Мнения

Творчество Бублика и волшебная сила искусства

Елена Образцова и после смерти нашла путь к сердцам миллионов телезрителей

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 6 от 23 января 2015
ЧитатьЧитать номер
Политика

Ирина ПетровскаяОбозреватель «Новой»

 

Елена Образцова и после смерти нашла путь к сердцам миллионов телезрителей

Геннадий ХАМЕЛЬЯНИН / ТАСС

В пятницу вечером, переключая каналы, замерла, услышав вопрос ведущего шоу «Три аккорда» Максима Аверина, адресованный члену жюри Елене Ваенге: «Что вы думаете о творчестве Бублика?» А потом, завороженная диковинным словосочетанием «творчество Бублика», наблюдала мыслительный процесс экзальтированной Ваенги, высказавшей, хоть и не без труда, все известные ей превосходные слова об этом самом, до того неведомом мне Бублике.

ТВОРЧЕСТВО! БУБЛИКА!!! Блатняк, выдаваемый за шансон, — в самый что ни на есть прайм-тайм в эфире самого что ни на есть Первого канала! Ну да, у них у всех — «творчество», а сами они горазды на присвоение друг другу титулов и статусов Императрицы российской эстрады, Примадонны, Патриарха, Короля и Золотого голоса России, супер- и мегазвезд, как будто без этих подсказок сам зритель не разберется, кто более матери-Родине ценен.

Зрителя на ТВ вообще традиционно считают идиотом с пальцем в носу. И якобы идя на поводу его примитивного вкуса, «дарят» ему в лучшее эфирное время «творчество» всех этих самопровозглашенных Королей и Королев, объясняя тем, кто недоволен, что ТВ — для ширнармасс, которые высокое искусство на дух не переносят, а посему за «высоким» пожалуйте на канал «Культура». Там — высокое искусство. На всем остальном телепространстве — «творчество Бублика» и Елена Ваенга — в качестве искусствоведа.

Уход из жизни великой оперной певицы Елены Образцовой нарушил эту стройную картину мира и зрительских предпочтений, сложившуюся исключительно в головах телевизионных топ-менеджеров.

В день похорон Елены Образцовой случилось прежде невиданное: отменив народный хит «Давай поженимся», тот же Первый канал поставил на это «намоленное» годами место документальный фильм «Елена Образцова. Прощай, королева!», повторив его еще раз уже в глубокой ночи. Ну Первый, в отличие от большинства своих эфирных собратьев, порой сознательно идет на рейтинговые потери ради репутационных приобретений, однако ж в данном случае он ничего не потерял: зритель никуда не ушел, и фильм памяти Образцовой стал одним из самых популярных проектов недели (доля аудитории в 18.50 составила 18,3%, а в 0.40 — 14,5%).

Фильм «Прощай, королева!» успели смонтировать за двое суток журналисты Любовь Камырина, Сергей Майоров и вся их героическая группа, прежде делавшая цикл «Истории в деталях» на канале СТС. А снимали они Елену Образцову в течение долгих двенадцати лет — в разных ситуациях и обстоятельствах: дома, на даче, за кулисами Большого театра, во время гастролей. За эти годы накопились десятки часов интервью и уникальной хроники. Думали снимать и дальше, собираясь делать большой документальный цикл к 80-летию своей героини. Но внезапная смерть Образцовой нарушила все эти планы, и пришлось за двое суток, не выходя из монтажной ни днем, ни ночью, смонтировать 52-минутный фильм-прощание, в котором зрители увидели настоящую, а не самозваную звезду мирового уровня и «личность космического масштаба» (как сказал о коллеге Николай Цискаридзе в программе «Пусть говорят», тоже посвященной памяти Елены Образцовой и тоже собравшей огромную аудиторию).

При этом никакого пафоса и пошлых слов о своем «творчестве» великая певица не произнесла ни разу. Живая, острая на язык, ироничная и самоироничная, не стесняющаяся показаться смешной и не скрывающая своего возраста и своих по этому поводу переживаний — такой Образцова предстает перед публикой в этом удивительном фильме. Поражает та атмосфера доверия между героиней и телевизионщиками, которая ощущается буквально физически и которая, как правило, напрочь отсутствует в других фильмах-портретах, создаваемых чаще всего с колес, кавалерийским наскоком: «подсняли» пяток синхронов, разбавили короткими фрагментами хроники, опросили коллег — есть кино, пригодное для демонстрации как за здравие, так и за упокой героя и не оставляющее при этом никакого следа в зрительских умах и душах. А это кино проняло даже тех, кто, возможно, не только не слышал никогда голоса певицы, но и не подозревал о ее существовании. Проняло и заставило остаться на Первом канале, чтобы почувствовать, какой прекрасный мир существует за пределами «ящика», работающего на потребу непритязательной публики, и как же он, этот мир, отличается от того узкого мирка с многолетними «властителями дум», который и выдается телевизионщиками за волшебный мир искусства.

Фильм классика документального кино Марины Голдовской «Выше, чем любовь», тоже посвященный Елене Образцовой, показало на этой же неделе Общественное телевидение России. Поразительная оказалась у этого фильма судьба. Он ожидал своего часа почти 25 лет! Марина Голдовская, автор сценария, режиссер и оператор фильма, рассказала, что предложила его тогда телевидению, но оно, остро политизированное, на высокое искусство не откликнулось: типа, не до того сейчас, перестройка, страна вступила в эпоху больших перемен, народ требует чего-то актуального. Да и сама Голдовская, увлеченная политикой, снимала одну за другой картины об этих переменах: «Власть Соловецкая», «Архангельский мужик», «Осколки зеркала»… А вскоре и вовсе уехала преподавать киноискусство в Лос-Анджелес, забыв о фильме, пришедшемся не ко времени и не ко двору.

А спустя почти четверть века нашла его в своих архивах и предложила ОТР. В отличие от группы Сергея Майорова, Марина Голдовская снимала Образцову всего два дня, наблюдая героиню в ходе домашних репетиций с ее многолетним аккомпаниатором Важей Чачавой. Поэтому главное в ее картине — напряженный, порой даже мучительный процесс творчества, рождающий Чудо волшебного искусства, которым потом восхищался весь мир. Впрочем, и здесь в героине нет ни грана забронзовелости или звездной фанаберии, зато воочию наблюдаешь жесточайшую требовательность к самой себе, каждодневную упорную работу над собой и перманентную творческую неудовлетворенность, отличающую настоящего Художника от тысяч ремесленников, коими певица в сердцах называет иных своих коллег. В одной из самых пронзительных сцен фильма Образцова вдруг неожиданно начинает плакать, вспомнив, как бывший министр культуры отобрал у нее рояль «Стейнвей», объяснив, что на него неправильно оформили документы. А у рояля «Эстония», на котором ей аккомпанирует гениальный Важа Чачава, дребезжат струны, доставляя им обоим неимоверные страдания. И великая певица, давясь горькими слезами обиды, произносит целый монолог о безжалостном государстве, которому верно служила несколько десятилетий, прославляя его и отдавая ему львиную долю своих гонораров, не способном обеспечить артисту даже такую сущую малость, как хороший рояль.

За двадцать пять лет, прошедших с той съемки, мало что изменилось. Они по-прежнему любить умеют только мертвых, ставят палки в колеса живым Художникам, составляющим славу России, считают народ безмозглой массой и делают все, чтобы усугубить эту безмозглость, услаждая его слух творчеством Бублика.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera