СюжетыПолитика

«На случай, если дипломатические усилия не принесут успеха...»

Хотя переговоры в Москве и Минске проходили без прямого участия США, администрация Обамы, без преувеличения, «держала руку на пульсе»

Этот материал вышел в номере № 15 от 13 февраля 2015
Читать
Хотя переговоры в Москве и Минске проходили без прямого участия США, администрация Обамы, без преувеличения, «держала руку на пульсе»

После московской встречи с Владимиром Путиным, итоги которой весьма скупо прокомментировал журналистам президентский пресс-секретарь Песков, канцлер Германии отправилась на встречу с Обамой. Сверять позиции, как говорят дипломаты. Но и здесь журналистов ждало разочарование. На совместной пресс-конференции Обама и Меркель тоже не раскрыли детали «европейского плана» урегулирования, но заявили, что будут стремиться к дипломатическому решению проблемы, потому что военного решения нет.

Эксперты полагают, что Западу просто пока нечем похвастаться. Несмотря на санкции, политическую изоляцию, Кремль не меняет курса. Это подтвердил и телефонный разговор Путина с Обамой, состоявшийся, как говорят в таких случаях, «по инициативе американской стороны». Обама призвал (а может, просил?) Путина согласиться с планом Меркель—Олланда.

Показательно, что уже после разговора с Путиным в интервью интернет-порталу BuzzFeed американский президент в очередной раз не скрывал разочарования: «Он (Путин.А.П.) во многом находится в советском прошлом. В нем он вырос. Он руководил КГБ. Вот опыт, который его сформировал. По-моему, он глядит на проблемы через призму холодной войны и вследствие этого, по-моему, упустил некоторые шансы, которые были у России: на диверсификацию экономики, укрепление отношений с соседями, превращение в символ чего-то, непохожего на старую агрессию в советском стиле».

Накануне «Минска-2» в Вашингтоне хватало скептиков. Уильям Померанц, заместитель директора института Кеннана: «Я думаю, что президент Путин запросит очень высокую цену за свое согласие участвовать в Минских переговорах. Он добивается расширения территорий так называемых «Донецкой и Луганской народных республик», гарантий автономии для этих регионов на новом, возросшем уровне. Он очень жесткий переговорщик. И ситуация на поле боя, сравнение сил сепаратистов и украинской армии, как ему кажется, подкрепляют его позиции. Путин выжидает. Я думаю, он хочет получить как можно больше уступок и убежден, что если этих уступок будет недостаточно, то он может позволить кризису развиваться и дальше».

Уильям Померанц ответил на вопросы «Новой».

— Никто не знает детально позиции сторон. В прессе появились сообщения, что в письме Меркель Путин предлагает решение по «чеченскому сценарию». Запад и Киев на это пойдут?

— Не думаю, что «чеченский вариант» возможен. Украина не готова предоставить такую же высокую степень автономии двум самопровозглашенным республикам на востоке Украины. Понятно, что сам Путин не хочет оплачивать из российского бюджета все то, что произошло на востоке Украины. Поэтому я ожидаю, что его требования к президенту Порошенко будет очень трудно исполнить.

— В Москве много говорят о расколе между США и Европейским Союзом, который не только не хочет введения новых санкций против России, но и мечтает снять старые. Европа против поставок Киеву оружия, убежденно говорят российские комментаторы.

— Президент Обама и канцлер Меркель обсуждали разные варианты. США активно рассматривают возможности поставок оружия Украине, канцлер Меркель выступает против такой меры, полагая, что это только усилит кризис. Я уверен, для двух лидеров это был главный вопрос на вашингтонских переговорах. Я думаю, что у них есть единство действий в отношении России, но есть и определенные различия мнений о том, каким должен быть следующий шаг в решении этого конфликта. Дебаты о поставках американского летального оборонительного оружия на Украину идут здесь на самом высоком уровне. «За» выступают некоторые политики в конгрессе, которые хотят, чтобы Украина была способна защитить себя.

Но возникает очень серьезный вопрос: передавая летальное оружие, не эскалируем ли мы тем самым кризис? И при эскалации кризиса не Россия ли будет контролировать его уровень?

Поэтому, что бы США ни поставили на Украину, Россия легко сможет догнать и перегнать эти поставки предоставлением своей помощи сепаратистам.

Редкий случай на Капитолийском холме

И хотя на российских федеральных телеканалах о поставках американского оружия говорят, как о деле уже решенном, это не так. Президент Обама все объяснил журналистам на пресс-конференции с Меркель:

«На случай, если дипломатические усилия не принесут успеха, я попросил мою команду выяснить, какие средства мы можем применить, чтобы изменить расчеты господина Путина. Возможность предоставления Украине летального оборонного оружия — это один из вариантов, которые изучаются. Но я еще не принял решения».

На президента оказывается нешуточное давление. В первую очередь давит конгресс, где большинство в обеих палатах за республиканцами. Обама — «хромая утка», но именно президент решает вопросы внешней политики. Вдобавок к Акту в поддержку свободы Украины, принятому в конце 2014 года прошлым составом конгресса и дававшему президенту полномочия на предоставление военной помощи Украине в размере $350 млн, в минувший вторник в палату представителей внесен законопроект о выделении $1 млрд на летальную оборонительную помощь Киеву.

Редкость на Капитолийском холме — подавляющее большинство законодателей из обеих партий пришли к консенсусу.

Сенатор Джон Маккейн, республиканец из Аризоны, созвал специальную пресс-конференцию, чтобы президент услышал призыв законодателей. Маккейн заявил: «Вторжение России на суверенную территорию Украины не остановили политические или экономические санкции. Это — самая большая угроза европейской безопасности за многие десятилетия. Начиная с апреля прошлого года 5358 человек убиты, 12 325 ранены. 545 мирных граждан были ранены за последние три недели. Мы должны предоставить Украине летальное оборонительное вооружение, которое не позволит России победить в этой войне, поднимет ее расходы и потери до такой степени, что она не сможет продолжать наступать. Наша военная помощь Украине не противоречит поиску мирного решения».

Многие стереотипы холодной войны, ушедшие было в прошлое, вновь в ходу в Вашингтоне.

На Капитолийском холме опять говорят о «русском медведе». Впрочем, этот образ, как известно, любим и российским президентом.

Билл Нельсон, сенатор-демократ из Флориды, напомнил журналистам: «Я еще в августе прошлого года говорил украинским министрам, что мы должны дать летальное оружие. Сделано явно недостаточно, чтобы остановить «русского медведя». Нельзя позволить Путину безнаказанно завоевывать суверенную Украину, как он это проделал с Крымом». Келли Эйотт, республиканка из штата Нью-Гэмпшир: «Речь идет о нашей репутации. Украина отказалась от ядерного оружия, но Будапештский меморандум был нарушен. Если мы не поднимемся сейчас все вместе, как смогут союзники доверять Америке впредь?»

«Это настоящая война, которую ведет Россия»

За несколько дней до дипломатического броска по маршруту Киев—Москва—Мюнхен—Вашингтон—Минск в американской столице был обнародован доклад сотрудников Атлантического совета, Института Брукингса, Центра новой американской безопасности и чикагского Совета по международным делам под названием «Что следует сделать США и НАТО для сохранения независимости Украины и отражения агрессии России?»

Главная рекомендация экспертов, среди которых бывшие заместители госсекретаря и министра обороны, послы в Киеве и постпред США в НАТО, — выделить $1 млрд в этом году и еще $2 млрд в течение двух ближайших финансовых лет. Эксперты призывают страны НАТО оказывать помощь Киеву поставками вооружений и техники, особенно из Восточной и Центральной Европы. Эта бывшая советская военная техника может легко адаптироваться к требованиям украинской армии. Дополнительная помощь ВС Украины, отмечается в докладе, «должна включать в себя: РЛС для обнаружения артиллерии, беспилотники (дроны), электронное оборудование для обнаружения и уничтожения беспилотников противника, оборудование для связи, бронированные джипы и медицинское оборудование. Помощь летальным оборонительным оружием должна также включать ПТУРСы, поскольку войска сепаратистов в районе Донецка и Луганска располагают большим количеством бронетехники, в то время как украинские противотанковые средства «находятся в ужасающем состоянии».

Бывший заместитель госсекретаря в администрации Клинтона Строуб Тэлботт предложил «называть вещи своими именами»: «То, с чем мы имеем дело в Украине, — это настоящая война, которую ведет Россия. Это в самом прямом смысле война. Это интервенция, осуществляемая российскими вооруженными силами. Это — в самом прямом смысле — оккупация, причем не только Крыма. Это — в самом прямом смысле — аннексия территории. Причем не только территории Крыма. Это — главная угроза миру в Европе, миру в Евразии и, следовательно, интересам США».

Авторы доклада убеждены: «если российский лидер увидит, что США поставляют больше вооружений, если потери среди «отпускников-добровольцев» — российских кадровых военных — будут расти, если больше натовских солдат появится в странах Балтии, возможно, что только тогда Россия согласится на прекращение огня и оставит замыслы создавать новые замороженные конфликты на постсоветском пространстве».

О Крыме в докладе речи не идет, нет и рекомендации вводить на Украину американские войска.

Вашингтон

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow