Сюжеты

Театральная гравитация

На российских экранах — «Бердмен» Гонсалеса Иньярриту. Фильм собрал 9 номинаций на премию «Оскар»

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 7 от 26 января 2015
ЧитатьЧитать номер
Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

На российских экранах — «Бердмен» Гонсалеса Иньярриту. Фильм собрал 9 номинаций на премию «Оскар»

Одна из лучших картин сезона лишена пыльного налета. Это трагикомедия о театре. Отвратительной и восхитительной, клаустрофобической вселенной, где обман превращается в мечту, а мечты терпят сокрушительные разоблачения. Недавно ушедший замечательный актер Филипп Сеймур Хофман любил повторять: «Быть знаменитым актером и быть хорошим актером — это совсем не одно и то же».

Итак, Ригган Томпсон когда-то прославился в роли культового комиксового супергероя Бердмена. И как это часто случается, став заложником своей роли, ничего значимого больше не сыграл. Последний шанс пожухлого лицедея — роль в бродвейской пьесе по мотивам произведений Раймонда Карвера (крупнейшего представителя «грязного реализма»). Это будет спектакль-реанимация с непредсказуемым результатом. Собственно, весь сюжет фильма — захватывающий суперменский поединок… с самим собой. Трофеями в схватке могут стать семья, карьера, жизнь.

История про актера-птицу, пытающегося повернуть колесо фортуны и снова взлететь. В главной роли — Майкл Китон, тот самый, что сыграл когда-то Бэтмена. Таким образом, хитроумный Иньярриту («Сука-любовь», «21 грамм», «Вавилон») из осколков реальной судьбы актера складывает прихотливую мозаику характера его персонажа. Соскучившийся по серьезной работе Китон безжалостен по отношению к себе, его роль — сокровенное признание в пороках и прозрениях самой лучшей и самой чудовищной, беспечной и смертельно опасной профессии.

После пятилетней паузы и провальной сверхстрадальческой, пафосной «Бьютифул» режиссер приготовил зрителю обманчиво простое, а на самом деле многосложное действо. Погружаться в которое — редкое удовольствие. Может показаться, что все темы, так или иначе затрагивающие актерское существование хотя бы по касательной, но проходят в этом театральном круговороте. И быстротечность карьеры, и качели между собой и образом, и разрушение иллюзий, и коварство продажной популярности, и отношения с критикой, и цена успеха.

Критики дружно сравнивают вроде бы камерную историю, замкнутую в стены бродвейского театра (отгороженного от шумного нью-йоркского Таймс-сквера тонкой кирпичной стеной), с «Гравитацией» Куарона. Все дело — в искусстве выдающегося оператора Эммануэля Любецки, работавшего с Тимом Бертоном, Майклом Манном, Мартином Скорсезе, Терренсом Маликом. Его изображение не подчиняется стандартам. Он, к примеру, терпеть не может традиционную «восьмерку», предпочитая снимать кино словно одним планом. Или очень длинными планами, чтобы втянуть зрителя в изображение, создав эффект присутствия. Главное ощущение от «Гравитации» — почти пугающее чувство сопричастности происходящим в невесомости трагическим событиям. И в «Бердмене» камера словно срывает зрителя со своего места, вовлекая его в закулисье психологических оттенков.

Вместе с голливудским клоуном, у которого периодически вырастают нелепые крылья, зритель блуждает в лабиринтах амбициозного и зыбкого творческого «я». Этот полет камеры — настоящее путешествие по театральному Зазеркалью, населенному его не слишком счастливыми обитателями. И каждый зритель волен вообразить «адреса и явки» этого мрачно-веселого путешествия.

Вместе с героем, потерявшим точку опоры, пытаемся нащупать твердую почву под ногами. «Если тебя нет в Facebook, существуешь ли ты вообще?» — пристально всматривается в пернатого аутсайдера его дочь.

Как может актер доказать злобной критике, публике, наконец, себе самому, что он не бледная тень Звезды, не изживший себя персонаж из комикса. Что он есть. Перефразируя Декарта, герой Майкла Китона мог бы сказать: «Я играю, следовательно, я существую»… Да и сам Майкл Китон не стал бы ему возражать.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera