Сюжеты

Гальванизация пространства

Открылся Электротеатр «Станиславский»

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 10 от 2 февраля 2015
ЧитатьЧитать номер
Культура

Марина Токареваобозреватель

 

Открытие Электротеатра «Станиславский» стало событием в самом деле электризующим


Сцена из «Вакханки» Теодороса Терзопулоса. Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

Открытие Электротеатра «Станиславский», случившееся в минувшую среду на Тверской, 23, стало событием в самом деле электризующим.

История доходного дома на Тверской началась в 1874 году; сто лет назад, в 1915-м, дом был превращен в моднейший электрокинотеатр «Арс». После революции стал сначала детским, потом взрослым драматическим театром. Соединение электричества новой эпохи и самого громкого ее театрального имени дало теперешнее название — Электротеатр «Станиславский».

Новая история старого театра началась с назначения художественным руководителем Бориса Юхананова. Ученик Эфроса и Васильева, экспериментатор и теоретик, Юхананов никогда еще не был главным (а это, как известно, отдельная профессия), но начал революционно. Закрыл обветшавшее здание, взял годовую паузу, нашел деньги на капитальное обновление. И вот — реконструкция. Качественная, продуманная, артистичная. «Фонд поддержки и развития Электротеатра» и бюро Wowhaus полностью изменили привычный облик театра, словно ураганом смело многочисленных арендаторов — ювелирный магазин, сигарный бутик, ресторан.

Сегодня в театре шесть репетиционных помещений, малая сцена, большой зал на 300 мест. Внутренние дворы, где раньше были мастерские и склады, теперь открыты, опоясаны галереями на разных уровнях и служат гибким модулем для любых культурных новаций. В Электротеатре изменилось все — от вешалок в подвалах до зала-трансформера, от гримерок с душевыми до впечатляющего фойе со старым потолком, открытыми балками и софитами. Словом, архитекторы Wowhaus, впервые занявшиеся театральным проектом, справились на славу. Главная идея пространства: театр может возникать всюду, все может превращаться в театр — сцена тотальна.


Сцена из «Вакханки» Теодороса Терзопулоса. Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

Открытию предшествовал ряд актов-проекций в лаборатории крупных европейских режиссеров: Кэти Митчелл, Ромео Кастеллуччи. Спектакль открытия — «Вакханки» Теодороса Терзопулоса.

Премьера Юхананова впереди. И она — знаковая. «Синяя птица» по Метерлинку.

Заметим, что имя Станиславского на фасаде внутреннюю жизнь театра прежде лишь осложняло: здесь не было художественно благополучных времен, были лишь относительно спокойные; первое десятилетие нового века стало особенно проблемным: скандалы, чехарда руководителей и директоров, борьба за площади.

Борис Юхананов, получив театр, к труппе отнесся бережно. В его грядущей «Синей птице», феерии в трех вечерах, главные роли отданы премьерам театра Владимиру Кореневу и Алевтине Константиновой. В метерлинковский легендарный сюжет поисков счастья вплетена документальная пьеса о реальных событиях жизни двух актеров на фоне советской истории, ставшей историей театра. В планах — спецпрограммы — выставки, фестивали, издательские проекты. Но кажется, именно от того, насколько хороша будет «Синяя птица», многое будет зависеть в новой судьбе театра.

Впрочем, Электротеатр «Станиславский» — сам по себе уже подарок столице. Ведь сделан он на частные, внебюджетные средства. И его появление — часть начавшегося в Москве, идущего мучительно и неровно процесса театрального обновления.

А теперь о премьере. Терзопулос — мастер, это неоспоримо. Это его четвертый вариант знаменитой пьесы — он ставил «Вакханок» в своем театре Attis, в разных частях света, и вот теперь с русскими актерами. Пьеса дошла до нас в блестящем переводе Иннокентия Анненского, «последнего из царскосельских лебедей», тончайшего знатока античности, создавшего из текста, написанного в 406 году до нашей эры, самостоятельное поэтическое произведение.

Выверенность мизансцен, точность пластики, особенность интонирования — всему этому Терзопулос уделил пристальное внимание. Техничность всех сторон зрелища — важная его часть.

Событие спектакля — роль Диониса в исполнении Елены Морозовой. Она — воплощение духа античной трагедии, безысходности и мести. Вакхического морока, неумолимого и чудовищного. Прошла бездна лет со времен Еврипида, но одержимость вакханок, их звериная жестокость, их роль орудий в руках карающего бога — все еще находят опоры в современности. Образ слепого, нерассуждающего насилия нынешней цивилизацией обострен до новой крупности, так же внятен, как в античные времена.

Кого-то ритуальное решение Терзопулоса заворожит, кому-то покажется лишь демонстрацией ледяного мастерства. Очевидно одно: технические усилия артистов по освоению пластики и речи — экстраординарны. Поэтому в спектакле многое просто красиво: движение и свет, русский стих, прошитый репликами на греческом, явление режиссера, с небрежной грацией произносящего финальные строфы…

Не знаю, коснулось ли зала электричество греческой трагедии, но общая гальванизация пространства состоялась.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera