Сюжеты

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в № 15 от 13 февраля 2015
ЧитатьЧитать номер
Культура

Валерий ГорНовая газета

Культурные события следующей недели

Шопен для Учителя

В январские дни не стало Веры Горностаевой. Выдающаяся пианистка, всемирно известный педагог, профессор Московской консерватории, она родилась в международный день музыки и всю свою жизнь посвятила ей. Ученица Генриха Нейгауза, она восхищала своим исполнительским мастерством, но артистической карьере предпочла педагогическую.

Среди сотни ее воспитанников — блестящих музыкантов — Лукас Генюшас занимает особое место — как талантливый ученик и как продолжатель большой музыкальной династии. Ему с его шляхетским видом, даром что коренной москвич, и именем-фамилией сам бог велел играть Шопена. Для Веры Горностаевой Шопен — знаковый композитор: в «золотой фонд» мировой исполнительской сокровищницы вошли ее интерпретации сочинений польского гения.

Ее памяти — памяти выдающегося музыканта и близкого человека — в пятницу вечером на сцене Большого зала Московской консерватории Лукас Генюшас будет играть пронзительные по красоте вальсы, мазурки, ноктюрны Шопена, а также трагические «Фантазию» и Сонату № 2.

Ул. Большая Никитская, 13/6.Начало в 10.00.

 

Современная история в одно действие

Пьеса «В дороге» написана Виктором Розовым более пятидесяти лет назад. Однако режиссер Михаил Егоров, отметившийся качественными работами в Театре.doc, театре «Школа современной пьесы», на фестивалях и лабораториях «Любимовка», «Кино без пленки» и других, подошел к этому «материалу» как к абсолютно сегодняшнему, прочитав структуру пьесы как модное road-movie, а тему — как вечно актуальный конфликт поколений.

В результате получился спектакль с особой розовской интонацией о юношеском максимализме и попытке отстоять собственный взгляд на мир, история движения двух людей навстречу друг другу, путешествие, в котором есть Он и Она, а все остальные люди и события — карусель жизни, «современная история в двух действиях», как и пояснял подзаголовок драмы Розова.

Постановка «В дороге» в Молодежном театре (РАМТ) получилась в одно действие, рассчитанное на зрителя с воображением. В главных ролях — Алексей Бобров и Мария Турова. 18 февраля состоится второй премьерный показ.

Театральная пл., 2. Начало спектаклей в 19.00.

 

Героиня древнейшего труда

Выставка «Гертруда» в галерее pop/off/art — не самое плохое доказательство многоплановости художницы Вики Бегальской, которая в «нулевые» обратила на себя внимание провокативным видео-артом, отсылающим к феминистским практикам 1970–80-х, своеобразно подсвеченным постсоветской реальностью.

Там женщина, с поправкой на местный контекст, получилась чувственной и уязвимой. В экспрессивной живописи «Гертруды», которая может быть проведена по разряду наивного искусства, женщина снова — пуп Земли. Теперь она — секс-работница во множественном числе с неотъемлемой медийной и неханжеской, а потому монетизируемой сексуальностью. Но как бы недооцененной, недолюбленной. Поэтому героини Бегальской — а для художницы «Гертруда» расшифровывается как «героиня труда» — очень напоминают бесхитростные эротические селфи, выкладываемые в соцсети волоокими провинциальными дамами.

4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6. До 1 марта.

 

Поп со вкусом

В современном поп-ландшафте доминируют певицы жанровой принадлежности sex sells, с автотюном вместо вокала и битами вместо песен.

На этом унылом фоне Devotion, двухлетней давности дебютный альбом британки Джесси Уэр, выделился сразу — как честная и благородная поп-музыка со вкусом и тактом. Проникновенный и терпкий голос на переднем плане, упругий «марвингеевский» соул-грув и гуттаперчевый ретро-саунд на заднем, — достоверно апроприировав фразировки Sade 1980-х и интонирование трип-хоп-див 1990-х, прежде всего Рут-Энн Бойл, Джесси Уэр бережно перенесла их в новый век и в новый «старый» стиль. Октябрьская пластинка Tough Love продолжила начатый два года назад разговор о неприступной и незасахаренной любви, о женственности и красоте в том же изящно-сокровенном ключе. Стало менее меланхолично — слышны даже осколки диско, но торжественность и где-то горделивость предмета разговора сохранились в полном объеме.

Концерт Уэр в Главклубе, который, к слову, обрел идиотское имя Yotaspace, 16 февраля пройдет как раз в рамках тура в поддержку нового альбома. Кстати, в живых выступлениях и без того почти безупречный голос певицы получает дополнительные измерения за счет иных по сравнению со студийными инструментовок, в частности, более выпуклых партий ударных и гитар.

Ул. Орджоникидзе, 11. Начало в 20.00.

 

Не вся королевская рать

Высокий рейтинг фильма на imdb.com значит далеко не все, но на новое кино Мэттью Вона «Kingsman: секретная служба», вышедшее вчера в российский прокат, можно сходить хотя бы из-за плеяды задействованных в нем актеров: Колин Ферт, Сэмюэл Джексон, Майкл Кейн, а также Марк Хэмилл, Марк Стронг и Джек Дэвенпорт плюс разные молодые да ранние. По жанру «Kingsman» не то ироничная молодежная комедия, не то саркастичный шпионский боевик, этакий забавный постмодернизм — что по форме, что по содержанию — о школе молодого бойца, которую многообещающему раздолбаю по имени Гэри устроил его названный дядя (Ферт), по совместительству — суперагент секретной независимой организации, стоящей на страже мира во всем мире, со всеми необходимыми причиндалами.

Фильм снят по комиксам Марка Миллара и стилистически в чем-то продолжает предыдущие работы Вона — дилогию Kick-Ass, в России шедшую под тупым названием «Пипец».

С 12 февраля.

 

Адам и Ева в немецком лесу

В начале XVI века Альбрехт Дюрер познакомился с итальянским живописцем Якопо Барбари, жившим в Нюрнберге. «Он показал мне мужчину и женщину, сделанных им посредством измерения, — писал художник, — а я в то время более желал узнать, в чем состоит его способ, нежели приобрести королевство».

Результатом стала гравюра «Адам и Ева» (1504). Религиозный сюжет явился лишь поводом для изображения фигур обнаженных мужчины и женщины. Но, тем не менее, гравюра вошла в книгу, посвященную Страстям Христовым. А «Адам и Ева» учителей Дюрера — Михаэля Вольгемута и Вильгельма Плейденвурффа — в книгу «Всемирная Хроника». Почему и как Дюрер и его старшие современники трактуют библейский рассказ — об этом пойдет речь на лекции искусствоведа Дильшата Хармана и библеиста Натальи Киреевой «Адам и Ева в немецком лесу. Библейский сюжет на гравюрах Дюрера» 15 февраля в Библиотеке им. Достоевского.

Кстати, живьем все обсуждаемые гравюры можно посмотреть в ГМИИ им. Пушкина.

Чистопрудный б-р, 23. Начало в 16.00.

 

Немые сцены

«Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице…» Немая сцена. Та самая, в которой без единой реплики Гоголь выражает нутро каждого персонажа «Ревизора» — пьесы, заявленной как «комедия», но именно в немой сцене границы комедии раздвигающей — до социальной, нравственной, философской, если хотите, притчи.

Режиссер-хореограф Сергей Землянский в постановке «Ревизора» в Театре Ермоловой вольно или невольно нашел в немой сцене опору — и создал спектакль без слов. Гоголевская насмешка, знакомая со школьной скамьи почти каждому, передается через изобретательную пластику. Движущей силой истории остаются двуличие, свойственное если не всем, то многим, и страх, у которого глаза — ого-го. Но, лишенные привычного языка, чиновники боятся через неожиданные жесты, а Хлестаков — этакий хамелеон — выдает себя не за того, кто он есть, через пластику тела. При этом каждое движение, призванное передать узнаваемые мысли и ситуации, повадки героев, чувствуется, прошло муки скрупулезных поисков и придирчивый отбор. Что получилось, смотрите на премьере 14 и 15 февраля.

Ул. Тверская 5/6. Начало спектаклей в 19.00.

 

А мы пойдем на север…

Беат Швайцер — швейцарский фотограф, работавший для многих мировых изданий, от The Guardian до Die Zeit. Урс Маннхарт — швейцарский же автор нескольких романов, один из которых, «Рысь», стал бестселлером и вышел на русском языке в переводе Святослава Городецкого. В общем, эти двое собрались как-то, да и поехали через Норильск в Диксон — самое северное поселение России, добраться до которого, с учетом двух главных отечественных бед, весьма непросто. В Норильске, например, Маннхарта судили как не имеющего разрешения осматривать его архитектурные красоты. Можете себе представить…

Результатом поездки стал репортаж и совместная фотовыставка «Диксон. Границы льда». Отснятая в 2013 году серия, отражающая повседневную жизнь города за полярным кругом, экспонировалась в Красноярске, Владивостоке, Оренбурге в рамках программы 200-летия установления дипломатических отношений между Швейцарией и Россией, а также на швейцарском фотофоруме «ПаскАрт». И наконец добралась до Москвы: экспозиция работает в Центре фотографии имени братьев Люмьер.

Болотная наб., 3, стр. 1. До 8 марта.

 

Время цыган

После разрыва Эмира Кустурицы с Гораном Бреговичем музыка не исчезла из фильмов «балканского Феллини», но совершенно точно перестала быть одним из главных героев. Меж тем, прелюдией из «Времени цыган» открывается каждая официальная программа Каннского фестиваля, песни из «Аризонской мечты» в исполнении Игги Попа стали поп-классикой, а темы из «Андеграунда» вошли в репертуар десятков балканских брасс-бэндов в качестве проверенных хитов, пробивающих любую публику.

После «Андеграунда» соратники рассорились вдрызг и много лет не разговаривали. Кустурица снимал новые картины и в качестве музыканта гастролировал со своим No Smoking Orchestra, соединяющим кабацко-цыганские мотивы с бескомпромиссным панк-роком. Брегович писал новые саундтреки, насыщенные балканской и цыганской традицией духовых инструментов, сочными басами и задорными битами, и активно концертировал со своим Wedding and Funeral Orchestra.

19 февраля два гения, никогда ранее принципиально не выходившие вместе на одну сцену, совместно зажгут в Государственном Кремлевском дворце с цыганским куражом и шиком. Пропустить это нельзя.

Ул. Воздвиженка, 1. Начало в 19.00.

 

В вихре танца

«Общественный поворот вкуса в величайшей степени обязан был именно Баксту, тем новым откровениям, которые он дал в своих исключительных по красоте и очарованию постановках, поразивших не только Париж, но и весь культурный мир Запада», — так писал о ярчайшем из художников «Мира искусства» Леоне Баксте его современник и тоже мирискусник Мстислав Добужинский.

Бакст был законодателем нового стиля, причем не только в искусстве рубежа XIX–XX веков, но и в моде и дизайне, совершив, можно сказать, революцию в понимании сценического пространства, во взгляде на театральные декорации и костюмы.

Именно блистательному чувству театра посвящена открывшаяся 13 февраля в галерее MustArt выставка «В вихре танца». Представлено более 40 гелиогравюр к самым знаковым эскизам театральных костюмов, созданных и расписанных Бакстом вручную в технике «пошуар» в 1913 году по предложению Жана Кокто, включая эскизы к «Жар-птице» Стравинского, «Шахерезаде» Римского-Корсакова, «Спящая красавице» Чайковского и русским сезонам Сергея Дягилева.

Вознесенский пер., 9, стр. 2. До 12 марта.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera