СюжетыСпорт

За что боролись

Сегодня стартует главное событие сезона в Континентальной хоккейной лиге — розыгрыш Кубка Гагарина

Этот материал вышел в номере № 20 от 27 февраля 2015
Читать
Сегодня стартует главное событие сезона в Континентальной хоккейной лиге — розыгрыш Кубка Гагарина
Изображение

Правда, в отличие от шести предыдущих розыгрышей, статус трофея несколько потерял в значимости — и чемпион России, и призеры уже определены. Желание совместить советские традиции с заокеанским вектором в прошлом году подвигло руководство КХЛ на эксперимент, который в принципе не мог завершиться удачно.

Если бы наши хоккейные начальники хорошо изучали историю, причем недавнюю, то они бы внимательно присмотрелись к трем предыдущим «гибридным» попыткам, имевшим место в 90-е годы. Все это уже было — чемпион и медалисты определялись по итогам регулярной части чемпионата, Кубку России отводилась роль пусть важного, но довеска. Довеска потому, что в историю входят официальные чемпионы, все остальное — причуды той или иной формулы. Кто сейчас с ходу вспомнит обладателей Кубка?

Хорошо, тогда эксперименты можно было списать на силу привычки — к плей-офф мы начали привыкать только в самом конце советских времен, и сводить полгода хоккейных баталий лишь к распределению стартовых кубковых позиций было и непривычно, и не совсем корректно. Но даже тогда попытки соединить несоединимое приводили к путанице в умах как непосредственных участников действа, так и болельщиков.

А сейчас вовсе — после целенаправленной и вполне удачной раскрутки Кубка Гагарина, который окончательно утвердился в статусе единственно главного трофея, по итогам которого и вручались медали, вдруг решили снова отделить «медальную часть» от кубковой. Цель преследовалась, как и в 90-е, благая — повысить значимость собственно чемпионата, но, полагаю, руководители лиги пошли на эксперимент не в последнюю очередь потому, что хотели обеспечить максимально комфортный режим для «тяжеловесов» — прежде всего для питерского СКА. Самый богатый клуб лиги год за годом пролетал мимо «Гагарина», а нововведение давало шанс сразу на две попытки — и на медали, и на Кубок. Номинально условия были равны для всех, но понятно, для кого они были «равнее».

Правда, СКА и здесь золотых медалей взять не удалось: Питер довольствовался серебром, завоеванным впервые в истории. Выше оказался более стабильный ЦСКА, взявший золото через 26 лет, бронза осталась за московским «Динамо». Тройка призеров удивительным образом выстроилась согласно положению хозяев во властной российской иерархии: Игорь Сечин (ЦСКА), Геннадий Тимченко (СКА), Аркадий Ротенберг (московское «Динамо»).

Однако видимой радости новоявленный чемпион и призеры не проявили, тем самым продемонстрировав, что этого — мало. Но оправдание на случай неудачи в Кубке Гагарина у них уже есть. И я не удивлюсь, если по истечении некоторого времени от одного из сиятельных неудачников услышу совсем другие слова по поводу того, что в сезоне было важнее.

Медалей-то три комплекта, а Кубок — один. Три вышеназванных монстра — главные претенденты, даром все из Западной конференции, и на пути к финалу кому-то из медалистов неизбежно придется расстаться с надеждами. На «Западе» вообще конкуренция была куда жестче, чем на «Востоке», лидеры которого в регулярной части чемпионата проявили себя не столь ярко, как ожидалось. И у них действительно запасного аэродрома уже не осталось.

…Восьмым участником плей-офф на «Западе», согласно закону справедливости, должен был стать подмосковный «Атлант» — клуб, который задолго до окончания регулярной части чемпионата лишился поддержки спонсора, распродал всех лидеров, но бился до конца, до самого последнего тура. В предпоследнем из Мытищ несолоно хлебавши уехал СКА, тоже приложивший руку к «раздербаниванию» «Атланта» — и как тут было горемычным подмосковным болельщикам не вспомнить, что их родная команда била Питер и тогда, когда выходила в финал Кубка Гагарина. А сейчас «Атлант» в шаге от расформирования, и надежд на спасение все меньше. Главной подмосковной командой ни с того ни с сего уже объявили «Витязь», а самая «атмосферная» хоккейная арена региона остается ни с чем. Грустно. Даже туманные слухи о скором возвращении знаменитого «Спартака» на этом фоне не радуют, тем более что здесь конкретики как не было, так и нет.

Скорее всего, этой зимой закончилась и недолгая российская эпопея клубов из дальнего зарубежья — хорватского «Медвешчака» и словацкого «Слована» (да и рижское «Динамо» близко к расставанию с КХЛ). Семь лет нам объясняли, что прирастание Западом есть одно из главных направлений стратегии КХЛ, и все эти годы я твердил, что экспансия с помощью газовой трубы ни к чему хорошему не приведет, что радоваться играющим на российские (в основном) деньги зарубежным клубам — безнравственно и глупо. Вот, наконец, это дошло и до руководства КХЛ — и не потому, что президент сменился, а потому, что кризис подал сигнал к смене стратегии. А так бы и дальше палили народные деньги почем зря, докладывая наверх, как российский хоккейный проект объединяет Европу. И какое уж сейчас объединение…

Конечно, останется «Йокерит», который финишировал в общей таблице на высоком четвертом месте — а мог бы занять и третье. Но у финского клуба, как и у его «Хартвалл Арены» — российские хозяева в лице того же семейства Ротенбергов, отчего бы не продолжить выступать в КХЛ после столь успешного дебютного сезона? Но новая тенденция уже просматривается четко: «прирастать» заграницей можно, купив клуб. Но на эти подвиги никаких олигархов не хватит.

Придется довольствоваться тем, что есть. Хотя бы сберегая свои полунищие клубы и те проекты, от которых зависит будущее российского хоккея — ту же Молодежную хоккейную лигу, которой как минимум грозит реструктуризация, а как максимум — превращение в турнир дублеров с резким сокращением участников.

Вступление в «весеннее хоккейное безумие» получается не очень радостным — слишком много проблем. Одна надежда — бывали времена и похуже, но хоккей ухитрялся выживать и радовать, несмотря на разного рода эксперименты, финансовые кризисы, изменения формулы и смены приоритетов. Вот и сейчас все участники плей-офф, будто сговорившись не обращать внимания на подведенные итоги и формальное понижение статуса Кубка Гагарина, начинают с чистого листа. Хотелось бы, чтобы он в самом деле был чистым.

…На финише регулярной части чемпионата большинство клубов, к их чести, соперников не выбирали. Исключительно в силу этого московскому «Динамо» на старте предстоит противостояние с ярославским «Локомотивом», который год назад сенсационно выбил из розыгрыша двукратного обладателя Кубка Гагарина на той же стадии. На «Востоке» столь же неудобный соперник в лице «Салавата Юлаева» достался магнитогорскому «Металлургу». Уфимцы, от финансирования которых отказался фонд «Урал», играют по принципу «чем хуже, тем лучше», и я бы не торопился записывать действующего обладателя Кубка Гагарина в явные фавориты.

А теневых претендентов на круг всего-навсего двое — на «Западе» это уже упоминавшийся «Йокерит», который не прочь повторить успех ныне уже не существующего пражского «Льва», а на «Востоке» с неожиданно высокой второй позиции стартует новосибирская «Сибирь». Главный тренер сибиряков Андрей Скабелка уже сейчас может претендовать на звание лучшего тренера сезона вне зависимости от того, каков будет итог выступлений новосибирцев в плей-офф, — но, увы, согласно еще одной отечественной традиции, в «лучшие» попадают исключительно итоговые победители. Один победитель, правда, уже есть — это главный тренер ЦСКА Дмитрий Квартальнов, и в случае возможной неудачи чемпиона страны в розыгрыше Кубка Гагарина у жюри будет непростая задача выбрать самого лучшего.

Все предыдущие розыгрыши Кубка Гагарина опровергали слово «предопределенность». Надежда на это — остается.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow