый концерт. Как-то так робко состоялся: время было нервное, настроение у всех премерзкое, ехать далеко и зябко.

Наконец на этой неделе уже без всяких стеснений разослали приглашения на статусное событие: сольный концерт нашей суперзвезды Дениса Мацуева.

Естественно, «съезжалися к загсу трамваи»: випы на машинах, публика — в основном на такси. На своих двоих из центра сюда пока по-прежнему добираться не очень. До «Юго-Западной», а потом — на маршрутке до остановки с романтичным названием «У шлагбаума». Одна надежда: во второй половине 2016 года где-то рядом пройдет метро «Озёрная».

Однако внутри здания, на котором уже светятся буквы «Филармония-2», — настоящая Европа. И девушки-капельдинерши в униформе вежливы до невозможности. Такое впечатление, что какая-то сказочная царевна махнула рукавом — и вот вам почти Берлинская филармония!

Концерт Мацуева — правильный ход. Во-первых, этот пианист, популярный в народе, почти как Киркоров, безотказен к просьбам особого назначения и надежен, как танк. Во-вторых, в непростой политической обстановке член Совета по культуре и искусству при президенте и председатель Общественного совета при Министерстве культуры на почти правительственном концерте очень кстати. В-третьих, рецензенты его не балуют, вечно отговариваясь занятостью, — а вот теперь они все здесь, как миленькие!

Программа, которую медово-сахарными устами предварил Юлиан Макаров, была довольно-таки перегружена: «Времена года» Чайковского, «Мефисто-вальс» Листа, «Крейслериана» Шумана, Вторая соната Рахманинова и пять бисов, включая привычный джазовый. Пианист привычно прогрохотал и тихонько оттюкал «Музыкальную шкатулку» Лядова с претензией на умиление публики; в общем, вполне раскрыл звуковые возможности рояля «Стейнвей». Однако формальное разнообразие звуков не дало полной возможности судить об акустике зала.

На мой взгляд, романтическая музыка — не конек Мацуева. Она, впрочем, крайне мало кому сейчас дается, так как (видимо, при обучении) утерян ее глубинный смысл. Внешние признаки этой общей болезни — нахрап вместо порыва; все оттенки серого там, где душа потаенными движениями светится радугой; разухабистость, затмевающая радость гармоничного единения с миром. Пианист больше любуется собой в эффектном сочинении, чем благоговеет перед его автором. А техника — кого сейчас ею удивишь? Налаживайте YouTube — там уже не счесть китайцев, и нам их не переиграть, как никогда не крутить европейцу на носу 8 зонтиков сразу.

Но сам праздник удался, каким был задуман. Публика кричала: «Браво!», артисту дарили роскошные букеты. Одна девушка ходила по залу с коробочкой, в которой перекатывался жемчуг. И такое теперь бывает.

Итак, с открытием нового зала на Юго-Западе Московская филармония прибавляет себе около 100 тысяч потенциальных слушателей. Пока концерты не ежедневны, но афиши обещают многое. 5 февраля — концертное исполнение оперы Рубинштейна «Демон» с Хворостовским в главной партии. Вот уж кто «обкатает» и обогреет кленовые панели! Но и дальше кроме прочих исполнителей — первые имена: 26-го Юрий Башмет и виолончелист Александр Бузлов; 28-го дуэтом пианисты Николай Луганский и Вадим Руденко; 9 марта — Элисо Вирсаладзе; 3 апреля — скрипач Вадим Репин и французский пианист Жан-Ив Тибоде; много детских концертов.

Обещаны все наши лучшие оркестры, причем программы с Залом Чайковского не дублируются. Билеты на концерты в «Филармонию-2» в два раза дешевле, чем, так сказать, в «Филармонию-1» — в Зал им. Чайковского, при этом звездные солисты получают те же гонорары. Штатные же музыканты в этом сезоне работают в «Филармонии-2» бесплатно. В этом же здании будет освоен и Малый зал на 240 мест — его предполагается отдать в основном под экспериментальные музыкальные постановки.

Неувязка вышла только с названием главного зала «Филармонии-2». Говорят, с подачи Минкульта ему присвоили имя Рахманинова. Вообще-то в Москве уже есть один Рахманиновский зал — на Большой Никитской, он принадлежит консерватории и входит в пятерку самых известных в Москве. Может, министерство о нем не слыхало? Впрочем, оно нас уже ничем не может удивить.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera