СюжетыОбщество

Притихший Дон

Жители городов и сел Ростовской области все больше ощущают себя в прифронтовой полосе

Этот материал вышел в номере № 11 от 4 февраля 2015
Читать
Жители городов и сел Ростовской области все больше ощущают себя в прифронтовой полосе
Изображение

22 января губернатор Ростовской области Василий Голубев давал уже ставшую традиционной итоговую пресс-конференцию для местных СМИ об итогах прошедшего года и планах власти на будущее. Чтобы аккредитоваться, нужно было предварительно (почти за месяц) подать заявку с перечнем вопросов, ответы на которые хотели бы услышать журналисты. Среди 140 аккредитованных оказался и корреспондент киевского агентства «Славянские новости» Сергей Рулев, который отрекомендовался как «представитель масс-медиа Донецкой народной республики».

Он сообщил, что в Киеве идет «оголтелое нагнетание предвоенной обстановки», что уже готов пакет документов для официального объявления войны с Россией, а украинские политики-националисты (Мосейчук, Корчинский и другие) «будут отвоевывать Крым, используя для этого проход по Ростовской области и Кубани». В связи с этим журналист поинтересовался перечнем мер, которые реализует губерния, «чтобы как-то подготовить, либо успокоить население, либо там какие-то бомбоубежища указать».

Судя по спокойной реакции Василия Голубева, вопрос о войне, похоже, не оказался для него неожиданностью. Из его ответа следовало, что поводов для волнений у населения соседней с воюющим Донбассом Ростовской области нет. Но тема бомбоубежищ, похоже, становится актуальной для жителей области и властей приграничных с Донбассом районов Дона. Впервые о бомбоубежищах Ростовской области (проверить их готовность к размещению гражданского населения в случае «неблагоприятного развития ситуации») упомянули депутаты-коммунисты Госдумы в августе 2014 года. Тогда в России были объявлены масштабные сборы военнослужащих запаса, а в Донбассе началась очередная активная фаза антитеррористической операции (АТО), закончившаяся в сентябре Минским соглашением Киева и сепаратистов «ЛНР-ДНР» о прекращении огня.

Объявленное перемирие отразилось и на ситуации в Ростовской области: в огороды жителей приграничных с Украиной ростовских хуторов перестали залетать снаряды от «градов», с дорог области исчезла (по крайней мере в светлое время суток) бронетехника, колонами шедшая в сторону границы, на вокзалах Ростова заметно поубавилось мужчин в камуфляже с нашивками «Новороссии», уменьшилась активность в группах соцсетей, вербующих российских добровольцев в Донбасс. И про подвалы, способные в случае войны стать местом спасения населения, в Ростовской области не вспоминали.

Тема опять возникла в конце января 2015 года. К этому времени ситуация в регионе изменилась.

Изображение

На дорогах — на тех же федеральных трассах М23 и М4 «Дон» — в светлое время суток стало заметно больше военной техники. В основном это крытые брезентом КамАЗы и «Уралы». В отличие от летних и осенних перевозок, на этот раз на некоторых машинах уже есть указание «Люди» и номера с буквами «ДК» (по неофициальной информации, это обозначение донецкой — украинской — комендатуры). Опять в сторону границы (как и летом — в начале осени) потянулись караваны военных бензовозов, колесная бронетехника, спецавтомобили.

Бронетехника вновь появилась и в городах Дона. В частности, вечером 22 января 2015 года таганрожцы (жители микрорайона, расположенного рядом с Новым железнодорожным вокзалом) увидели, как на третий путь со стороны Ростова прибыл состав из более чем 60 платформ. На платформах — бронетехника (танки, САУ, бронетранспортеры и т.д.) на колесном и гусеничном ходу. Состав стоял на вокзале Таганрога больше 12 часов. Затем убыл в направлении станции Марцево. В этот же день позже состав с бронетехникой видели жители районного центра Покровское. Вообще ранее, до войны на востоке Украины, через Марцево и Покровское ходили поезда в украинские Иловайск и Донецк. Сейчас пассажирское сообщение в этом направлении вообще прекращено. Но, комментируя информацию о том, что российских солдат-срочников заставляют подписывать контракт, после чего могут отправить воевать в Донбасс, участник группы «ВКонтакте» «Мой Таганрог» под ником IvanAbdulaev написал: «Те, кто живут возле нового вокзала, могли видеть составы техники + несколько пассажирских вагонов каждый вечер».

Еще одной приметой «милитаризации пространства» стали необычные для Ростова торговые точки.

Расположенный на пересечении транспортных путей Ростов традиционно был торговым городом, чьи коммерсанты живо улавливали изменения конъюнктуры спроса, быстро откликаясь актуальным предложением. Так вот, ходовым товаром последних недель стали тактическое снаряжение, сухпайки, камуфляж, приборы ночного видения, оптические прицелы, средства спецсвязи и т.д.

Начиная с 20-х чисел января 2015 года в Ростовской области стало расти число жителей Донбасса, ищущих спасения от обстрелов и разрухи. Поток беженцев снизился в конце сентября — в октябре прошлого года, и на Дону стали закрывать пункты временного размещения (палаточные лагеря), осталось только четыре стационарных лагеря, а украинцы начали массово возвращаться домой. Но, прибыв на место, многие обнаружили, что тепла и света в домах нет, не работают банки, магазины, и предпочли пережить холодное время, вернувшись в те же лагеря, которые покинули несколько месяцев назад. По словам областных чиновников, ежедневно из Украины в область въезжает в среднем на 2,5 тысячи человек больше, чем следует в обратном направлении (люди стали убегать не только от холода и голода, но и от обстрелов).

На этом фоне — рост числа военной техники на дорогах области, увеличение потока беженцев, появление военторгов и т.п. — в Ростове вновь заговорили о бомбоубежищах. Ответы на вопрос «Куда и с чем бежать в случае угрозы (какой — не уточнялось)?» первыми обсудили бдительные таганрожцы. Одни рекомендовали обращаться в военкомат, к властям, бежать в Сибирь, на тропические острова, другие сообщали народу адреса подвалов, третьи заявляли, что все безнадежно — в третьей, мол, мировой никакие бомбоубежища не спасут. Потом тему спасительных подвалов подхватили ростовские диггеры, полазавшие с инспекцией по четырем ростовским бомбоубежищам.

А в начале февраля защитой населения Дона от обстрелов со стороны Украины озаботилась и власть. Правда, не областная, а пока только руководители Куйбышевского района, граничащего с воюющей Донецкой областью. За время боевых действий хутора и поселки этого района чаще других подвергались артобстрелам со стороны соседнего государства.

По словам главы района Александра Криворотова, в хуторах тихо, «бои идут далеко, даже звуков выстрелов не слышно». Но что будет дальше — не ясно. Поэтому глава распорядился привести в порядок подвалы всех капитальных зданий — вывезти мусор, отремонтировать стены, электросети и другие коммуникации, установить лавочки, столики и т.д. Власти, подчеркнул Криворотов, хотят быть готовыми к развитию событий по любому сценарию.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow