КолонкаПолитика

Агенты хаоса

Этот материал вышел в номере № 16 от 16 февраля 2015
Читать
Государство очень хочет создать большой взрослый авторитарный режим и все зарегулировать. Но это ведь требует денег, сколько-нибудь эффективной организации и контролируемого уровня коррупции. Всякий авторитаризм начинается с огня по своим — причем в буквальном смысле слова. Возьмите хоть Северную Корею, хоть Китай
Изображение

Много говорят сейчас о «новых 90-х», тень которых будто бы встала над Россией. Спору нет, отдельные признаки возвращения нашего недавнего прошлого и в самом деле налицо. Растут инфляция и безработица, на границах России снова появились «горячие точки». Голову поднимает преступность, причем в тех самых формах, которые, казалось бы, навсегда остались в истории. Особенно поразила меня новость из Екатеринбурга, где орудует банда, снимающая с женщин меховые шапки и шубы, — это ведь уже настоящее дежавю.

Вообще, судя по сообщениям прессы из разных уголков нашей державы, веселый (а кому и не очень веселый) карнавал 20-летней давности снова возвращается к нам. В городе Куйбышев Новосибирской области фермер привез на тракторе навоз к местному отделению Сбербанка, вывалил его у входа, а в образовавшуюся кучу воткнул табличку: «Долой кредитное рабство». Фермера задержала полиция, а сотрудники Сбербанка провели собственную антинавозную акцию, подарив прохожим цветы. В самом Новосибирске в тот же день митрополит Тихон пожаловался на постановку оперы Вагнера «Тангейзер». Представление, по мнению митрополита, оскорбляет чувства верующих, так как в нем используется христианская и церковная символика. В 90-е примерно в таком же ключе в обществе шла оживленная дискуссия о влиянии НЛО и гороскопов на духовную жизнь граждан.

В таком же, да не в таком, конечно. Если стабильность кончилась, то началась свобода? А вот и нет. Начались довольно беспомощные, любительские попытки устроить термидор, мечту наших «консервативных революционеров» вроде Максима Шевченко (помню, на одной телепрограмме Максим с искренним состраданием интересовался, читал ли я хотя бы Юнгера; ведь если бы читал, то знал бы твердо, к чему следует стремиться). И вроде бы все созрело для «исторического реванша». В отличие от 90-х у нас гигантский госаппарат, хорошо эшелонированные силовики, которым нужен любой повод, чтобы доказать свою лояльность, собственность поделена между уважаемыми людьми, официально введена цензура, политическая жизнь в коматозном состоянии.

Нынешний карнавал — не столько повторение 90-х, сколько ситуация трагического несоответствия между кремлевскими мечтами и реальным потенциалом российского государства. Государство очень хочет создать большой взрослый авторитарный режим и все зарегулировать. Но это ведь требует денег, сколько-нибудь эффективной организации и контролируемого уровня коррупции. Всякий авторитаризм начинается с огня по своим — причем в буквальном смысле слова. Возьмите хоть Северную Корею, хоть Китай: политическая элита там себя не жалеет, и регулярно пускают бывших министров в расход. Иначе у нас. Государство не справляется со своей высокой контрреволюционной миссией.

Поэтому слабенькой нашей деспотии хотят помочь — набраться сил, избавиться от врагов и пятой колонны, провести уместные в таких случаях процедуры нравственного очищения нации. Добровольцы, ополченцы, дружинники, байкеры, борцы с педофилами и гомосексуалистами, цензоры и церковные активисты, участники движения Кургиняна и соратники депутата Евгения Федорова — все они пустились в безумный пляс от лица государства и в его поддержку. Государство устраивает 90-е в себе и для себя, став главным агентом надвигающегося на Россию хаоса. Говорят, что в советском обществе все-таки были встроены механизмы защиты от дурака: за излишний карнавал можно было и партбилет на стол положить. В Российской Федерации тормоза не предусмотрены конструктивно.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow