КолонкаПолитика

Творчество Бублика и волшебная сила искусства

Елена Образцова и после смерти нашла путь к сердцам миллионов телезрителей

Этот материал вышел в номере № 6 от 23 января 2015
Читать
Елена Образцова и после смерти нашла путь к сердцам миллионов телезрителей
Изображение

В пятницу вечером, переключая каналы, замерла, услышав вопрос ведущего шоу «Три аккорда» Максима Аверина, адресованный члену жюри Елене Ваенге: «Что вы думаете о творчестве Бублика?» А потом, завороженная диковинным словосочетанием «творчество Бублика», наблюдала мыслительный процесс экзальтированной Ваенги, высказавшей, хоть и не без труда, все известные ей превосходные слова об этом самом, до того неведомом мне Бублике.

ТВОРЧЕСТВО! БУБЛИКА!!! Блатняк, выдаваемый за шансон, — в самый что ни на есть прайм-тайм в эфире самого что ни на есть Первого канала! Ну да, у них у всех — «творчество», а сами они горазды на присвоение друг другу титулов и статусов Императрицы российской эстрады, Примадонны, Патриарха, Короля и Золотого голоса России, супер- и мегазвезд, как будто без этих подсказок сам зритель не разберется, кто более матери-Родине ценен.

Зрителя на ТВ вообще традиционно считают идиотом с пальцем в носу. И якобы идя на поводу его примитивного вкуса, «дарят» ему в лучшее эфирное время «творчество» всех этих самопровозглашенных Королей и Королев, объясняя тем, кто недоволен, что ТВ — для ширнармасс, которые высокое искусство на дух не переносят, а посему за «высоким» пожалуйте на канал «Культура». Там — высокое искусство. На всем остальном телепространстве — «творчество Бублика» и Елена Ваенга — в качестве искусствоведа.

Уход из жизни великой оперной певицы Елены Образцовой нарушил эту стройную картину мира и зрительских предпочтений, сложившуюся исключительно в головах телевизионных топ-менеджеров.

В день похорон Елены Образцовой случилось прежде невиданное: отменив народный хит «Давай поженимся», тот же Первый канал поставил на это «намоленное» годами место документальный фильм «Елена Образцова. Прощай, королева!», повторив его еще раз уже в глубокой ночи. Ну Первый, в отличие от большинства своих эфирных собратьев, порой сознательно идет на рейтинговые потери ради репутационных приобретений, однако ж в данном случае он ничего не потерял: зритель никуда не ушел, и фильм памяти Образцовой стал одним из самых популярных проектов недели (доля аудитории в 18.50 составила 18,3%, а в 0.40 — 14,5%).

Фильм «Прощай, королева!» успели смонтировать за двое суток журналисты Любовь Камырина, Сергей Майоров и вся их героическая группа, прежде делавшая цикл «Истории в деталях» на канале СТС. А снимали они Елену Образцову в течение долгих двенадцати лет — в разных ситуациях и обстоятельствах: дома, на даче, за кулисами Большого театра, во время гастролей. За эти годы накопились десятки часов интервью и уникальной хроники. Думали снимать и дальше, собираясь делать большой документальный цикл к 80-летию своей героини. Но внезапная смерть Образцовой нарушила все эти планы, и пришлось за двое суток, не выходя из монтажной ни днем, ни ночью, смонтировать 52-минутный фильм-прощание, в котором зрители увидели настоящую, а не самозваную звезду мирового уровня и «личность космического масштаба» (как сказал о коллеге Николай Цискаридзе в программе «Пусть говорят», тоже посвященной памяти Елены Образцовой и тоже собравшей огромную аудиторию).

При этом никакого пафоса и пошлых слов о своем «творчестве» великая певица не произнесла ни разу. Живая, острая на язык, ироничная и самоироничная, не стесняющаяся показаться смешной и не скрывающая своего возраста и своих по этому поводу переживаний — такой Образцова предстает перед публикой в этом удивительном фильме. Поражает та атмосфера доверия между героиней и телевизионщиками, которая ощущается буквально физически и которая, как правило, напрочь отсутствует в других фильмах-портретах, создаваемых чаще всего с колес, кавалерийским наскоком: «подсняли» пяток синхронов, разбавили короткими фрагментами хроники, опросили коллег — есть кино, пригодное для демонстрации как за здравие, так и за упокой героя и не оставляющее при этом никакого следа в зрительских умах и душах. А это кино проняло даже тех, кто, возможно, не только не слышал никогда голоса певицы, но и не подозревал о ее существовании. Проняло и заставило остаться на Первом канале, чтобы почувствовать, какой прекрасный мир существует за пределами «ящика», работающего на потребу непритязательной публики, и как же он, этот мир, отличается от того узкого мирка с многолетними «властителями дум», который и выдается телевизионщиками за волшебный мир искусства.

Фильм классика документального кино Марины Голдовской «Выше, чем любовь», тоже посвященный Елене Образцовой, показало на этой же неделе Общественное телевидение России. Поразительная оказалась у этого фильма судьба. Он ожидал своего часа почти 25 лет! Марина Голдовская, автор сценария, режиссер и оператор фильма, рассказала, что предложила его тогда телевидению, но оно, остро политизированное, на высокое искусство не откликнулось: типа, не до того сейчас, перестройка, страна вступила в эпоху больших перемен, народ требует чего-то актуального. Да и сама Голдовская, увлеченная политикой, снимала одну за другой картины об этих переменах: «Власть Соловецкая», «Архангельский мужик», «Осколки зеркала»… А вскоре и вовсе уехала преподавать киноискусство в Лос-Анджелес, забыв о фильме, пришедшемся не ко времени и не ко двору.

А спустя почти четверть века нашла его в своих архивах и предложила ОТР. В отличие от группы Сергея Майорова, Марина Голдовская снимала Образцову всего два дня, наблюдая героиню в ходе домашних репетиций с ее многолетним аккомпаниатором Важей Чачавой. Поэтому главное в ее картине — напряженный, порой даже мучительный процесс творчества, рождающий Чудо волшебного искусства, которым потом восхищался весь мир. Впрочем, и здесь в героине нет ни грана забронзовелости или звездной фанаберии, зато воочию наблюдаешь жесточайшую требовательность к самой себе, каждодневную упорную работу над собой и перманентную творческую неудовлетворенность, отличающую настоящего Художника от тысяч ремесленников, коими певица в сердцах называет иных своих коллег. В одной из самых пронзительных сцен фильма Образцова вдруг неожиданно начинает плакать, вспомнив, как бывший министр культуры отобрал у нее рояль «Стейнвей», объяснив, что на него неправильно оформили документы. А у рояля «Эстония», на котором ей аккомпанирует гениальный Важа Чачава, дребезжат струны, доставляя им обоим неимоверные страдания. И великая певица, давясь горькими слезами обиды, произносит целый монолог о безжалостном государстве, которому верно служила несколько десятилетий, прославляя его и отдавая ему львиную долю своих гонораров, не способном обеспечить артисту даже такую сущую малость, как хороший рояль.

За двадцать пять лет, прошедших с той съемки, мало что изменилось. Они по-прежнему любить умеют только мертвых, ставят палки в колеса живым Художникам, составляющим славу России, считают народ безмозглой массой и делают все, чтобы усугубить эту безмозглость, услаждая его слух творчеством Бублика.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow