СюжетыКультура

Очень страшно. Очень больно. И очень нужно

Освенцим (Аушвиц) в программе «Помнить нельзя повторить». Где поставить запятую?

Этот материал вышел в номере № 6 от 23 января 2015
Читать
Освенцим (Аушвиц) в программе «Помнить нельзя повторить». Где поставить запятую?
Фото: Виктория ОДИССОНОВА / «Новая»
Фото: Виктория ОДИССОНОВА / «Новая»

Оказывается, это очень страшно, когда ты стоишь в толпе, и именно на тебя пристально смотрит человек в нацистской форме со свастикой на рукаве, даже если ты знаешь, что он актер, что на улице январь 2015 года, и все это происходит в рамках театрально-экскурсионной программы «Помнить нельзя повторить», посвященной памяти жертв Холокоста.

В зрительном зале среди пустующих кресел, на фоне панорамы немецкого довоенного городка — картонные черно-белые фигуры людей в человеческий рост. Это евреи с фотографий времен Второй мировой. Они, давным-давно умершие в газовых камерах, у стенок, в лесах, пристально смотрят на своих потомков черно-белыми глазами. Но вот звучит веселая довоенная музыка, и экскурсия начинается. Мальчишка продает газету, в классе идет урок.

— Зайдем в класс? — предлагает экскурсовод в костюме и шляпе тех лет.

Учитель-еврей ведет урок, девочка и мальчик за партами перебрасываются бумажками, зрители хихикают и перешептываются. Вдруг в класс врываются двое нацистов в форме и берут под конвой учителя. Дети растеряны, экскурсанты умолкают.

— Ауфштейн! — орет нацист, и дети вскакивают. — Вам не нужен этот учитель-еврей. Теперь у вас будет хороший учитель… новый, арийской расы.

Экскурсовод продолжает рассказывать о том, как притеснения евреев в Германии шли по нарастающей. Вот погромы на рынке, вот гетто, откуда был обычно только один путь. Следующий этап —Зал скорби. Спускаешься в полумраке, при свете свечей, через строй все тех же черно-белых картонных нацистов с автоматами. Лают собаки. В зале красноватый свет, расставлены контуры от картонных фигур — образы людей, от которых осталось пустое место.

Экскурсия заканчивается концертом памяти жертв Холокоста. В огромном Зале славы горят только свечи и подсветка пюпитров — Московский камерный оркестр «Времена года» исполняет симфонию №45 Гайдна, она же «Симфония при свечах», «Прощальная». Среди живых музыкантов — все те же картонные фигуры с инструментами. В конце музыканты по очереди откладывают инструменты, гасят свечи и бесшумно выходят. Зал пустеет. В конце концов остаются только две скрипачки, но вот уходят и они, и остаются только картонные черно-белые тени.

Ольга ПОПКОВА, заместитель директора по творческим вопросам московской дирекции массовых мероприятий департамента культуры:

— Все истории, которые здесь собраны, — документальные. Это итог прочтения дневников, мемуаров, результат совместной работы с центром «Холокост». Мы хотели пообщаться в первую очередь с молодой аудиторией, чтобы люди другого поколения увидели это своими новыми глазами. Они смотрели не так много фильмов о войне, как мы, уже не слышали бабушек, прошедших войну, и к ним на 9 мая уже не приходят ветераны. Мы обращаемся к ним привычными для них художественными и коммуникативными средствами. Наше название «Помнить нельзя повторить», и это выбор каждого человека — куда ставить запятую. Повторение событий в истории — всегда следствие забывчивости: когда что-то забывают, оно повторяется. В конце звучит симфония Гайдна — она достаточно длинная, это как раз время, когда надо сесть и подумать. К тому же там сильная символика — погашенные свечи, пустые кресла, брошенные инструменты. Все экскурсии — разные: например, на одной активно работают площадки «Класс» и «Убежище», на другой — площадки «Рынок» и «Дедушка», и даже на одних и тех же площадках разные программы. На одной из экскурсий в классе читают сочинение немецкой девочки Эрны Листинг о том, почему надо ненавидеть евреев, — его опубликовали газеты фашистской Германии. Дедушка с козой рассказывает историю по воспоминаниям дедушки Марка Шагала. В гетто — история мальчика, сошедшего с ума от бесконечных рейдов фашистов. На «Рынке» — история доктора Ольги Гольдфайн, сумевшей убежать из поезда смерти…

Посетители становятся зрителями коротких сценок и постановок московских режиссеров: Марка Розовского, Александра Коручекова, Алексея Шавлова, Георгия Суркова, Семена Александровского, Талгата Баталова, Юрия Квятковского.

Наши театрализованные экскурсии, которые дважды в день пройдут с 25 по 27 января, — часть глобальной программы (с 15 по 31 января), посвященной памяти Холокоста. Мы, театры, музеи, объединились: кто не любит экскурсии — пожалуйста, театр, кто не любит театр — для тех выставки. Мы собрали все лучшее, что есть на эту тему: в «Современнике» — «Враги. История любви», в Театре Маяковского — «Бердичев», в театре «У Никитских ворот» — «Поющий Михоэлс» и «Незабудки» по Улицкой, в театре «Школа современной пьесы» — вечер, посвященный Дню памяти жертв Холокоста. Автор проекта — Тихон Котрелев. Режиссеры — Алексей Размахов и Филипп Виноградов.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow