Сюжеты

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в № 20 от 27 февраля 2015
ЧитатьЧитать номер
Культура

Валерий ГорНовая газета

Культурные события следующей недели

Шестое эхо Мостры

3 марта в кинотеатре «Иллюзион» открывается шестой кинофестиваль «Из Венеции в Москву» с лучшими итальянскими фильмами из официальной программы последнего Венецианского кинофестиваля, включая основной конкурс, секцию «Горизонты» и внеконкурсные показы.

Фильмом открытия (3 марта, 19.30) станет лента Марио Мартоне «Удивительный юноша» о необыкновенном итальянском поэте Джакомо Леопарди с Элио Джермано в главной роли, за которую он получил приз за лучшую мужскую роль на прошлогодней «Мостре». Днем позже, 4 марта, гость фестиваля режиссер и сценарист Давиде Феррарио представит в 20.30 свой фильм «Суп дьявола» — индустриальную симфонию о двойственности прогресса с ностальгическими реминисценциями из еще недавнего прошлого рабочих как класса.

Но перед ним, в 19.00, покажут «Женщины-легенды. Софи рассказывает о Лорен» — кропотливый портрет легендарной актрисы «кисти» Марко Спаньоли, который провел с ней целый год, не увидевшись ни разу.

Стоит обратить внимание также на почти классическую гангстерскую семейную драму «Черные души» Франческо Мунци и криминальную мелодраму с любовью и кровью «Без всякой жалости» Микеле Альаикуе (6 марта в 19.00 и 21.00 соответственно), а также сочный неаполитанский нуар «Перес» (7 марта, 18.00).

Наконец, особняком стоит документальный фильм «Италия за один день» — честный взгляд на повседневную жизнь во всех ее проявлениях, который оскароносец Габриэле Сальваторес смонтировал из 2200 часов видео, присланного 44 тысячами добровольных участников проекта (5 марта, 19.00; 7 марта, 20.00).

Котельническая наб., 1/15. До 7 марта

 

Врожденная музыка

В 2013 году пианист Олег Аккуратов стал настоящей сенсацией фестиваля «Триумф Джаза», сопровождая игру ансамбля скэтом и битбоксом, включаясь в пение a capella и в целом показав такой исполнительский класс — как в джазе, так и в классическом репертуаре, — какой не снился многим зрячим музыкантам.

Да, Аккуратов слеп от рождения, но очевидно, что дар зрения заменен в нем даром музыки. В апреле двадцатипятилетний музыкант собирается выступить в нью-йоркском Rose Hall’е с самим Уинтоном Марсалисом и Jazz at Lincoln Center Orchestra, но перед этим даст три сольных концерта в Москве: 3, 4 и 5 марта его можно будет послушать в Клубе Игоря Бутмана. Последний, кстати, примет в них участие в качестве гостя.

Ул. Верхняя Радищевская, 21. Начало концертов в 20.30

 

Потешные огни их величеств

Гравюры и акварели с изображениями «огненных забав» — выставка в Большом дворце музея-заповедника «Царицыно», посвященная потешным огням, как в прошлом называли фейерверки, задумана как музейное шоу, в котором огромная роль отводится декорациям, позаимствованным прямиком из XVIII столетия.

Это позволит уже с субботы попасть в пространство праздника той эпохи, когда световые представления устраивались по случаю коронаций и бракосочетаний царствующих особ, их дней рождений и тезоименитств, Нового года, военных побед и подписаний мирных договоров — «мирных торжеств» и «викториальных дней».

Пиротехника была настоящей страстью Петра I. Пышными парадными фейерверками отмечались царствования Елизаветы Петровны и Екатерины II. И каждый являл собой неповторимое произведение искусства, на которое стоит взглянуть сегодня — хотя бы в виде проектов, утверждавшихся высочайшими заказчиками, а потом становившихся предметами коллекционирования.

Ул. Дольская, 1. До 19 мая

 

Никто не хотел умирать

Режиссер Владимир Богатырев соединил «лейтенантскую прозу» Вячеслава Кондратьева и «Колымские рассказы» Варлама Шаламова — и получился пронзительный спектакль о сломанных судьбах и несломленных людях. О тех, чья юность оказалась полна несбывшихся надежд и неслучившейся любви, о тех, кто остался лежать на полях сражений и кто не вернулся из тюремного застенка.

«Жизнь одна» на Маленькой сцене Молодежного театра (РАМТ) — это резкий замес из отчаяния сталинских зэков и надежд юнцов в гимнастерках Великой Отечественной — под песни Галича, Козина и Утесова. Это спектакль о тех, кто не хотел умирать. А не хотел, как известно, никто. Премьерные показы 4, 11 и 20 марта.

Театральная пл., 2. Начало спектаклей в 19.30

 

Декаданс в «Олимпийском»

«Это не воссоединение группы. Это подарок ее поклонникам», — недвусмысленно определили братья Самойловы два «ностальгических» концерта группы «Агата Кристи», распавшейся без малого пять лет назад. Один — уже прошедший в Питере, и второй, предстоящий в пятницу, московский.

Смысл этих выступлений, если исключить чистую коммерцию, не очень понятен: основной генератор музыкальных идей группы брат Глеб давно и не без успеха воплощает их в макабрическом поп-индастриале проекта The Matrixx; звуковая голова группы брат Вадим служил доверенным лицом президента…

Дразнить фанатов в рамках краткосрочного реюниона братья собираются подборкой лучшего материала за тридцать лет, что понятно и предсказуемо. И значит, со сцены СК «Олимпийский» в пятницу вечером понесется подростковая философия, уложенная в цепляющие мелодии и разношерстный поп-роковый саунд, в который в свое время были ровно уложены даже неординарные ранние альбома «Агаты Кристи», такие как «Коварство и любовь» и «Декаданс».

Олимпийский пр., 16, стр. 1-2. Начало в 19.30

 

Последняя смена

Эммануил Евзерихин принадлежал к поколению профессиональных фотографов, которое сформировалось в 1930-е годы — время создания новой советской эстетики, когда от фотографов требовался «решительный переход от расплывчатого бесхребетного фотолюбительства к боевому, ударному фотокорству».

И тем не менее работы Евзерихина — это не выверенные, статичные зарисовки, а выхваченные моменты из непрерывно движущейся жизни, реальность которой не поддается четкому кадрированию и длится за рамками его снимков. На выставке «Последняя смена» в Центре фотографии имени братьев Люмьер собраны несколько серий Евзерихина конца тридцатых — безмятежного предвоенного периода, когда, невзирая на репрессии, советские люди были охвачены «коллективистской» эйфорией, полны веры в будущее, в новую жизнь.

Этакий проект о хрупкости мира и о том, как сложно его сохранить, с попадающими в кадр буднями пионерлагерей, образцовых школ и физкультурных парадов.

Болотная наб., 3, стр. 1. До 29 марта

 

Способ встретить весну

Формат «все до кучи» очевидно становится трендом. Во всяком случае, именно в нем в субботу пройдет в Центре несовременного искусства «На Стрелке» фестиваль Antigravity Fest, концептуально посвященный активному образу жизни и искусству, а фактически — это каша-мала из ремесленного маркета, кинопоказов, музыкальных и театральных выступлений, флешмобов и спортивных мероприятий как способ встретить весну.

Программа фестиваля условно разделена на утро, день и вечер с фитнесом и йогой под звуки арфы сначала, диджейскими сетами и живым джазом пополудни + танцы от балета «Тодес» и арт-классы, а ближе к ночи — вечеринка, разумеется, бармен-шоу и прочие радости ночной жизни, которая начнется после легкого фанкового разогрева и продолжится персонажами московской независимой электронной сцены: Олегом Буяновым, более известным как Ol, техно-проектом Poima, артистом Monoplay, он же Raha, и многими другими. Программа фестиваля здесь: https://antigravityfest.timepad.ru/events/.

Берсеневская наб., 8, стр. 1. Начало в 10.00

 

Суровый соц-арт

Владимир Титов — художник, воспитанный московским андеграундом 1960-х — одним из первых распознал в социальных изгоях черты, роднящие их с «неофициальной», подпольной столичной богемой, и с тех пор неизменно изображает обитателей социального дна и маргиналов на обочине обывательских ценностей — бродяг, бомжей, калек, забулдыг, попрошаек.

Его сюжеты разворачиваются на свалках, в сомнительных пивных, заброшенных строениях, скрытых от посторонних глаз закоулках — там находится место для вполне философских спектаклей с аллюзиями на «певца и идеолога босячества» Максима Горького и творчество нонконформистов хрущевской «оттепели».

Титов говорит, что своих персонажей он пишет с самого себя. Причем никому не «сочувствует», а просто считает, что только так и стоит жить. Отдавая, впрочем, себе отчет, что «так жить» вряд ли кто согласится добровольно.

Персональная выставка художника наивного, но сурового соц-арта «Последний маргинал» работает в галерее ArtStory. Вход свободный.

Старопименовский пер., 14. До 15 марта

 

Снежные приключения

Полнометражная версия норвежского анимационного хита об утке Солане и ежике Людвиге выйдет в российский прокат 5 марта.

В новом мультфильме «Снежные приключения Солана и Людвига» герои создадут машину для производства снега, случайно вызовут в городе небывалую метель и проявят чудеса смелости, чтобы вернуть все на круги своя.

По стилистике фильм похож одновременно на пластилиновую анимацию Александра Татарского, работы Тима Бёртона, культовую британскую серию про Уоллеса и Громита и анимационные блокбастеры Dreamworks и Disney. По сюжету это типичная рождественская история, даже жаль, что выходит весной. Но хуже от этого не будет, конечно.

 

Лесная фигура, замри!

«Три штуки молчания» — три коротких моноспектакля, которые связывают имена постановщиков. Режиссер Федор Павлов­Андреевич и художник Катя Бочавар придумали три скульптуры — северную, лесную и сказочную.

В северной скульптуре «Старухы» по рассказу Даниила Хармса «спрятана» якутская звезда этнической музыки Степанида Борисова, замотанная во все белое, на четырехметровом пьедестале, пропевающая историю на русском и якутском.

В лесной скульптуре «Нина Комарова», в основе которой текст Людмилы Петрушевской, — молодая актриса и солистка инди­группы DschDsch Женя Борзых в качестве потерявшейся в лесу девочки.

В волшебной скульптуре «Сказка про часы» историю Петрушевской о девочке, укравшей у мамы часы, и о старушке, выпускающей в небо Луну, играет великолепная Роза Хайруллина.

Все три «штуки» играются неподвижными телами: у Степаниды двигаются голова и руки, у Жени Борзых — голова, единственный телесный инструмент Хайруллиной — лицо. Все три «штуки» начинаются с молчания и в него же уходят. Все три длятся примерно по полчаса.

Все вместе «штуки» будут впервые играться в Центре имени Мейерхольда 27 и 28 февраля. Более того, если «Нину Комарову» и «Старухы» показывали на фестивалях, то «Сказка про часы» — стопроцентная премьера.

Ул. Новослободская, 23. Начало спектаклей в 20.00

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera