СюжетыОбщество

Пиратский остров, населенный «дочками»

С момента присоединения к России в деловой жизни Крыма произошли три тектонических сдвига

Этот материал вышел в номере № 9 от 30 января 2015
Читать
С момента присоединения к России в деловой жизни Крыма произошли три тектонических сдвига
Фото: РИА Новости/ Артем Житенев
Фото: РИА Новости/ Артем Житенев

Из-за санкций из Крыма ушло большинство международных корпораций и сервисов. Крупные российские компании тоже не хотят светиться на полуострове, и поэтому предпочитают работать в регионе через формально независимых «дочек». Мало кто решается рисковать собственным делом ради небольшого бедного рынка.

С момента фактического присоединения к России в деловой жизни Крыма произошли три значительных тектонических сдвига. Первый — уход всех украинских банков, операторов связи, страховых компаний, дилеров (от фармации до продуктов питания) и транспортных компаний (весна-лето 2014 года).

Второй сдвиг — приход российских компаний и начало процедур перерегистрации крымских предприятий, в экстренном порядке бросившихся искать поставщиков в РФ (лето-осень прошлого года).

Бурно развивались логистические службы и юридические фирмы, в республику зашли региональные российские банки, а все крупные московские компании стали продвигать здесь своих неофициальных «дочек» (с целью защиты от возможных международных последствий).

Третий сдвиг — окончательный уход международных корпораций и сервисов после введения США и Евросоюзом декабрьского пакета санкций.

И если два первых этапа изменения деловой сущности полуострова воспринимались как неизбежные процессы, то последний стал для крымчан ударом ниже пояса.

Но население республики тешит себя надеждой, что дождь не будет идти вечно: мол, все ушедшие компании рано или поздно вернутся, а пока можно прибегнуть к пиратству, которое еще никто не отменял.

А вот местные власти надежд народа не разделяют. Осознавая всю неотвратимость наступивших последствий, чиновники старательно уверяют крымчан, что Запад делает хуже только себе, ведь Россия легко найдет замену международным платежным системам, передовым гаджетам и программному обеспечению (ПО).

Пираты как локомотив экономики

В начале 2015 года стало известно, что регион собирается покинуть ряд интернет-гигантов и крупных производителей техники. О запрете на продажу продукции на территории полуострова объявили компании Apple, Hewlett-Packard и Dell, вслед за Visa и MasterCard территорию Крыма также отказалась обслуживать платежная система PayPal, а Google сделал для крымчан доступными только бесплатные сервисы (почту, поисковик, карты, Google+ и т.п.).

В самом трудном положении оказались разработчики приложений для оборудования Apple, а также специалисты по контекстной рекламе, использовавшие платные сервисы Google — AdWords и AdSense.

Теперь они вынуждены либо менять регистрационные данные и скрывать свои IP (например, посредством технологии Virtual Private Network, создающей видимость работы из другого места), либо закрывать бизнес.

Неприятности ждут и обычных пользователей, ведь большинство программных продуктов для смартфонов или планшетов нужно приобретать в Android Market (бывшее название Google Play) или iTunes (базе приложений Apple). Рядовым юзерам в будущем тоже нужно будет делать вид, что они находятся в другом месте (например, регистрировать свои аккаунты за пределами полуострова в привязке к другому региону).

Похожая проблема возникает и в отношении программных продуктов корпорации Microsoft. В заявлении ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, распространенном 23 января, обозначено, что за последние девять месяцев 2014 года крымчане купили больше программного обеспечения Microsoft, чем все жители Украины за весь год.

Такая волна продаж была вызвана тем, что корпоративный сектор полуострова готовился к введению более жестких российских правил лицензирования софта. Но сейчас IT-сообщество сходится во мнении: у крымчан останется возможность покупать и программное обеспечение, и фирменные компьютеры. ПО и гаджеты просто будут формально закрепляться за Краснодарским краем и спокойно распространяться на «сером рынке» полуострова.

Кроме того, подобная ситуация даст контролирующим органам возможность давить практически на любую организацию региона, использующую «нелицензионный софт или оборудование» (а точнее, нарушающую правила его территориального распространения). Так что выборочное попустительство выгодно и Кремлю, и тем более местным властям.

По сути, Крыму предоставляется карт-бланш на игнорирование правил, общих для всего государства. И это превращает полуостров в регион, где крупным российским компаниям выгодно работать инкогнито, под вывесками абсолютно неизвестных региональных фирм.

Плохой пример

Примеров маскировок российских предприятий в Крыму слишком много, чтобы перечислять их все, поэтому стоит сосредоточиться лишь на логике их действий и остановиться на примерах самых крупных игроков.

Так, услуги мобильной связи (а точнее, «технического роуминга») на полуострове предоставляет оператор «К-Телеком» — неформальная «дочка» компании «МТС-Россия». По аналогичной схеме действует «Ростелеком», представленный в Крыму некой телекоммуникационной фирмой «Миранда-Медиа».

От имени «Росгосстраха» в республике работает краснодарский брокер «Гаргаза», специализирующийся на полисах обязательного страхования ОСАГО. А вот «Газпром-медиа» скрывает наличие в Крыму даже своих неформальных дилеров. Хотя после недавнего скандала с севастопольским провайдером SevStar по поводу возможного отключения каналов группы НТВ+ (тогда медийщики открестились от предоставления контента и связей НТВ+ с SevStar) стало понятно, что у холдинга также есть «дочка» в новом российском регионе.

Все эти примеры демонстрируют, с одной стороны, изобретательность русского человека, а с другой — нежелание и неспособность государства признать, что «санкционные» условия ведения бизнеса отражаются не только на характере экономических отношений внутри РФ, но и на восприятии Крыма как источника проблемы.

Немецкий «кофе» и крымские футболисты

В общем-то, стоит признать, что на полуострове возник уникальный бизнес-мир, существующий в системе идеологии чучхе. И федеральные, и местные власти изо всех сил наглядно демонстрируют крымчанам, что, кроме России, им никто не нужен.

Ушел «Макдоналдс» — здорово: люди больше не будут травиться американскими бургерами. Перестанут продавать компьютеры и программы производства США и других западных стран — будем использовать российские, более качественные и близкие по духу. Запретили инвестировать в полуостров — сами и пострадают, а мы и на внутреннем рынке РФ выживем. Да и интернет, в конце-то концов, можно заменить «Чебурашкой».

Эта история напоминает исторический сюжет с «немецким кофе».

13 сентября 1777 года, в период экономического кризиса, Фридрих Великий опубликовал занимательный пропагандистский манифест о пиве и кофе. Его смысл сводился к тому, что кофе — напиток иностранный и непатриотичный, а потому чуждый бюргерам, которые из любви к Родине должны пить отечественное пиво. Манифест монарх подкрепил государственной монополией на обжарку кофе, фактическим запретом на массовое употребление напитка и распространением «патриотического» эрзац-кофе — пойла из корня местного цикория.

Так что стратегия поведения российских властей в условиях кризиса, увы, не нова.

Апофеоз создания суррогатной реальности в Крыму связан с местными футбольными клубами. Опасаясь санкций, Российский футбольный союз активно сопротивлялся введению крымских клубов в общероссийский турнир (во вторую лигу попали всего три команды из новой республики). В конце концов, футболистам полуострова был окончательно перекрыт доступ к участию в национальных чемпионатах. Но неунывающие чиновники опять нашли выход, предложив создать в Крыму отдельную футбольную лигу на восемь команд под эгидой УЕФА. К слову, это примерно то же самое, что проводить чемпионат мира по футболу в Новых Васюках. При этом заранее известно, что «крымская лига», которая, наверное, появится вне зависимости от решения УЕФА, не сможет участвовать ни в российских, ни в европейских турнирах и будет полностью дотационной.

На фоне уплотнения железного занавеса, закрывшего полуостров и в информационном, и в физическом смысле, властям становится все труднее убеждать крымчан, что санкции временны, а вот присоединение к России — это навсегда.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow