Сюжеты

Не надо за мной!

В канун дня рождения Владимира Высоцкого в Театре «Современник» состоялось вручение ежегодной премии «Своя колея»

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 7 от 26 января 2015
ЧитатьЧитать номер
Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

В канун дня рождения Владимира Высоцкого в Театре «Современник» состоялось вручение ежегодной премии «Своя колея»

Фото: PhotoXPress

Среди серпантина наград и церемоний «Своя колея» отличается серьезностью и аргументированностью выбора лауреатов. Как сказал доктор Рошаль, она — «одна из самых честных». Идея награждать людей разных профессий и занятий, которые при самых сложных обстоятельствах «не изменяют своим убеждениям», принадлежит сыну Владимира Высоцкого Никите. Людмила Абрамова (бывшая жена Высоцкого) эту идею поддержала: «Главным критерием для нас в определении лауреатов были люди, способные твердо следовать в жизни своей колее, несмотря ни на какие препятствия и повороты судьбы». Я бы добавила: штучные, уникальные люди. Незаменимые, которые всегда есть. Среди лауреатов прошлых лет: Вера Миллионщикова, Валентин Дикуль, Леонид Рошаль, Федор Конюхов, Борис Стругацкий, Чулпан Хаматова, Ирина Винер, Юрий Норштейн, Алексей Герман, Борис Гребенщиков… Есть премия имени Владимира Высоцкого и у обозревателя «Новой газеты» Вячеслава Измайлова, отмеченного за работу в Чечне по поискам и опознанию погибших и освобождению заложников и пленных российских воинов.

«Своя колея» напрочь лишена гламура и пафоса. «Современник» постарался создать атмосферу «посиделок во дворе». В фойе театра перед началом возле песочницы под мухоморным грибком парни в трениках с растянутыми коленками «забивали козла», разливали самогон на застеленном газетками столе. Кто-то громко пел, кто-то растягивал меха гармошки, в мегафон зазывали «прохожих» фотографироваться с нарисованным на плакате Владимиром Семенычем.

«За верность делу и следование своей колее» золотой медалью с профилем Высоцкого были удостоены: руководитель фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, основатель детского хосписа в Казани Владимир Вавилов и двукратный олимпийский чемпион по бобслею Александр Зубков. Про Доктора Лизу уже знает вся страна. Президент ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова, вручая вместе с Леонидом Рошалем премию Доктору Лизе, заметила: «Это действительно одна из самых уважаемых в нашей стране премий, потому что речь идет о людях, избравших свою колею, упрямо по ней идущих». Благодаря за премию, Доктор Лиза высказала надежду, что Рошаль возьмет в свой центр всех больных и раненых, которых они привозят из Украины.

 Владимир Вавилов учился на геолога, он — бывший водитель. Но именно он создал первый в Татарстане детский хоспис (второй в стране). 12 лет назад в семье Вавиловых от рака умерла маленькая дочка Анжела. И до самого последнего дня отец не мог попасть к малышке в реанимацию. Сумма, собранная на лечение дочери, стала основой для создания благотворительного фонда помощи больным детям. Владимир Вавилов говорит: «Ребенку всегда нужно и можно помогать. Когда оказываешь реальную помощь, это греет душу. Когда в глазах тяжелобольных детей видишь радость вместо боли».

Александр Зубков — двукратный чемпион Олимпийских игр 2014-го. Награду получил не столько за личные достижения, сколько за развитие относительно нового для России вида спорта — бобслея.

После чествования подвижников был почти «семейный» концерт, в котором современниковцы и друзья театра пели любимые песни Владимира Высоцкого. Вели вечер Чулпан Хаматова и Никита Ефремов.

Актеры — кто-то удачнее, кто-то слабее, — но все с рьяным энтузиазмом по-своему «зажигали» когда-то известные всей стране песни, созданные в «глухую советскую эпоху». Сегодня они звучат вновь актуально и печально. Кстати, большая часть переполненного театра, казалось, многие песни слышит впервые, и искренне изумляется прозорливости поэта.

Солировали эксцентричный Гарик Сукачев и сдержанный Александр Скляр + «Оркестр Кампанелла Каменной Звезды».

Больно слушать в пору обострения войны в Украине лихую «Песню о госпитале» (весь перебинтованный солдат пытается выяснить, отрезана у него нога или только пальцы). Или задумчивую и надрывную «Сыновья уходят в бой» в исполнении Сукачева: «Вот кто-то решил: после нас — хоть потоп,/Как в пропасть шагнул из окопа./ А я для того свой покинул окоп,/Чтоб не было вовсе потопа».

Михаил Ефремов (которого «милиционер» Дмитрий Певцов перед началом концерта выводил «совершенно пьяного из зала») блестяще спел «Лекцию о международном положении» («Жаль, на меня не вовремя накинули аркан, /Я б засосал стакан — и в Ватикан!»). Гармаш душевно разыгрывал песенку «В Ленинграде-городе» (эту песню Высоцкий называл зарисовкой с натуры: в ней ни йоты придуманного). Чулпан Хаматова мальчиковым голосом спела про «Белого слона» с большим сердцем, который в стаде серых слонов «был, конечно, белою вороной». Актуальная вещь. Не детская.

В финале хором затянули «На Большом Каретном». Все исполнители. Знаменитые и начинающие актеры. Оркестр и зрители. Никак не могли остановиться. Только заканчивали… Как Сукачев, Гармаш или Ефремов, срывая голос, вновь кричали: «Где твои 17 лет?!» И зал ответно вопил: «На Большом Каретном!»…

Высоцкому 25 января исполнилось бы 77. По нынешним временам не так уж много. Просто колею выбрал себе непростую: «Он в споре сжег запас до дна/

Тепла души, /И полетели клапана/ И вкладыши». Своим сорванным хриплым голосом зовет он нас не следовать протоптанным: «Туда — куда все». Спорить с «колеей», корежить ее края: «Эй, вы, задние! Делай, как я./ Это значит — не надо за мной./ Колея эта — только моя! Выбирайтесь своей колеёй».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera