Сюжеты

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в № 6 от 23 января 2015
ЧитатьЧитать номер
Культура

Валерий ГорНовая газета

Культурные события следующей недели

Сага обреченности

Трагедия — это вам не мелодрама. Ставя знаменитую трилогию «отца американской драмы» Юджина О’Нила «Траур Электре к лицу» («Траур — участь Электры» в распространенном советском переводе), режиссер Алексей Бородин сохранил трехчастную форму пьесы о жизни нескольких поколений семьи Мэннонов — и трагедийную высоту древнегреческого мифа о микенской царевне Электре, убившей свою мать Клитемнестру за то, что та отравила Агамемнона, отца Электры.

На эту высоту в спектакле «Участь Электры» в Молодежном театре (РАМТ) работает все: и «спрессованная» инсценировка Сергея Таска, сделавшего для постановки новый оригинальный перевод пьесы, и практически черно-белое решение декораций и костюмов художницы Валентины Комоловой, на фоне которого яркое зеленое платье сначала Кристины («Клитемнестра» в о’ниловской истории американской семьи, разрушенной страстями), а затем Лавинии (собственно «Электра) буквально горит, и атмосферная музыка Натали Плэже, и, наконец, актерские удачи.

В результате за почти три с половиной часа сценического времени разворачивается история любви и мщения, надежды и рока — и трагедия столкновения человека с собственной судьбой. И он заканчивает свою жизнь, но не от внутренней пустоты, а на пике эмоций…

30 января РАМТ дает «Участь Электры» первый раз в этом году.

Театральная пл., 2. Начало в 19.00.

 

Выставка на экране

«Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермера — одна из самых знаменитых картин в истории искусства. Во время недавнего мирового турне к ней выстраивались огромные очереди, в одной только Японии посмотреть на «Девушку» пришло более миллиона человек.

Тем не менее, картина до сих пор окружена роем загадок, разгадать которые попытались авторы нового одноименного фильма. Отталкиваясь от изменений в устройстве Королевской галереи Маурицхёйс в Гааге, «дома» «Девушки», фильм начинает захватывающее расследование, призванное пролить свет на тайны не только знаменитого шедевра Вермера, но и других картин.

Фильм-выставку «Девушка с жемчужной сережкой» покажут в кинотеатре «Формула кино Горизонт» 29 января.

Комсомольский пр-т, 21/10. Начало в 19.30.

 

День всех усопших верных

23 января в Культурном центре «Дом» выступят легенды европейского оккультного подполья Allerseelen. Апокалиптический краут-поп, промышленный неофолк, эзотерический индастриал — названий для музыки австрийского коллектива можно подобрать тучу, благо в рамки какого-то одного жанра она не вписывается и не пытается. Лидер Allerseelen Герхард Петак называет среди источников вдохновения сюрреализм, символизм и творчество прерафаэлитов, — наряду с суровым австро-германским духом — все смешалось в творчестве этой команды с названием, означающим, с немецкого, «день всех усопших верных».

Помогать заграничным гостям в концерте будут ярославские романтики RYR и непредсказуемый арт-индустриальный коллектив из Петербурга Cyclofillydea с безумным перформансом и неумолимым видеорядом от VJ Edd Kumpel.

Б. Овчинниковский пер., 24. Начало в 20.00.

 

Механизатор

Проекты греческой художницы Анны Вазоф существуют как правило сразу в нескольких ипостасях: кинетическая скульптура, перформанс, в котором она используется, и видео, сделанное на основе перформанса. В каждой работе ищется элемент неожиданности, старающийся вырвать нас из повседневности.

Насколько это получается, можно почувствовать на открывающейся в пятницу в Мультимедиа Арт Музее первой музейной выставке художницы «Туфли, домино и счастье». Три видеоинсталляции: «Механизмы счастья», «У земли» и «Домино» — только что получили премии Asifa Austria Award 2014 (Лучший австрийский анимационный фильм 2014).

В них из самых что ни на есть обыкновенных предметов: бокалов, сковородок, ботинок, мухобоек, насосов, водопроводных кранов, мышеловок и зонтиков конструируются абсурдные и совершенно непрактичные механизмы, в которых знакомые предметы утрачивают свое изначальное функциональное предназначение — Вазоф доводит тотальность механистических рецептов до абсурда и направляет на них свою иронию.

К слову, с посещением ее выставки стоит поспешить, чтобы застать еще работающей (до 1 февраля) экспозицию «Всемирный алфавит» знаменитого французского фотокорреспондента Марка Рибу. Среди представленных фотографий числом более 160 — знаковые снимки, признанные одними из лучших фотографий XX века: «Маляр на Эйфелевой башне» или фотография участницы демонстрации против войны во Вьетнаме, протягивающей цветок в ответ на наставленные на нее штыки, а также редкие, практически неизвестные кадры мастера.

Ул. Остоженка, 16. До 15 февраля.

 

Птицы небесные

Из библейских текстов мы знаем представлениях древних иудеев о жизни птиц и о значении пернатых для человека во времена «до исторического материализма». Именно в Библии обнаруживаются первые сведения, скажем, о внутривидовом гнездовом паразитизме у птиц и об использовании птиц мореходами для навигации в открытом море. В общем, бывшие динозавры играют ключевую роль во многих библейских сюжетах и зачастую несут важную символическую нагрузку, о которой пойдет речь на лекции культурно-образовательного проекта «Эшколот» «Птицы небесные. Библейская орнитология» 25 января в ресторане Coin.

Ее проведут библеист из РГГУ Михаил Селезнев, который расскажет собственно о роли птиц в библейском повествовании, этимологии их названий и символическом значении, научный сотрудник биофака МГУ Павел Квартальнов — он прокомментирует библейские тексты с позиций современной зоологии, и писательница Линор Горалик, автор книг «Библейский зоопарк» и «Бестиарий», которая выступит в качестве ведущей.

Вход, как всегда, бесплатный, но нужна предварительная регистрация на сайте «Эшколота».

Ул. Пятницкая, 71/5, стр. 2. Начало в 19.00.

 

Трансляция «Лебединого озера»

Хореографы почти полтора века — с момента, как Петр Ильич Чайковский написал «Лебединое озеро», — спорят о том, чем должна заканчиваться история о превращенной злым колдуном в лебедя девушке. Ей поклялся в любви немецкий принц, но, обманутый колдовством, клятвы верности не сдержал; что ждет влюбленных — победа над темными чарами или смерть?

Юрий Григорович, постановщик нынешней версии знаменитого балета в Большом театре, суров: нарушенное слово есть нарушенное слово, и принц Одетты не получит. Зато зрители получают фантастические «белые» картины, трогательнейшие па белого лебедя и азартно-хищные танцы черной лебедицы, которая и обманула принца, притворившись его возлюбленной. То, что обе «лебединые» роли традиционно исполняет одна балерина, заставляет мужчин-зрителей рассуждать о том, что, мол, поскреби самого белого лебедя — черное перышко и найдешь. Зрительницы обычно с этим не соглашаются. Как бы то ни было, билетов в Большой на январские показы «Лебединого», разумеется, давно нет.

Но 25 января спектакль смогут посмотреть не только счастливчики, попавшие в театр, — в рамках Театрального киносезона 2014-15, который с начала года расширил географию и присутствует уже в 11 городах России, в кинотеатрах сети «Формула кино», а именно: «Горизонт», «Европа», «Сити», «Чертаново» и «На Рублевке», — будет вестись прямая трансляция балета. В былые времена трансляция «Лебединого» означала перемены в стране… Но это так, к слову.

Начало в 18.00.

 

Имени Покровского

С именем Бориса Покровского связаны, как говорится, замечательные страницы истории отечественного и мирового оперного искусства. 143 постановки, из которых 41 в качестве главрежа Большого — это даже в количественном плане впечатляет, а было еще и уникальное качество: его версии прокофьевских «Войны и мира» и «Огненного ангела» стали легендами.

В пятницу основанный Покровским в 1972 году Московский камерный музыкальный театр, нынче носящий имя маэстро, открывает фестиваль, приуроченный ко дню рождения своего основателя и представляющий лучшие из его спектаклей, которые уже много лет идут на сцене театра и входят в гастрольные программы. Из классического репертуара покажут великие оперы Моцарта — «Волшебную флейту» 27 и 28 января и «Дон Жуана» 1, 3 и 4 февраля; жемчужину барочного музыкального театра «Юлий Цезарь и Клеопатра» Генделя — 13, 14 и 15 февраля. В программу фестиваля также вошли одноактные оперы «Плащ» и «Джанни Скикки» Пуччини — 30 января и 10 февраля, «Директор театра» Моцарта и «Пимпиноне» Телемана — 18 февраля. Двадцатый век будет представлен «Похождением повесы» Стравинского 7 и 8 февраля, а также «Носом» Шостаковича, которым и откроется фестиваль в пятницу вечером.

Ул. Никольская, 17, стр. 1. Начало спектаклей в 18.00 и 19.00.

 

Помнить нельзя повторить

До конца января в Москве проходит «Неделя памяти», посвященная 70-летию освобождения узников концлагеря Аушвиц (Освенцим) и международному дню памяти жертв Холокоста.

В рамках недели, а именно 23, 24, 25 и 27 января в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941–1945 на Поклонной горе состоятся театрализованные экскурсии «Помнить нельзя повторить» — с премьерами театральных постановок от ведущих московских режиссеров — Марка Розовского, Александра Коручекова, Алексея Шавлова, Георгия Суркова, Семена Александровского, Талгата Баталова и Юрия Квятковского — и исполнением «Симфонии при свечах» («Прощальная») Гайдна Московским камерным оркестром «Времена года».

Из атмосферы довоенной Европы зрители переносятся в период начала репрессий, а затем к их трагическому финалу — по специально подготовленной интерактивной экспозиции экскурсантов проводят актеры, которые представляют короткие документальные постановки, основанные на дневниках, историях реальных людей, их трагедиях. Разделения на сцену и зрителя, таким образом, нет. На входе посетители получают небольшие камни с цифрами, напоминающими о нумерации всех заключенных в концентрационных лагерях. Во время экскурсии декорации «оживают» и заполняются вещами и людьми. Что называется, почувствуйте сами… Вход свободный.

Ул. Братьев Фонченко, 10. Начало экскурсий в 16.30, 16.45, 17.00, 18.15, 18.30 и 18.45.

 

Погребенные заживо

Режиссер Театра «Школа драматического искусства» Игорь Яцко обращается к последней пьесе Чехова «Вишневый сад», открывая в ней мистериальную тему прохождения через смерть. Частичная монологизация пьесы заставила звучать исповеди персонажей, словно они на сеансе психоанализа, — настолько оказываются подчеркнутыми одиночество героев и неспособность услышать друг друга.

Оказывается, что чеховские герои и есть тот Вишневый сад, который погибает и вместе с которым уходят идеалы. Фирс будет жить, хотя он превращается в покойника — такой черный чеховский юмор, потому что у нас покойные «живее всех живых». Через это «погребение заживо» проходят все герои пьесы, от которой, по мнению Яцко, берет начало драма абсурда Беккета, Ионеско, Хармса. Эффект от такого режиссерского прочтения только усиливается поэтической атмосферой спектакля, созданной художником Николаем Симоновым, вдохновленному эстетикой фильмов Тарковского.

Премьера 29, 30 и 31 январяУл. Сретенка, 19. Начало спектаклей в 19.00.

 

Монтажёр

Коллаж из открыток с видами разных городов и стран, объединенный с личным художественным усилием, — примерно так можно описать жанр, в котором работает Анна Паркина, чьи работы чаще выставляются на Западе, чем на родине, и которые там нередко сравнивают с советским конструктивизмом 1920-х годов. Вполне, надо заметить, справедливо: в работах художницы легко обнаруживаются соответствия резкому и энергичному монтажу Александра Родченко и Густава Клуциса.

Впрочем, налицо и смешение разнонаправленных композиционных приемов, например, конструктивистского оптимизма и стилистики американского film noir, одним из важнейших конфликтов которого является пессимизм героя относительно результатов его вмешательства в чужие драмы, мотива жалюзи и декоративных моментов в духе Курта Швиттерса. Благодаря этому образуются многомерность и сложность, которые можно увидеть в течение предстоящей недели: выставка «ГлазА вместо ГлАза» в галерее «Реджина» закрывается 31 января.

4-й Сыромятнический пер., 1.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera