КолонкаПолитика

Ведущий федерального телеканала вбежал в студию и прикрыл ладошкой собственный рот...

По стопам Чука и Гека

Этот материал вышел в номере № 12 от 6 февраля 2015
Читать
Изображение

В повести Аркадия Гайдара «Чук и Гек» герои, шкодливые маленькие братья, придумали хитроумный способ, как не сказать маме правду, при этом и не соврав, ибо их учили, что врать взрослым очень плохо. Пока их мамы не было дома, почтальон принес телеграмму, в которой отец-геолог, к которому мама с детьми собрались в гости, просил их задержаться с выездом. Детишки же, подравшись, выбросили непрочитанную телеграмму за окно — да так ее и не нашли. И призадумались: говорить или не говорить маме, что она вообще была — эта телеграмма. Решили так: если мама о ней спросит — обязательно скажут. А если нет — то промолчат.

Мама, которая ни сном ни духом ни о какой телеграмме не подозревала, естественно, и спрашивать ничего не стала. И отправились они к папе в тайгу, где их, разумеется, никто не встретил, и пришлось им самостоятельно добираться до этого медвежьего угла и преодолевать разные другие трудности. Тайное, конечно, вскоре стало явным. Детей пожурили, но быстро простили, поскольку наступил Новый год, и славные, в сущности, мальчуганы под умильными взглядами взрослых с большим чувством читали стихи и пели песни патриотического содержания.

Нынешние руководители федеральных телеканалов в детстве тоже наверняка читали «Чука и Гека», и наивный рецепт того, как не соврать, но и не сказать правды, явно лег им на душу. Умолчание — это же не вранье, не так ли? Когда же тайное, как в случае с Чуком и Геком, все-таки становится явным, телевизионщики попадают в неловкую ситуацию, но ненадолго. Поскольку зрители «по случаю праздника» быстро забывают, что их дурили, а некоторые и вовсе даже не замечают, что их дурят: разрешилась неприятная коллизия — и славно.

Вот, скажем, в минувшую среду все выпуски федеральных новостей начались с главного российского события: президент Путин повелел в течение суток восстановить пригородное железнодорожное сообщение в тех российских регионах, где полностью или частично с 1 января его отменили, отрезав их население от «большой земли». «Вы что, с ума сошли?» — распекал он под телекамерами вице-премьера Аркадия Дворковича — к радости и удовольствию большинства россиян, испытывающих к любому начальству (кроме Отца родного) чувство глубокой классовой неприязни. Тут же и сюжеты на ТВ появились по мановению «отцовского» ока: про то, как негодуют жители глубинки, оставшейся без электричек, как жалуются на властный беспредел и даже подумывают об акциях протеста. А до того — тишь да гладь была в федеральном эфире. Не было такой темы в новостях. И не то чтобы врали — просто, как Чук и Гек, помалкивали, пока вернувшийся «из тайги» папа не стукнул кулаком по столу: «Вы что, с ума сошли?»

Разве что маленький опальный телеканал «Дождь» еще до грозного президентского окрика показал репортаж Сергея Ерженкова «Последняя электричка», снятый в деревне Чадково Новгородской области, которая с отменой электричек оказалась полностью отрезанной от мира. Местный глава района «в возмещение ущерба» подарил деревне лошадь, которая, не выдержав тягот, быстро сдохла. А люди — ничего, выживают как-то, таская на себе из ближайшего «центра цивилизации» (7 км туда и столько же — обратно, через лес, по снегу) мешки с продуктами и баллоны с газом. Мало того, четыре года назад ураган повредил линию электропередачи, и с тех пор деревня живет без электричества, с генератором, превратившись, по словам журналиста, в настоящую автономию — хоть независимость провозглашай. Только и остается жителям писать Путину в Кремль до востребования.

И смотри ж ты, дошли слезные молитвы чадковцев до адресата! И угрозы жителей Вологодской области — тоже дошли. «Нам уже терять нечего, — устало говорят местные мужики. — Только и остается брать в руки автомат». Оказывается, пока наше ТВ помалкивало, в нескольких областях уже произошли стихийные акции протеста, но большинство россиян о них не узнало, что и к лучшему: меньше знаешь — крепче спишь. Зато теперь, когда Путин повелел электричкам ходить по расписанию, — снизошла на всех нечаянная радость. Путин на посту, Путин никому спуску не даст, он ведь просто не знал о том, какие безобразия творятся за его спиной, а узнав, тут же все разрулил. Отечество, ликуй!

На Первом канале два дня подряд обсуждали вопиющую историю: женщину-мать разлучили с новорожденным сыном. Психологи, юристы, депутаты, просто сердобольные граждане возмущались: «Как можно отбирать ребенка у матери? Это же кощунство!» В студии в первом ряду сидела группа поддержки несчастной матери в футболках с надписью: «Верните сына матери». Сам Александр Гордон, ведущий программы «Мужское и женское», обратился к виновнику произошедшего с требованием: «Если ты мужик — верни ребенка!»

Вы о ком подумали? О жительнице Вязьмы Светлане Давыдовой, обвиненной в государственной измене, отлученной от грудного младенца и помещенной в СИЗО Лефортово? И правильно, что не о ней. Два выпуска программы были посвящены печальной истории бывшей гражданской жены знаменитого футболиста Александра Кержакова, которую он выгнал на улицу, запретив общение с новорожденным сыном. А про Светлану Давыдову Первый канал и его собратья по разуму предпочли промолчать — кто она такая? То ли «шпиёнка», то ли просто полоумная баба, непонятно, за каким лешим позвонившая в посольство Украины и сообщившая об услышанном ею разговоре военных в маршрутке.

Когда же под напором немногочисленной возмущенной общественности Давыдову все-таки отпустили из тюрьмы под подписку о невыезде, канал НТВ все же сообщил об относительно благоприятном исходе «дела Давыдовой», само существование коего явилось для зрителей совершеннейшим открытием. Однако энтэвэшники назвали его «громким делом, о котором сейчас все говорят». Муж и сестра главной фигурантки дела поведали журналисту «Анатомии дня» шокирующие подробности ее задержания и последующего за ним визита в дом сотрудников опеки с угрозами «изъятия» семерых детей, включая оставшегося без грудного молока двухмесячного младенца. И тут — о радость! — в дело вмешались детский омбудсмен Астахов, потом — пресс-секретарь президента Песков, а тем временем — в администрацию президента доставили и письмо в защиту Давыдовой, подписанное уважаемыми людьми…

В тот же день многодетную мать отпустили. «Вот как вредно бывает подслушивать разговоры в транспорте… Остается только порадоваться, что она вернулась к детям», — резюмировала ведущая «Анатомии дня», как вдруг в кадр, бурно жестикулируя, ворвался еще один ведущий, Михаил Генделев. «Ребята, я только что ехал в маршрутке и ТАКОЕ услышал… Ой, я потом вам расскажу», — вроде как спохватился он, прикрыв в ужасе собственный рот ладошкой и переводя тем самым весь этот драматичнейший сюжет в разряд комичного казуса.

И впрямь — все хорошо, что хорошо кончается. Глашатаем радостных новостей выступать легко и приятно. Вон и водка подешевела — об этом позитивнейшем событии в жизни страны телеканалы сообщили сразу. Вот если бы подорожала — тогда иное дело. Можно было бы и промолчать — дабы не расстраивать «маму».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow