СюжетыОбщество

Дожить до суда

СПЧ просит Бастрыкина и Чайку срочно освободить Надежду Савченко из СИЗО

Этот материал вышел в номере № 21 от 2 марта 2015
Читать
СПЧ просит Бастрыкина и Чайку срочно освободить Надежду Савченко из СИЗО
Изображение

Президентский Совет по правам человека на прошлой неделе обратился с письмом к председателю Следственного комитета Александру Бастрыкину, попросив о срочном вмешательстве в судьбу Надежды Савченко.

«Совет полагает, что в сложившейся ситуации соображения человеколюбия и гуманизм должны быть учтены в максимальной мере», — формулируют свое послание члены СПЧ. Глава совета Михаил Федотов просит Бастрыкина о двух конкретных вещах: срочно рассмотреть вопрос об изменении меры пресечения для Савченко из-за ее голодовки и ускорить передачу ее дела в суд.

В письме описывается состояние здоровья арестованной, подорванное уже почти 80-дневной голодовкой. «Реальную угрозу жизни» Савченко подтверждает в письме и отчет члена СПЧ Елены Масюк, побывавшей у нее в минувший четверг. О какой-либо реакции СК на письмо пока не известно.

Зато известно о другой инициативе Совета по правам человека — уже к генпрокурору России. Повод тот же. Правозащитники отмечают, что по состоянию здоровья Савченко не может скрыться от органов следствия, к тому же сама неоднократно говорила о том, что заинтересована доказать свою невиновность в суде. Тем не менее российские суды продолжают продлевать сроки содержания Савченко под стражей, «хотя объективные причины для этого отсутствуют».

Что предлагают члены СПЧ генпрокурору Чайке? Немедленный перевод Савченко «под домашний арест на имеющейся квартире в Москве». Прокуратура, полагают правозащитники, априори должна «исходить из необходимости исключить угрозу гибели Савченко», поскольку цель следствия — довести обвиняемую до суда, а не до смерти от истощения.

Под текстом обращения стоят подписи 27 членов совета.

По процедуре, чтобы обращение считалось институциональным, то есть от «всего СПЧ», должна быть 31 подпись, не считая председательской. Рассматриваемый документ этот кворум не выбрал, поэтому отправится на фирменном бланке к Юрию Чайке лишь в статусе «Обращения членов и председателя СПЧ».

«Новой газете» известно, что в среде самого Совета по правам человека вопрос о смягчении условий содержания для Надежды Савченко вызывает сложные дискуссии. Как и любое коллективное обращение «по украинскому вопросу».

К примеру, в ответ на просьбу подписать обращение по поводу Савченко один из членов СПЧ высказался приблизительно в том смысле, что именно СИЗО как раз и дает Надежде Савченко гарантию продолжения жизни. Мол, в смерти Савченко на территории России заинтересованы «многие влиятельные политические силы», прежде всего, конечно, из США и «самопровозглашенной власти в Киеве». Эти враги России в случае гибели Савченко получат «максимальный политический дивиденд» и «обоснование для введения новых санкций», а также «оправдание политики геноцида в Новороссии». А потому чем дольше срок, тем лучше для самой же Савченко. Вот такие права человека, понятые с другой стороны СПЧ.

P.S.Интересно, что проект обращения в первоначальной редакции выглядел совсем иначе. Предполагалось, что члены СПЧ попросят известных омбудсменов — Владимира Лукина, Эллу Памфилову и собственного председателя Федотова — лично поручиться за Савченко, тем самым поспособствовав ее переводу под домашний арест. Однако от этой идеи почему-то пришлось отказаться. Таким образом, главным адресатом письма стал генпрокурор России, тогда как ранее ему предназначалась лишь копия-уведомление.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow