СюжетыОбщество

Карикатура на международный терроризм

Почему из «рядовой» криминальной истории раздули мировую сенсацию

Этот материал вышел в номере № 7 от 26 января 2015
Читать
20 января во многих СМИ появилась информация о задержании на юге Франции «пятерых чеченцев», которые могли готовить теракт. Через несколько часов выяснилось, что о подготовке теракта речи не идет. Сейчас известно, что речь не идет и о «пяти чеченцах»…


Фото: Reuters

**20 января во многих СМИ появилась информация о задержании на юге Франции «пятерых чеченцев», которые могли готовить теракт. Через несколько часов выяснилось, что о подготовке теракта речи не идет. ** Сейчас известно, что речь не идет и о «пяти чеченцах»…

Сначала о том, что известно к моменту подписания номера. Затем — о том, почему вокруг этой «рядовой» истории так много шума.

Итак, в ночь с понедельника на вторник в городке Безье на юге Франции (регион Лангедок-Руссильон) задержали пятерых подозреваемых. У одного из них дома обнаружили следы взрывчатки (пероксида ацетона).

Вечером во вторник пресс-конференцию, посвященную задержанию, дали Ивон Кальве (прокурор г. Безье) и Жиль Сулье (директор Регионального отдела судебной полиции Монпелье). Они рассказали, что задержанные — граждане России от 24 до 38 лет и что они, по всей видимости, не планировали терактов.

В тот же день на сайте МИД России появилась фамилия одного задержанного — Зелимхана Исмаилова.

Именно Исмаилов, по сведениям «Новой», уже сидел за взрыв, произошедший в 2008 году в студенческом городке в Монпелье12 ноября 2008 года студент-химик праздновал свое 18-летие, произошел пожар, и детонировала взрывчатка, которую он хранил в квартире. Семь человек получили ранения. Исмаилов получил 18 месяцев (из них 12 — условно).

В ночь со среды на четверг «один из задержанных», по сообщению местной газеты MidiLibre, заявил, что выбросил еще два килограмма взрывчатки в соседний мусорный контейнер… Полиция эвакуировала 70 человек, перекрывала железнодорожное движение, останавливала работу соседнего карьера, задействовала несколько десятков сотрудников на поиски взрывчатки — чтобы в пятницу после обеда услышать от задержанного: «Я вас обманул».

Тем же вечером Брис Рабен, прокурор Марселя, сообщил, что задержанных осталось четверо, из них трое — россияне и одна француженка. И что дело по подозрению в «создании преступного сообщества; попытке убийства в составе организованной банды; изготовлении и хранении взрывчатки» передано следователям специализированного межрегионального суда (JIRS) Марселя.

Прокурор также заявил, что «один из подозреваемых» сознался в изготовлении взрывчатки для совершения «убийства из мести». Заказчик (имя которого пока неизвестно) планировал взорвать жертву в его машине.

В субботу Зара Муртазалиева, чеченская писательница, по просьбе «Новой» связывалась с родственниками задержанных и смогла выяснить дополнительные подробности:

Но на сайте российского МИДа дали только одну фамилию. По случайному совпадению она оказалась чеченской. Почему только эту фамилию опубликовал МИД, неясно. Возможно, потому, что других фамилий там просто не знают. По крайней мере, рассказывает Зара Муртазалиева, родственникам задержанных россиян помощи никто не предлагал — ни консульство в Марселе, ни посольство в Париже. А пока с подозреваемыми работают адвокаты, выделенные французским государством.

Теперь о том, почему история с «5 чеченцами и взрывчаткой» была так громко подана и французскими, и российскими СМИ.

Журнал Nouvel Observateur сообщает о 1000—1500 чеченцев, которые воюют на стороне «Исламского государства». И пусть «только» двадцать из них — чеченцы, получившие приют во Франции (из полутора тысяч французов, отправившихся умирать за «ИГИЛ»), но, услышав слова «чеченцы» и «взрывчатка», некоторые «аналитики» тут же провели логическую цепочку чеченцы—взрывчатка—международный терроризм—7—9 января («Шарли Эбдо», Монруж, кошерный магазин…).

Когда стало известно о том, что дома у задержанного «чеченца» нашли следы пероксида ацетона, логическую цепочку протянули через океан и связали арест в Безье с терактом на бостонском марафоне (братья Царнаевы тоже использовали эту простую в изготовлении взрывчатку).

Тем более что перед парижским Республиканским маршем, который прошел 11 января, газеты сообщили о задержании «двенадцати чеченцев», которые якобы намеревались «стрелять в толпу». По сведениям Майрбека Вачагаева, помогающего попавшим в сложную ситуацию чеченцам (например, с переводом на французский), задержанные провели в камерах в пригороде Парижа двое суток, после чего их отпустили. С тех пор никаких сведений о чеченцах, намеревавшихся «стрелять в толпу», нигде не появлялось.

Это не значит, что у полиции не было оснований для проверки, но она официально не называла национальности задержанных. Первым это сделал таблоид. «Потому что чеченский «бренд» хорошо продается, — объясняет Зара Муртазалиева. — Можно понять спецслужбы, которые, учитывая звонкость чеченского «бренда», должны проверить и исключить любые подозрения — особенно когда в стране объявлен наивысший уровень террористической угрозы. Только журналистам нужно быть аккуратнее, прежде чем в очередной раз выносить в заголовок национальность».

В Европе около двухсот тысяч беженцев из Чечни. И каждый такой заголовок бьет по невиновному большинству.

P . S _. _Депутат Госдумы Магомед Вахаев связал «задержание чеченцев во Франции» с прошедшим 19 января в Грозном маршем против карикатур на пророка Мухаммеда. Другой эксперт, ветеран группы «Альфа», заявил , что «задержание россиян во Франции может быть использовано третьими силами». Можно только добавить: и «пятой колонной».

Служба розыска врагов

В целом ряде европейских государств действует силовая структура, проводящая интересы даже не России, а конкретного главы конкретного ее субъекта

Иной раз я думаю: тяжело, должно быть, живется нормальному, политически активному европейцу в мире постоянно меняющихся внешнеполитических реалий. Без сомнений, жив и здравствует какой-нибудь француз, который, еще будучи студентом, на заре первой чеченской выходил на антивоенные митинги — и не морщился, когда в пригородах стали появляться огромные кварталы, сплошь заселенные беженцами из российских регионов. Он не роптал, что вынужден платить налоги на содержание этих несчастных, опаленных войною людей, с пониманием относился к их беде.

Но годы идут, меняются не только человеческие отношения — меняются и отношения государств. Начиная с середины 2000-х многие европейские державы, прежде гостеприимно распахивавшие объятия для беженцев, вдруг захлопнули свои ворота. И уж понятно, что дело не в недовольстве рядовых европейских обывателей новым соседством — отнюдь, было немало и тех, кто упрекал собственные правительства в лицемерии и двойных стандартах. Дело в другом. Для многих стран Россия стала едва ли не основным торговым партнером. И за сохранение этого статус-кво надо было чем-то платить.

То есть норвежцы, опять же, расплатились условным «невмешательством в дела России» — хоть бы это и касалось судеб конкретных людей.

Теперь — новый поворот. С Россией, как решили лидеры стран, можно разговаривать лишь жестким языком санкции. И те самые чеченцы, за которых все эти годы заступался адекватный, уважающий человечность и закон европеец, — теперь, выясняется, надежда и опора режима в России.

Меж тем «геополитический расклад» в чеченской диаспоре в Европе — ужасно непростой. Не все одним миром мазаны. Есть, сохранились еще представители той самой «независимой Ичкерии», бежавшие из России в 90-х. Романтики, бумажные борцы. Культурный пережиток. Основная часть диаспоры, уехавшая в эти и более поздние годы, соотносит не себя с ними, а, скорее уж, с местными, европейцами.

Но есть и другие — те, которые живут в Европе не для того, чтобы поскорее забыть про все то, что происходило на родине, а наоборот, чтобы время от времени напоминать соотечественникам об этом.

Настоящим откровением был с этой точки зрения нашумевший «Венский процесс», завершившийся в Австрии в 2011 году.

Рассматривалось, напомню, дело об убийстве беженца из Чечни Умара Исраилова . Исраилов был боевик, пойманный в 2003 году Рамзаном Кадыровым и перевоспитанный в охранника. В 2006 году Исраилову удалось бежать за рубеж — и обратно он не соглашался ехать ни за какие коврижки. (А в руках кадыровцев меж тем оставался его отец.) Больше того, уже оказавшись в Австрии, он стал рассказывать о пытках, которым его подвергали в процессе «перевоспитания».

К нему ездили парламентеры из Чечни, уговаривали по-хорошему. Потом предприняли попытку вывезти его насильно, но попытка не удалась — и Исраилова убили.

Убийцы вскоре и без большого труда были задержаны австрийской полицией. Однако отнюдь не детали расследования поразили европейскую публику в ходе этого процесса, а другие обстоятельства, озвученные впервые, к тому же в стенах суда. (В Европе исторически не принято сомневаться в том, что произносится в стенах суда.)

А также канал, посредством которого беженцы и те, кто называет себя беженцами, попадают в Европу. Маршрут известен: Белоруссия, Польша, далее — если не везде, то уж, во всяком случае, много куда. Примечательно, что этот канал работает как в прямом, так и в обратном направлении. Именно так Исраилов в Европу попал, именно так его и собирались вывезти обратно в Чечню.

Ясно, что подобные интернациональные операции трудно осуществимы без официального прикрытия. И такое прикрытие, видимо, есть. Во всяком случае, в ходе венского процесса звучали имена советников в российских посольствах из числа бывших силовиков Чеченской республики.

Если вдуматься, картина очень неприятная: в целом ряде европейских государств действует силовая структура, проводящая интересы даже не России, а конкретного главы конкретного ее субъекта. Который с такой легкостью назначает себе врагов, объявляя их заодно и врагами всех мусульман.

Учитывая то, что и в Европе действует свое «министерство правды», эти угрозы уже не кажутся пустым сотрясанием воздуха.

Человек с наградным пистолетом

История с исчезновением Мовлади Атлангериева, конец которой никому не известен

Ближе к концу 2007 года (точная дата держится в секрете всеми участниками этих событий) в Москву из Лондона был депортирован Мовлади Атлангериев, который приехал в столицу Англии вместе со своим сыном. Известно, что причиной таких действий британских властей стала информация о готовящемся покушении на Бориса Березовского. Исполнителем, по мнению Скотланд-Ярда, и должен был стать Атлангериев.

В этой истории много туманного: согласно одним источникам информации, спецслужбам удалось прослушать телефонные переговоры лондонского гостя, по другой версии — Атлангериев не захотел исполнять порученное и сдался сам.

Не менее загадочно и продолжение. 31 января Мовлади Атлангериев был похищен у московского ресторана «Каретный двор». Ему вкололи с помощью шприца какое-то сильнодействующее вещество, погрузили в багажник и вывезли в сторону Чеченской Республики. На одном из постов ДПС по трассе «Дон» этот серебристый «Мерседес» был остановлен, в багажнике обнаружен похищенный, но звонок от высокопоставленного генерала МВД (ныне в отставке), сообщившего о какой-то спецоперации, позволил автомобилю двигаться дальше вместе с упакованным человеком. Больше Атлангериева, ни живого, ни мертвого, никто не видел. А поиск похитителей ни к чему не привел.

Мовлади Атлангериев — фигура знаковая. Один из руководителей Лазанской ОПГ, работавшей под контролем российских спецслужб, отмечен орденом Почета и наградным пистолетом за проведение неких операций на Кавказе, на свадьбе родственницы которого гулял заместитель главы ФСБ.

Сергей СОКОЛОВ

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow