СюжетыКультура

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 18 от 20 февраля 2015
Читать
Культурные события следующей недели

В 1945 году в инвентарной книге музея Театра Образцова появилась запись о 7 перчаточных куклах и ширме французского театра кукол «Гиньоль». Когда в 2007 году ширму и кукол извлекли из витрины для съемок фильма «Савва Мамонтов», реставратор Александр Лигусов обнаружил на ширме бирку с надписью: «Александр. дворец пол. насл-ка игральная №333».

Дальнейшее расследование подтвердило то, о чем могли только догадываться старожилы театра и музея: «Гиньоль» принадлежал сыну последнего российского императора цесаревичу Алексею. Возможно, куклы и ширма были подарены царской семье премьер-министром Франции Пуанкаре во время его визита в Санкт-Петербург 9 июля 1914 года. Не исключено также, что куклы были изготовлены специально для цесаревича, и поэтому в их облике усматривается сходство с лицами, составлявшими его ближайшее окружение: Капрал напоминает императора, Невеста — императрицу, Арлекин — Распутина.

Сейчас эти бесценные раритеты можно увидеть в музее Театра кукол Сергея Образцова с 12.00 до 18.00 со вторника по пятницу до 10 марта. Зрители, пришедшие на любую из постановок театра, смогут посетить ее перед началом спектакля и во время антракта.

Ул. Садовая-Самотечная, 3

Однажды 42-го президента США Билла Клинтона, известного, помимо прочего, своей страстью к джазу, попросили назвать имя любимого музыканта из тех, что вызвало бы всеобщее удивление. «Брёцманн, тенор-саксофонист, один из величайших из ныне живущих», — таким был ответ.

25 февраля в культурном центре «Дом»уже легендарный немецкий саксофонист Петер Брёцманн в компании американского тромбониста Стива Свэлла и норвежского барабанщика Пола Нильссена-Лава будут играть джаз — свободный, мощный, вдумчивый. Три знатных музыкальных воображения слились в одно недавно — московский концерт будет для трио четвертым совместным. И хотя с годами музыка Брёцманна стала мелодичнее и в некоем первобытном смысле — более блюзовой, пронзительной экспрессии в ней по-прежнему предостаточно, чтобы вместе с компаньонами устроить маленький Большой взрыв из головоломных импровизаций и звуков, а потом собрать из осколков и обломков трепетную жизнь.

Б. Овчинниковский пер., 24, стр. 4. Начало в 20.00

Имена Мартина Хайдеггера и Ханны Арендт не требуют пояснений — они давно вошли в пантеон мировой философской мысли (Арендт была студенткой Хайдеггера в Марбургском университете), но вышли за пределы отношений «учитель–ученик». Роман, длившийся четыре года, перерос в дружбу, выдержавшую паузу длиной в двадцать с лишним лет. Переписка двух выдающихся мыслителей — с любовью, политикой, прояснениями и запутываниями — стала доступной для читающей публики в 1998 году.

Выходу русского перевода переписки Мартина Хайдеггера и Ханны Арендтв издательстве Института Гайдара будет посвящен круглый стол 25 февраля в Институте Гайдара. Участие в нем философа и настоящего супергероя отечественного книгоиздания Валерия Анашвили, блестящего филолога Гасана Гусейнова, философов Нелли Мотрошиловой и Йоэля Регева гарантирует беседе высокий градус — и интеллектуальности, и душевности. Вход свободный, но по онлайн-регистрации: http://goo.gl/sEgyuz.

Газетный пер., 5. Начало в 20.00

Формально — это фрагмент истории одной семьи, живущей на небольшом острове. В нем находится место чувству вины и невозможности бежать от себя, непростым взаимоотношениям, мечте, прощении и, разумеется, любви. Но только формально.

В пьесе Анны Яблонской «Утюги»условно практически всё: остров — абстрактный; люди говорят не как люди, непрестанно цитируя Кэрролла, и вообще — тотально антипсихологичны, с фантомными внутренними конфликтами — ну не считать же таковыми некие поверхностные знания, почерпнутые из научно-популярных журналов и телевизора; флаги несуществующих стран — их коллекционирует главный герой наряду с утюгами, шторм — простодушные символы… На этом фундаменте и драматический конфликт оказывается довольно ходульным: что продается, а что нет? что можно простить, а что нельзя? как жить, если ничего не происходит? Но несентиментальная интонация языка Яблонской, погибшей, что называется, на взлете, дала возможность создателям фантазии на тему сентиментальной, в общем, пьесы в Театре Ермоловой «найти свой флаг» и «разгладить» его утюгом своего мастерства — актерского и режиссерского.

Премьерана Новой сцене театра — 21 и 22 февраля.

Ул. Тверская, 5/6. Начало спектаклей в 20.00

«Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни»— это 39 анекдотичных сцен, сложившихся в заключительную часть экзистенциальной трилогии шведского режиссера Роя Андерссона — вслед «Песням со второго этажа» и «Ты, живущий», — о том, что это значит — быть человеком. Два продавца-неудачника, похожих одновременно на Дон Кихота с Санчо Пансой и беккетовских Владимира с Эстрагоном, безуспешно пытаются продать свои товары — вампирскую челюсть, мешочки со смехом и резиновые маски. Карл XII дважды наведывается в современный бар: воодушевленный перед битвой под Полтавой и израненный после поражения. Люди ставят опыты над обезьянами, периодически справляются о делах друг друга, умирают, влюбляются, живут… Словно с высоты птичьего полета Андерссон показывает панораму человеческих жизней — смешных, печальных, нелепых, хрупких, немножко бестолковых, немножко осмысленных. Где-то рядом зреет апокалипсис, но, кажется, на этот раз его все-таки можно будет избежать.

26 февраля «Голубь…», победивший на прошлогоднем Венецианском кинофестивале, выходит в российский прокат.

Сделано вручную

В Музее декоративно-прикладного искусства сегодня открылась передвижная — и потому быстротечная — выставка-турнеHandmade In Germany с продукцией сотни немецких мануфактур в качестве экспонатов. Украшения, игрушки, предметы интерьера, декоративная плитка, люстры, обувь, ножи, очки, большой гастрономический отдел с продуктами питания и изысканными алкогольными напитками — все, как следует из названия проекта, сделано вручную — в пику массовому производству, но в русле слияния экономики и культуры и возврата к опыту поколений, с которым в Германии, как нетрудно представить, все в порядке: отдельные экспонаты демонстрируют традиционное ремесло, пропитанное художественными идеями немецкого Веркбунда и Баухауза. Так что, по сути, это выставка немецкого дизайна.

Ул. Делегатская, 3. До 1 марта

Два маэстро

В воскресный вечер 22 февраля на сцену Большого зала Московской консерватории поднимутся два мастера джаза — практически не нуждающийся в представлении пианист Даниил Крамер, владеющий всеми джазовыми стилями и форматами, и певица Кристина Аглинц, звездным часом которой стало участие во Всемирном чемпионате по исполнительским искусствам, где она представляла Россию и завоевала золотую медаль в номинации джаз-вокал, а также Кубок как лучшая вокалистка мира во всех номинациях чемпионата.

Крамер выступит на стыке жанров: фортепианные концерты Моцарта №№12 и 10 с джазовыми каденциями — это феерическое путешествие в страну классики, где чопорный парик венского классика внезапно сменяется на кепи стиляги. А поскольку 10-й концерт — он для двух фортепиано, Аглинц присоединится к Крамеру в нем, как Алла Пугачева к Раймонду Паулсу в «Маэстро», — в качестве пианистки, ибо владеет инструментом столь же блестяще, сколь и голосом, диапазон которого, к слову, — четыре октавы. Также в программе концерта Эллингтон, Дунаевский, Богословский, Роуз и… Аглинц. Как композитор.

Ул. Большая Никитская, 13/6. Начало в 19.00

Фотоглэм

Мультимедиа Арт Музей (ММАМ) запустил IXмосковскую, но международную биеннале «Мода и стиль в фотографии», оккупировав на время площадки Московского музея современного искусства. На последних выставили в основном относительную молодежь. Так, в ММСИ на Гоголевском бульваре, 10, можно посмотреть черно-белые видеорассказы американки Мэри Рейд Келли, иронически обыгрывающие эстетику кубизма, экспрессионизма и сюрреализма, и эскизы будущих работ китайского архитектора Чен Чжагана, которые он фотографирует, а затем обрабатывает на компьютере; проект 13 российских фотографов и «Не[свое]временное» с поисками ответов на вопросы о том, что для страны есть исконное и непреходящее, и проект Марии Ионовой-Грибиной «Почти как все девочки», посвященный феномену «селфи».

Там же представлена серия фотографий «Хозяева и обслуга» выпускницы Школы Родченко Лилии Ли-ми-ян, на которых горничные, управляющие, кухарки, садовники позируют в интерьерах особняков, где они работают, вместе со своими хозяевами. Школа Родченко широко представлена и в ММСИ в Ермолаевском переулке, 17, — проектами фотографов Ольги Изаксон (фэшн-серия «Путешествие»), Игоря Самолета («Гербарий» — снимки воображаемой деревни) и Альберта Солдатова («Бальтус»). Кроме того, в Ермолаевском выставлены «Exodus» — первый фотопроект Ивана Лунгина, больше известного как живописец и автор инсталляций, и фотовоплощение романса Вертинского «Черный карлик» Петра Ловыгина.

В самом же ММАМ (Остоженка, 16) «дают» Робера Дуано — волшебника объектива, шансонье от фотографии, мастера жанровых сцен, сумевшего создать невероятно лиричный образ французской столицы. Снимки Дуано давно стали классикой. Один только знаменитый «Поцелуй на площади Отель-де-Виль» разошелся миллионными тиражами в открытках и постерах. Из ста с лишним отпечатков из Atelier Robert Doisneau и частных собраний многие выставляются впервые.

Международный фестиваль «Триумф джаза»свой пятнадцатилетний юбилей отметит 21 и 22 февраля параллельно на двух сценах — в Светлановском зале Московского международного дома музыки(Космодамианская наб., 52, стр. 8)и в Джаз-клубе Игоря Бутмана (ул. Верхняя Радищевская, 21).

Хедлайнерами юбилейного «Триумфа джаза» станут пятикратный обладатель премии «Грэмми», автор музыки к культовым фильмам Спайка Ли трубач Теренс Блэнчард и его новейший проект E-collective, а также семнадцатикратные номинанты и двукратные обладатели «Грэмми» Yellow Jackets. Россию представят молодые джазмены Lebedev/Revnyuk Project — совместное детище выпускника Беркли, обладателя множества премий, включая Billboard Awards, Евгения Лебедева и одного из наиболее востребованных басистов страны Антона Ревнюка при участии струнного квартета Московской консерватории.

Кроме того, публике будут представлены проект солистки группы Херби Хэнкока, американской вокалистки Лисы Хенри и пауэрджазового трио барабанщика Олега Бутмана, а также интересная коллаборация звезды телепроекта «Голос», эстонской певицы Софии Рубиной и одного из наиболее концептуальных российских саксофонистов Николая Моисеенко и его группы Horsepower. А постоянные резиденты фестиваля — Игорь Бутман и его Московский джазовый оркестр — представят на фестивале целых две новых программы.

День рождения Малевича

Все творчество Казимира Малевича неотделимо от темы преодоления горизонта и перехода в иные измерения. Идея супрематизма в значительной степени основывалась на желании художника оторваться от Земли. Свои «архитектоны» Малевич рассматривал как космические корабли, которые обладают сверхскоростями, но не требуют технического воплощения, составляя философскую симметрию теориям Николая Федорова и о. Павла Флоренского.

На творческом вечере «Выход за нуль форм» 23 февраля в Государственном центре современного искусства Дмитрий Гутов, Анатолий Осмоловский, Александр Панкин, Виталий Пацюков, Михаил Рошняк, Наталья Смолянская будут обсуждать теоретические работы Малевича о «прибавочном элементе» и принципе дополнительности в формировании художественных стилей, сопоставляя их с научными взглядами Нильса Бора и Альберта Эйнштейна. В рамках вечера — фильмы о творчестве художника и показ фотодокументов.

Ул. Зоологическая, 13. Начало в 19.30

Почти год назад, в конце марта 2014 года, российская журналистка и фотограф Виктория Ивлева отправилась в путешествие по Украине, уже почти охваченной войной. Виктория пересекла ее всю — от Донецка до Ивано-Франковска, а потом сделала книжку с фотографиями, которая называется «Мандривка, или Путешествие фейсбучного червя по Украине».

Мандривка — по-украински и значит путешествие, а фейсбучный червь появился в пару к червю книжному, да и деньги на поездку собрали читатели странички Виктории на ФБ, они же помогали, показывали, рассказывали и делились своими мыслями о происходящем…

Бабушки на митинге в Донецке, требующие «раздавить фашистскую гадину», и защитники Майдана, школьники из школы Сухомлинского в селе Павлыш и настоящие бандеровцы, отсидевшие по четверти века в советских тюрьмах, Киев и незаметный городок Лубны под Полтавой — лишь часть большой истории, описанной и снятой Викторией Ивлевой.

Презентация состоится 20 февраля в 19 часов в «Мемориале», Каретный ряд 5/10

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow