СюжетыСпорт

Деньги играют футболом

Хватило суток после двойной победы «Зенита» и «Динамо» в Лиге Европы, чтобы российский футбол вновь очутился в привычных реалиях

Этот материал вышел в номере № 21 от 2 марта 2015
Читать
Хватило суток после двойной победы «Зенита» и «Динамо» в Лиге Европы, чтобы российский футбол вновь очутился в привычных реалиях
Изображение

Радость от победы может быть общей — «Зенит» на «Петровском» в прошлый четверг не только непосредственное руководство в лице Алексея Миллера и окружающей его свиты услаждал, но и обычных болельщиков. Когда Халк завершил забег по диагонали к линии штрафной смачным ударом в левый от вратаря голландского ПСВ верхний угол, вряд ли кто вспомнил, что неистовому бразильцу после продления контракта положили семь миллионов «газпромовских» в год.

Бразильца можно упрекать в чем угодно, только не в равнодушии — игру он наверняка любит больше, чем деньги, это нельзя не почувствовать. Да и партнеры, каждый по мере своих сил, лидеру «Зенита» соответствовали, оттого и ответный матч первого кубкового раунда Лиги Европы смотрелся на одном дыхании и даже обошелся без файеров на трибунах. Параллельно московское «Динамо», встречаясь с «Андерлехтом» в Химках, героически тащило себя из болота, в которое само себя загнало, и в конце концов вытащило, пусть и с помощью абсолютно «левого» пенальти.

Итог двух красивых спектаклей в Санкт-Петербурге и Москве одарил чрезвычайно редким мгновением, когда радость оказывается беспримесной и ничем не отягощенной — не только от победы, но еще и от игры. Для этого, конечно, надо просто любить футбол, несмотря ни на что, — даже футбол российский, который в основном повернут к нам не самой приглядной своей стороной.

В заграницах тоже всякое случается — и фанаты буянят вплоть до кровопролития, и матчи продаются, и агенты наживаются сверх всякой меры на перепродажах, и звезды выкаблучиваются, и клубы разоряются — да чего только не происходит в большом футбольном мире. Но у них играть так, чтобы люди на стадионах и у экранов забывали про плохое, ненужное, наносное, — норма. А у нас игра как отдохновение — скорее исключение, оттого и на первом плане не сам футбол, а ответвления от него, чаще всего редкостно уродливые.

Да всего суток после двойной победы «Зенита» и «Динамо» хватило, чтобы вновь очутиться в привычных реалиях.

В пятницу, когда закрывалось трансферное окно, футбольное сообщество до последнего ожидало, что форвард сборной России Артем Дзюба не лишится игровой практики. Зависело это и от «Спартака», который с Дзюбой де-факто расстался, и от «Зенита», который де-юре подписал с ним контакт, но только с июля, когда нападающий будет полностью свободен. Для того чтобы выкупить игрока сейчас, «Зениту» хватило бы десятой части годовой зарплаты Халка, но то ли «Газпром» уперся, то ли Дзюба пока не слишком «Зениту» необходим. А обиженный «Спартак» совсем уж бесплатно отдавать форварда не хотел, тем более Питеру.

То, что сборной страны не играющий форвард не нужен, фигурантов волновало в последнюю очередь. Похожий вариант получался и с центральным защитником «Динамо» Владимиром Гранатом, из-за проблем с контрактом еще с осени остающимся без игровой практики. И здесь в проигрыше могли оказаться все стороны, в первую очередь даже не бывший и будущий клуб Граната, а сборная России. Добро бы на каждое амплуа у Фабио Капелло было по два-три равноценных кандидата — так нет, каждая боевая единица на счету, особенно в преддверии, можно сказать, решающего матча отборочного турнира с Черногорией на выезде.

Когда выхода, казалось, уже не будет, обоих опальных футболистов «на флажке» подхватил «Ростов», за который Артем Дзюба, и тоже на правах аренды, уже успешно выступал в прошлом сезоне. Что можно было бы счесть благом для всех, если бы не одно «но» — ростовский клуб и без того погряз в финансовых долгах и скандалах, а аренда тоже требует денег, пусть и сравнительно небольших. Ну и полноценной подготовки ни тому, ни другому футболисту сборной пройти не удалось.

А тут еще главный тренер «Зенита» Андре Виллаш-Боаш отправил в глухой запас лучшего бомбардира российской сборной Александра Кержакова. Его даже не взяли на игру в Эйндховен, а в ответной встрече с ПСВ разве что разрешили посидеть на лавке. Победителей, конечно, не судят, однако Виллаш-Боаш, будь его воля, и в играх внутреннего чемпионата стабильно в основе выставлял бы восемь иностранцев и максимум троих россиян — как, собственно, и получилось в Эйндховене.

Нужные сборной футболисты, в том числе из ближайшего резерва, увы, оказываются без практики не из-за каких-то объективных обстоятельств, а из-за вполне эгоистической позиции влиятельных клубов. От этого и страсти по поводу принятого исполкомом Российского футбольного союза нового лимита «10 иностранцев плюс 15 россиян» разгорелись с новой силой. Клубы захотели свободной конкуренции «как на Западе», но мы живем не в Англии с Германией, у нас и без открытых дверей приток талантливой российской молодежи превратился в ручеек. Министерство спорта уже пригрозило поставить шлагбаум на пути в светлое будущее, и тут Виталия Мутко можно понять — при подобном развитии событий в сборной вообще некому будет играть.

Зато тренировать есть кому. Фабио Капелло вернулся к выполнению своих непосредственных обязанностей отдохнувший и бодрый, деньги на выплату долга правдами и неправдами ему нашли, но хэппи-эндом в этой истории и не пахнет — во всех смыслах.

Финансовый вопрос, камнем висевший на шее Российского футбольного союза, решал министр спорта Виталий Мутко — как лицо, имеющее некоторое отношение к возникновению астрономической задолженности и вполне конкретное — к заключению астрономического же контракта до 2018-го года. Заплатить уговорили Алишера Усманова, деньги миллиардер дал в долг, сопроводив благодеяние иронической и даже гневной тирадой в адрес РФС и его главы. Николай Толстых пилюлю проглотил, но с решением главной проблемы не все оказалось так просто.

Выяснилось, что попросил Николай Александрович слишком скромную сумму — всего-то 400 млн рублей. А следовало просить не только с учетом рухнувшего рубля, что добавляло еще пару сотен миллионов, а с учетом того, что надо и дальше чем-то рассчитываться с супердорогим тренером. Тут, правда, и миллиард рублей только отсрочил бы окончательный расчет, но хотя бы позволил в более или менее спокойной обстановке дождаться, чем завершится российская эпопея дона Фабио.

Фабио Капелло на недавней пресс-конференции подчеркнул, что в его контракте пункт о выходе в финальную часть Евро-2016 отсутствует. А вот пункт о выплате компенсации в случае досрочного расторжения контракта, причем в полном объеме, безусловно, имеется. Про деньги итальянский специалист говорить подчеркнуто не любит, он и в самом деле полгода молчал и работал за хорошее отношение (другое дело, насколько успешно), но когда Капелло допекли, в том числе и неудобными вопросами, он дал понять, что свое так или иначе возьмет.

Сколько получится в миллиардах, сосчитать можно, но это не для слабонервных.

Клубы тоже взялись за расчеты, потому что валютные контракты после падения рубля оказались неподъемными даже для тех, кто не привык мелочиться. С подачи Минспорта пришлось договариваться между собой о фиксации курса валют (доллар — 45 рублей, евро — 55) и искать понимания у футболистов, которых подобные антикризисные меры, естественно, не обрадовали. Пока на заведомое понижение зарплат согласились немногие, и главные разборки, не исключая и судебных, еще впереди.

А выходить на поле и по возможности радовать людей — надо. Да, деньги играют футболом, но не играют в футбол. Он в лучших своих проявлениях еще способен оставаться тем родом деятельности, который хоть немного, но помогает жить.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow