Сюжеты

На художественном фронте — перемены?

За что уволена директор Третьяковки Ирина Лебедева

Этот материал вышел в № 14 от 11 февраля 2015
ЧитатьЧитать номер
Культура

 

За что уволена директор Третьяковки Ирина Лебедева

Вчерашнее увольнение директора Государственной Третьяковской галереи Ирины Лебедевой и назначение на её место директора Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» Зельфиры Трегуловой  стало полной неожиданностью для сотрудников Третьяковки и ГМВЦ, для художественной общественности и даже для всезнающей прессы.

Официальные объяснения Министерства культура как работодателя похожи на лепет карманника, пойманного с поличным. Мол, нужно интенсифицировать музейное дело, зарабатывать деньги, превращать культурный объект в туристически привлекательный. А в ГТГ нет точек общепита (ресторан в подвале главного здания в Лаврушинском – это дорого, конечно, но наш любитель прекрасного в музей ходит не затем, чтобы сладко покушать, а чужестранец с радостью оставит деньги), нет магазинов с профильными изданиями (каталоги выставок музея и альбомы «профильных» художников в киосках продаются дешевле себестоимости!), нет Wi-Fi (во всех российских музеях запрещено пользоваться даже сотовыми телефонами), нет образовательных и детских программ (в Третьяковке работают лекторий и студии для дошкольников). Такое впечатление, что чиновники Минкульта свалились с западной луны и,  вопреки пожеланиям своего начальника, требуют от России стать Европой, не замечая того, что Третьяковка – худо-бедно -  стала европейским музеем. В том числе благодаря тому, что за время руководства музеем Ириной Лебедевой – ну, не самого успешного администратора, согласимся, учёного, а не заведующего сельпо -  тут укоренилось современное искусство, не мешая классическому. Чему примеры – выставки, где работы Д. А. Пригова рифмуются с шедеврами Средневековья и Ренессанса, а народное искусство – с псевдокитчем соц-артистов.

Так вот, эти культурно вменяемые проекты наш Минкульт раздражает идеологически, ненависть он скрывает за необоснованными обвинениями. Публично отчитываться за решения Минкульта назначили Михаила Брызгалова, директора департамента культурного наследия  Министерства. Того самого, который на недавней коллегии министерства предложил слить РОСИЗО и департамент, выделив их в отдельную Дирекцию Музейного фонда РФ. Она будет заниматься закупками, «контролью и выработкой политики», а РОСИЗО вменяются технические функции. Бывшему же директору Зельфире Трегуловой вменено почётное повышение – вы же куратор, знаток авангарда, вместе с Ириной Лебедевой трудились над суперпрогрессивными проектами вроде «Великой утопии». Ну и вы же, Зельфира Исмаиловна, дипломат. А у «РОСИЗО» сейчас кризисная ситуация.

А культурная стратегия Третьяковки не переменится, пока мы не скажем? «Разве нет?»

Федор РОМЕР

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera