Сюжеты

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в № 9 от 30 января 2015
ЧитатьЧитать номер
Культура

Валерий ГорНовая газета

Культурные события следующей недели

Про войну

Проект московского художника Сергея Шеховцова «На/вылет» в галерее Stella Art Foundation — это выставка скульптурных объектов военно-бытовой тематики. Несмотря на возможные ассоциации с украинскими событиями, прямого отношения к ним она не имеет, да и задумана была еще прошлогодней весной. И, тем не менее, выставка Шеховцова, «про войну». Про ту войну, которая проходит пунктиром через всю нашу жизнь, которая растворена в воздухе повседневности.

Чтобы оказаться на поле битвы, совершенно нет нужды быть мобилизованными: духом военной авантюры пропитана современная поп-культура. Все это есть уже в названии проекта: «На вылет» — с преобладанием бодрого призыва ввинтиться в небо и «Навылет» — пассивно-страдательное, знак полного и безоговорочного поражения.

Шеховцов вообще мастер обнаруживать всевозможные двусмысленности, из которых сделана жизнь, ощущая мир как мягкую, аморфную, обманчивую материю. Не случайно его авторским материалом стал поролон — сниженно-бытовая, нехудожественная субстанция, наделенная способностью к безграничной имитации.

Скарятинский пер., 7. До 8 февраля.

 

Из молодых

Мани Лейб (1883–1953) — пожалуй, самая яркая фигура американской модернистской группы «Ди Юнге» («Молодые»), в чьих стихах ощутимо влияние русских символистов и украинских народных песен. Он дружил с Сергеем Есениным, стихи которого — как и многих других русских поэтов — переводил на идиш, и был не только тонким лириком, но и одним из первых детских поэтов на этом языке. Многие его произведения пропитаны традициями еврейского и славянского песенного фольклора.

2 февраля на лекции-концерте «Идишский фолк-авангард. Новая интерпретация поэзии Мани Лейба» в театре-клубе «Мастерская» музыкант из Харькова Евгения Лопатник и московская фолк-группа «Лакоча» представят 12 композиций на стихи Мани Лейба с комментариями фольклориста и переводчика из Санкт-Петербурга Валерия Дымшица.

Вход, как всегда, свободный, но после онлайн-регистрации на сайте культурно-образовательного проекта «Эшколот».

Театральный пр-д, 3, стр. 3. Начало в 21.00.

 

Благотворительный Уайльд

2 февраля в Центральном доме актера состоится московская премьера моноспектакля по сказке Оскара Уайльда «Счастливый принц» — первыми в лондонском Пушкинском доме увидели спектакль минувшим декабрем жители британской столицы. Все средства, собранные от спектакля, пойдут на лечение детей-подопечных фонда «Подари жизнь». Текст читает соучредитель фонда актриса театра и кино Дина Корзун. Музыкальное оформление спектакля и вокал — певицы, актрисы и композитора Алеси Маньковской. Музыкальное сопровождение — Шолпан Шарбаковой (фортепиано).

Щемящая сказка Уайльда и музыка Генделя в камерном исполнении трех прекрасных женщин и настоящих мастеров вряд ли кого-то оставит равнодушным. Сама Корзун призналась, что давно не получала столько радости и удовольствия, произнося выученный текст, выполняя «свою актерскую работу».

Арбат, 35. Начало в 19.30.

 

По пятьдесят… пять

Кажется, нет в труппе Малого драматического театра актера более чуждого худруку театра Льву Додину, чем Петр Семак, полагают театральные критики. В том смысле, мол, зачем режиссеру, исследующему расшатанность и слом мира, погружающемуся в бездны человеческого сознания, актер примечательных цельности и простодушия. Между тем последние сезоны за Семаком — все главные роли у Додина.

В январе актеру исполнилось 55 — юбилей, который он решил отметить творческим вечером. 30 января на сцене театра «Кураж» — фрагменты произведений Бабеля, Булгакова, Зощенко, Чехова от виновника торжества и поздравления от коллег и друзей — Юлии Рутберг, Сергея Пускепалиса, Степана Яковича, Галины Тюниной и других. Средства, вырученные от продажи билетов на вечер, будут переданы семье погибшего в ноябре прошлого года актера Алексея Девотченко, друга и сценического партнера Петра Семака.

Земляной вал, 33 (ТРЦ «Атриум», цокольный этаж). Начало в 20.00.

 

Гравированные мифы

Белорусский гравёр Юрий Яковенко довольно активно выставляется в Европе, вследствие чего известен там гораздо лучше, чем здесь. Что есть ошибка, которую взялась исправить галерея «Беляево».

В рамках персональной выставки «Гравированные мифы: фрукты, звери, короли…» из примерно 200 экспонатов, созданных за последние 12 лет, передается изощренный и изысканный изобразительный язык офортов и гравюр. Сюрреалистичные сюжеты с основой из символов различных культур собраны в серии — «Музы», «Знаки», «Таро», «Руны», «Кондатьеры», «Антик», «Зодиак», «Символы», «Грехи». К слову, серия «Мифы» вдохновленная подвигами античных героев, целиком экспонируется впервые.

Особое внимание заслуживают шесть уникальных офортов, иллюстрирующих стихотворения греческого поэта Христоса Яннакиса «ЕВАнгилие», десять офортов проекта Alfabeto и, наконец, сделанные вручную по старинной технологии книгопечатания авторские книги «Песнь песен царя Соломона» и «Песня о зубре» поэта Николая Гусовского. Все они созданы Яковенко в сотрудничестве с известным итальянским мастером-печатником Джулиано Якоммучи.

Ул. Профсоюзная, 100. До 8 февраля.

 

В Рахманиновском зале

Последний зимний месяц для Рахманиновского зала Московской консерватории начнется камерной музыкой — 1 февраля на его сцене будет блистать струнное трио в составе: скрипач Айлен Притчин, альтист Александр Галковский и виолончелист Петр Кондрашин — с программой под неоднозначным названием «…к Моцарту», которое союз незаурядных музыкантов трактует как стремительное движение от утонченной романтики Шуберта сквозь патетику и исполинские страсти Бетховена напрямик к изяществу и ясности музыки величайшего композитора.

А двумя днями позже на той же сцене будет стоять один из самых известных российских коллективов, исполняющих древние православные песнопения, — мужской хор «Древнерусский распев» под руководством дирижера Анатолия Гринденко. В этом году коллектив празднует 30-летний юбилей, в честь которого и даст концерт 3 февраля. Прозвучат древнерусские песнопения XVI–XVII веков, среди которых — знаменный распев, раннее русское многоголосие и ранний партес.

Ул. Большая Никитская, 13/6. Начало концертов в 19.00.

 

Современная история в двух действиях

Пьеса «В дороге» написана Виктором Розовым более пятидесяти лет назад. Однако режиссер Михаил Егоров, отметившийся качественными работами в Театре.doc, театре «Школа современной пьесы», на фестивалях и лабораториях «Любимовка», «Кино без пленки» и других, подошел к этому «материалу» как к абсолютно сегодняшнему, прочитав структуру пьесы как модное road-movie, а тему — как вечно актуальный конфликт поколений.

В результате получился спектакль о юношеском максимализме и попытке отстоять собственный взгляд на мир, история движения двоих навстречу друг другу, путешествие, в котором есть Он и Она, а все остальные люди и события — карусель жизни, «современная история в двух действиях», как и пояснял подзаголовок драмы Розова.

4 и 18 февраля Молодежный театр (РАМТ) представляет премьеру спектакля «В дороге» с Алексеем Бобровым и Марией Туровой в главных ролях.

Театральная пл., 2. Начало спектаклей в 19.00.

 

Музыка, которая продолжает сама себя

«Однажды вечером Мортон Фелдман сказал, что он мертв, когда сочиняет. Пространство и пустота в высшей степени востребована в этот момент истории», — писал Джон Кейдж в «Тишине»... Давним желанием знаменитой скрипачки Татьяны Гринденко было издать диск с музыкой для фортепиано и квартета струнных американского композитора-минималиста Мортона Фелдмана. Лейбл «Длинные руки», среди основателей которого в свое время был Сергей Курехин, счел выпуск пластинки за счастье. И хотя все началось еще в 2008 году, не все желания осуществляются мгновенно — так устроена жизнь.

Только теперь, 31 января, в культурном центре «Дом» Татьяна Гринденко во главе своего ансамбля Opus Posth при участии пианиста Михаила Дубова проведут презентацию новой записи музыки, характеризующейся медитативностью, «растянутым музыкальным временем», выстроенным на тихих созвучиях, медленно и плавно перетекающих друг в друга.

«Музыка Фелдмана в большей степени продолжает сама себя, чем изменяется. У меня никогда не было, как нет и теперь, никаких сомнений в ее красоте», — писал все тот же Кейдж.

Б. Овчинниковский пер., 24, стр. 4. Начало в 20.00.

 

В день смерти

4 февраля 2007 года не стало Ильи Кормильцева — поэта, переводчика, издателя, философа, которого массовая аудитория знает как автора текстов легендарных хитов группы «Наутилус Помпилиус»: «Скованные одной цепью», «Взгляд с экрана», «Казанова» и многих-многих других.

4 февраля 2015 года журналист и автор книг «Введение в наутилусоведение», «Хедлайнеры» и «100 магнитоальбомов советского рока» Александр Кушнир прочтет в Еврейском музее и центре толерантности лекцию о Кормильцеве. Рассказ пойдет о малоизвестных фактах из свердловского периода деятельности поэта в 1980-х, о его участии в продюсировании «Наутилуса» 1990-х, о создании радикального книжного издательства «Ультра.Культура» в начале двухтысячных и о последних месяцах жизни в Лондоне. Будут показаны фрагменты концертов «Нау» и интервью Ильи Кормильцева из лондонского хосписа, отрывки старых телепередач, прозвучат редкие аудиозаписи с поэтических вечеров Кормильцева — с чтением малоизвестных произведений и стихов, написанных незадолго до смерти.

Ул. Образцова, 11, стр. 1а. Начало в 20.00.

 

Рана, которая кровоточит

И снова «Вишневый сад». На этот раз за чеховский шедевр взялся сам Владимир Мирзоев, прочитавший его как пьесу катастроф. Только рушатся в ней не высотные здания, не транспортные средства, а судьбы людей, родившихся на переломе двух эпох. Прошлое столетие и сросшиеся с ним люди вынуждены сойти со сцены, торопливо сбежать на цыпочках. А кто займет их место — еще непонятно, впереди туман.

Начало XXI века смотрится в начало века двадцатого, как в старинное зеркало с патиной: бесчисленные рифмы, странные сближения, страхи, пророчества. Реконструкция «потерянного рая» для режиссера менее важна, чем разговор о смене элит, о революции, которая уже висит в раскаленном воздухе, как топор. Все сюжетные линии сходятся к Раневской — Чехов интуитивно угадал, а Мирзоев подчеркнул главное, зловещее качество ХХ века: здесь что ни эпизод, то травма, а люди — сплошь изгнанники, скитальцы. Человек проходит сквозь ад на земле и выходит из него с незаживающей духовной раной. Раневская — это рана, которая кровоточит.

Но многие фрагменты и персонажи являются обертонами главной темы. Классическая пара Гаев и Фирс — инфантильный барин и его счастливый раб — это ли не исчерпывающее описание русского космоса… Мирзоев мыслит трезво, но не безжалостно, анализирует, но остается поэтом.

Премьера постановки в Театре им. Пушкина30 и 31 января. В роли Раневской — Виктория Исакова.

Ул. Большая Бронная, 20. Начало спектаклей в 19.00.

 

Неистовый Фейгин

Последнюю неделю в галерее ArtStory работает ретроспективная выставка «Моисей Фейгин. Неистовый Орфей», посвящается 110-летию выдающегося художника, последнего носителя традиций русского авангарда Моисея Фейгина.

Ему, прожившему больше века, посчастливилось стать связующим звеном между революционными новаторами начала XX века из группы «Бубновый валет» и современным искусством. Живописные работы и эскизы, рисунки из архива семьи художника и крупных частных коллекций, ранние авангардные работы, картины советского времени, над которыми художник работал тайно, и произведения последних, постсоветских, лет, когда к Фейгину, наконец, пришли признание и слава — большинство произведений экспонируется впервые.

Старопименовский пер., 14. До 8 февраля.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera