Сюжеты

Триумф «Бёрдмена», взлеты и пролеты «Оскара»-2015

В Лос-Анджелесе в 87-ой раз вручили статуэтки киноакадемии

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 19 от 25 февраля 2015
ЧитатьЧитать номер
Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

В Лос-Анджелесе в 87-ой раз вручили статуэтки киноакадемии


Лучший фильм года — «Бёрдмен»

В России результатов голосования заокеанских академиков ждали с небывалым напряжением. Общество, находящее на грани нервного срыва, непреодолимо раскалывается по любому поводу. Уж, казалось бы, попадание картины в заветный список номинантов должно было воодушевить соотечественников. Но в СМИ и в соцсетях досталось всем: и Звягинцеву, порочащему страну, и фильму, который большинство российских зрителей посмотрело в интернете, и «Оскару», поддерживающему исключительно очернение великой России.

Впрочем, и главный конкурент «Левиафана», избранная академиками  «Ида» Павла Павликовского, по мнению многих поляков, «чернит» Польшу.

Изысканная, сдержанная черно-белая картина обращается к теме, которая до недавнего времени была под запретом — участие поляков в истреблении евреев. Картина принесла первый «Оскар» польской кинематографии.

Читайте также:

Уничтожение евреев как народа вовсе не было тайной. Леонид МЛЕЧИН — к 70-летию освобождения Освенцима

Вообще в пятерке лучших иноязычных фильмов каждая из работ имела основания (эстетические и политические) быть названной лучшей. Зажигательные аргентинские «Дикие истории» Дамиана Сифрона, снятые под продюсерским крылом братьев Альмодоваров — калейдоскоп из 6 неравноценных новелл, комедийный триллер о внутренних демонах нашего современника. Антимилитаристское послание «Мандарины» о грузино-абхазской войне (грузин и чеченец под крышей дома миролюбивого и мудрого эстонца). «Тимбукту» выпускника ВГИКа Абдеррахмана Сиссако — история погружения живого и веселого африканского города в ад религиозного фундаментализма.

Российские зрители, как и в прошлом году, не увидели премию в прямом эфире Первого канала. Телевизионные боссы сочли, что россиянам в канун Дня защитника Отечества лучше не болеть за отечественную картину, а выспаться. Те же, кто ослушались рекомендации, выбирали между онлайн трансляциями в интернете.

Любопытно, что благодаря решению нашего главного «вещателя» многие соотечественники ушли смотреть «Оскар» на украинское ТВ.

Основные награды можно счесть предсказуемыми. Безусловным лидером стал «Бёрдмен» Алехандро Гонсалеса Иньярриту: «лучший фильм», «лучшая режиссерская работа», «лучший оригинальный сценарий»,  и «лучшая операторская работа».  Картина уже получила более 50 призов. История актера Риггана Томпсона, давным-давно прославившегося в роли комиксового супергероя, но не оставившего надежд остаться настоящим актером. Камера выдающегося оператора Эммануэля Любецки превращает клаустрофобическое закулисье в бесконечное продолжение странного актерского мира. Правда, Майклу Китону, отдавшему герою собственную биографию, не повезло. А как бы красиво завершился миф об актере, до последнего пытающегося «взлететь».

Читайте также:

Театральная гравитация. На российских экранах — «Бёрдмен» Гонсалеса Иньярриту. Фильм собрал 9 номинаций на премию «Оскар»

Но известно, что академики (средний возраст которых — за 60) питают  слабость к персонажам с физическим увечьем. И гениальный ученый Стивен Хокинг — жертва бокового  амиотрофического склероза (фильм «Вселенная Стивена Хокинга»), в парализованном теле сохранивший способность совершать открытия — был первым кандидатом на золото. Поэтому на актера Эдди Рэдмейна и ставили букмекеры. Трудно было ошибиться с выбором и лучшей актрисы года. И дело тут не только в диагнозе героини Джулианы Мур («Всё ещё Элис») — профессора лингвистики Элис Хоуланд, борющейся насмерть с подступающим Альцгеймером. Пятая номинация Мур справедливо  увенчана «Оскаром». А ее трагифарсовая работа в черной аллегории Дэвида Кроненберга «Звездная карта» —  доказательство высочайшего класса профессии.


And the Oscar goes to... Джуллиана Мур

Три «Оскара» достались «Одержимости» Дэмьена Шазеля, завоевавшей главный приз «Санденс». В Каннах же  после показа напряженнейшей психодрамы об отношениях юного музыканта и его фанатика наставника — была десятиминутная овация. Монтаж, звук и мужская роль второго плана Дж. К. Симмонсу, сыгравшему тоталитарного дьявола учителя.

Виртуозный «Отель «Гранд Будапешт» отмечен тремя «Оскарами» за визуальное решение (лучшая работа художника, лучший дизайн костюмов, лучший грим и прически), хотя, на мой взгляд,  мастерство художников «Уильяма Тёрнера» несправедливо проигнорировано. А композитор Александр Депла, сочинивший музыку к фильму «Отель «Гранд Будапешт» вышел на сцену под  балалаечные «русские напевы» (саундтрек к фильму написан под влиянием русской народной музыки).

Из несправедливого — практически полный «пролет» самой неожиданной работы года «Отрочества» Ричарда Линклейтера. Занявшей почти 12 лет жизни режиссера и актеров. Восхитительная «хроника жизни одной семьи», в которой авторы решаются на невозможное: ухватить за хвост убегающее в никуда время. Можно счесть утешительной наградой «Оскар» Патрисии Аркетт, сыгравшей мать главного героя.

Сверкающая бриллиантами и нескрываемом тщеславием церемония пытается не терять связи с современностью. 87-летний дядюшка «Оскар» хочет нравиться молодым. Поэтому смело ныряет в интернет. Селфи с номинантами ведущей церемонии прошлого года  Элен ДеДженерес подхватили три с половиной миллиона ретвитов, которые вырубили социальную сеть на двадцать минут. В этом году «Оскар» отправился путешествовать по всем главным сетям. К тому же политике на сцене лос-анджелесского театра «Долби» традиционно отводится  «роль второго плана». Фильм о перебежчике Эдварде Сноудене «Гражданин Четыре» назван лучшим в документальной категории. Режиссер Лора Пойтрас благодарила своего героя, «возмутителя спокойствия» Сноудена.

Патрисия Аркетт призывала «поднять голос в пользу равноправия  женщин в Америке и по всему миру» под жаркое одобрение Мерил Стрип. Автор песни Glory из фильма «Сельма» Джон Стивенс звал к борьбе за права чернокожих. И любимец Канн и Венеции Алехандро Гонсалес Иньярриту, первый мексиканец, удостоенный золотой статуэтки, мечтал вслух о том, чтобы его поколение было последним поколением эмигрантов. «Кто дал этому сукиному сыну гринкарту?!», —  пошутил Шон Пенн, распечатав конверт с именем главного победителя.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera