Сюжеты

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в № 12 от 6 февраля 2015
ЧитатьЧитать номер
Культура

Валерий ГорНовая газета

Культурные события следующей недели

Алые паруса Updated

В столицу возвращаются «Алые паруса» — последняя на сегодня масштабная работа Максима Дунаевского, автора музыки к такому количеству всеми любимых кинофильмов, мультфильмов и мюзиклов, список которых прочесть до середины было бы тяжеловато. Новая постановка — уже не романтическая пастораль, следовавшая духу первоисточника Александра Грина. Приближенная к современным реалиям, история Ассоль и Грэя стала жестче, ее мечтательные интонации прекрасного прошлого перемежаются с суетными энергиями сумасшедшего настоящего.

Достигается это сценографическими решениями — оформление мюзикла стало более технологичным по сравнению с прошлой версией, но актеры при этом — менее зависимы от тяжелого механического конструктивизма сцены. Что важно, поскольку актерский состав заметно расширен. Но музыка — музыка, раскрывающая тему сбывающейся мечты, осталось той же: популярной по форме, с въедающимися, но, впрочем, не раздражающими хуками и где-то даже узнаваемой по почерку. Не зря обновленной версией «Алых парусов», которая будет представлена с 9 по 13 февраля в театре «Русская песня», а потом и в марте, маэстро отмечает свой 70-летний юбилей.

Олимпийский пр-т., 14. Начало спектаклей в 19.00.

 

С большой буквы Ы

Вот так и нам бы, и целиком бы… Не пропустить бы! 7 февраля, в «Известия-Холле» играет «АукцЫон» — первый концерт в 2015-м. Собственно, на этом можно было бы и закончить. Sapienti sat. Но жанр требует. А потому: группу, которая ни в какие ворота — в самом прекрасном смысле самобытности, надо слушать живьем, что называется, обязательно. Just must! Когда никакая песня не дописана до конца и на каждом концерте получает новое рождение, любое изменение вносит свежесть, а само это присутствие изменений — качество, каждое выступление «АукцЫона» становится уникальной импровизацией, музыкально-сценическим экспериментом, полным легкого безумия и упоительного очарования, самоотдачи и высокой культуры исполнения.

Сет-лист непредсказуем, конечно. Наверняка, скажем, будет давнишний шлягер «Я не пример», который группа вспомнила на свой 30-летний юбилей и который неожиданно всплыл в последнем сольном альбоме Леонида Федорова «Мотыльки». Да что там — проще сказать, чего не будет: плохой музыки и скуки.

Пушкинская пл., 5. Начало в 20.00.

 

Про завод

Центр фотографии имени братьев Люмьер показывает лучшую советскую производственную фотографию. Благо показывать есть что: в отечественной истории искусства и медиа завод как образ и как смысловая единица прошел нелегкий путь от агитационного плаката двадцатых годов, сквозь развороты культового журнала «СССР на стройке», до галерейных арт-проектов или мультимедийных видеоинсталляций двухтысячных. Что повлияло на принцип построения выставки: в экспозиции «PROзавод» представлены разные — по жанру и стилю — фотографические работы. Тут и советские классики Борис Игнатович, Макс Альперт, Яков Халип, Марк Марков-Гринберг, и независимые социальные фотографы 1980–70 годов, как, например, Владимир Соколаев, и молодые актуальные авторы, а также авангардный кинематограф в лице Сергея Эйзенштейна и Дзиги Вертова и современная документалистика.

Такая вот медиа-археология, работающая в поле визуальных образов, с ярко выраженным интересом к эстетике индустриального в ее переходе из утилитарного качества в культурообразующее.

Болотная наб., 3, стр. 1. До 1 марта.

 

Просветленные загрязненные

«Шесть мертвых болгар» aka 6МБ — легенда несуществующей российской индустриальной сцены из Архангельска. Только там могли появиться эти трое, не верящих ни во что, кроме бескомпромиссного нойза. Поиски гармонии в глубине собственной загрязненности перетираются в нечеловеческие эмбиентные и шумовые ландшафты, которые Петр Абысов, Михаил Карлос и Александр Чулков бороздят уже двадцать с лишним лет, в многомерные слуховые галлюцинации с дадаистическим эхом и ритмическими рисунками.

Гудящие абстракции и низкочастотные трипы, аркадные шорохи и одомашненные психотропные биты в стенах культурного центра «Дом» в пятницу вечером, помимо прочего, приобретут спонтанный импровизационный дух, которого подчас не хватает записям 6МБ. Поддерживать этот дух будут: псевдомузыкальный мезоэзотерический проект Bardoseneticcube, практикующий техномагические ритуалы, и коллаборация молодых московских музыкантов-эксперименталистов Nikita Olejnik & Exit Rain. Для последних этот концерт — дебют.

Б. Овчинниковский пер., 24, стр. 4. Начало в 20.00.

 

Коллекционер

Выставку работ из коллекции кардиолога и коллекционера Михаила Алшибая можно считать своего рода тотальной автобиографической инсталляцией, просто потому, что самый процесс коллекционирования неотделим от личной истории собирателя.

В экспозиции «Хирургия: рождение, любовь, встречи, интересы, желания» в Фонде культуры «Екатерина», которая через десять дней завершает работу, четыре раздела: «Рождение» — история родного для Алшибая Батума в период британской оккупации во время Первой мировой войны; «Искусство», в котором последовательно выявляется эволюция художественных предпочтений коллекционера; «Хирургия», посвященная его профессиональной деятельности; и «Любовь», объединяющей все линии разом. А в них, через запятую, почтовые марки, гравюры, рисунки, живопись, генеральский мундир военного губернатора Батума Кука-Коллиса, старые фотографии, произведения Булатова и Кабакова, предварительные наброски сложных операций самого Алшибая, его хирургические инструменты и много чего еще.

Ул. Кузнецкий мост, 21/5, п-д 8. До 15 февраля.

 

Наумовские слушания

Собственное творческое лицо, нестандартное музыкальное мышление, непримиримость к рутине, оригинальность образов и приемов звукоизвленения, наконец, постоянный творческий поиск — то, чему учил своих студентов профессор Московской консерватории Лев Николаевич Наумов.

9 февраля откроется фестиваль, посвященный девяностолетию блестящего пианиста, композитора и педагога. Открытие пройдет в Большом зале консерватории в формате сольного гала-концерта — прозвучит музыка XIX–XX столетий, от Шопена до Мессиана, в исполнении пианистов Павла Домбровского, Юрия Розума, Андрея Диева, Сергея Арцибашева, Анны Маликовой и других.

11 февраля, уже с Концертным симфоническим оркестром Московской консерватории под управлением Анатолия Левина, выйдут играть воспитанники Наумова «первых созывов»: Владимир Виардо, Борис Петрушанский, Алексей Любимов. Они соединятся в уникальном ансамбле — прозвучит раритетный концерт Моцарта для трех фортепиано с оркестром.

Фестиваль продолжится сольными концертами Владимира Виардо 12 февраля и Сергея Тарасова — 20 февраля в Малом зале консерватории, а также шопеновской программой Ирины Чуковской в концертном зале РАМ имени Гнесиных 21 февраля.

Финал фестиваля состоится в мае: в Малом зале консерватории выступят Александр Кобрин (20 мая) и Александр Мельников (27 мая).

Ул. Большая Никитская, 13/6. Начало концертов в 19.00.

 

Третий звонок, проверьте соединение

В январе в наших палестинах заработал OnlineТеатр — ресурс, на котором собираются регулярно показывать спектакли московских театров в режиме прямых трансляций в HD-качестве, причем с эффектом присутствия, который достигается атрибутами «реального» театра — антрактом, шумом в зале перед началом постановки, разве что программки не раздают.

«Эффект отсутствия», впрочем, тоже имеется: например, при трансляциях из Театра Вахтангова уже сейчас можно переключатся между снимающими спектакль камерами и выбирать планы самостоятельно. Однозначно положительный проект — для всех за пределами столицы и для ленивых или просто испытывающих дефицит времени москвичей.

На предстоящей неделе, например, можно будет посмотреть ибсеновскую пьесу «Враг народа», осовремененную в Театре Маяковского (8 февраля, начало в 18.00) с Игорем Костолевским в главной роли, или «Анну Каренину», поставленную в Театре Вахтангова (11 февраля, начало в 19.00) Анжеликой Холиной в эстетике невербального театра – на музыку Шнитке. Вход в онлайн-театр стоит 30 рублей.

http://onlineteatr.com

 

Трогательное искусство

Валенки, как известно, не делают, а валяют — из шерсти. Художник Ирина Андреева работает в трудоемкой технике «мокрого» валяния и создает из грубого в общем, материала — войлока — впечатляюще сложные, полные самых тонких и глубоких чувств… произведения.

Составленная из них выставка «Теплый день» в галерее Елены Громовой — это своего рода серия небольших объемных историй, объединенных темой зимнего дня и словно уложенных в пространство черно-белых фотографий семейного альбома, в теплые мультипликационные кадры, к которым можно прикоснуться рукой и даже побыть какое-то время их персонажем. Ассоциативный ряд из детства — первое, что приходит в голову, когда видишь это трогательное искусство, без всяких кавычек.

Б. Овчинниковский пер., 24, стр. 4. До 28 февраля.

 

Поэтическое фламенко по мотивам трагедии Пушкина

Известно, что Пушкина убили, но этот факт не играет никакой роли — по крайней мере, для Хуана Карлоса Лериды, хореографа и танцора, который 11 февраля даст в Московском международном доме музыки единственный фламенко-спектакль «Константа» по мотивам трагедии Александра Сергеевича «Каменный гость».

В трактовке Лериды, у гения свой отсчет времени, именно он является константой, его нельзя убить — можно лишь стать участником или зрителем грандиозной мистификации его ухода, утонченно срежиссированной им самим. Вопреки традиции, история Дона Гуана в спектакле рассказывается женщиной, будто с «изнанки» ее жизни, в которой она была жестоко обманута и предана забвению, в которой она не раз падала в бездну отчаяния и умирала, но, поднимаясь, каждый раз становилась только «выше» и «сильнее».

Слова и фразы танцоры отбивают дробью каблуков, легко находя рифмы с пронзительными голосами и будоражащими гитарами. И андалузский бунт фламенко удивительным образом передает пушкинские дух и темперамент. А Дон Гуан становится самым национальным из всех испанских героев, но с русской, понимаешь, душой…

Космодамианская наб., 52, стр. 8. Начало в 19.00.

 

Имени Ломоносова

Московский университет, как говорится, «уже не торт», но, тем не менее, отметил давеча славную дату — 260 лет, как основал его Михайло Ломоносов. Много воды утекло с тех пор, но именно этой воде посвящена выставка «Московский университет-260. Страницы истории» в Провиантских складах Музея Москвы.

Увидеть старинные учебные материалы студентов и профессоров университета, расписание лекций 1820-х и 1910-х годов и студенческий билет 1840-х, лекарский диплом с факультетским обещанием — клятвой Гиппократа — и выпускной альбом, узнать, какие дисциплины тогда преподавали, сколько стоило обучение, познакомиться с преподавательским составом различных факультетов — вот это все…

Отдельный раздел выставки посвящен университетской типографии, которая начала работать в 1756 году.

Зубовский б-р, 2. До 22 февраля.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera