Сюжеты

Православие, нагнетание, «Тангейзер»

Как спектакль Новосибирского театра оперы и балета перешел со сцены в зал мирового суда

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 24 от 11 марта 2015
ЧитатьЧитать номер
Культура

Георгий Бородянскийсобкор по Омской, Томской и Тюменской обл.

Как спектакль Новосибирского театра оперы и балета перешел со сцены в зал мирового суда


РИА Новости

Новосибирские православные активисты, сумевшие в прошлом году сорвать три рок-концерта (см. «Новую газету» от  10 ноября 2014 г. — «Закон и благодать»), взялись за оперу. Они требуют запретить спектакль «Тангейзер», поставленный Новосибирским государственным академическим театром оперы и балета, привлечь к уголовной ответственности режиссера-постановщика Тимофея Кулябина, а директора театра Бориса Мездрича — как минимум к административной.

Первый премьерный цикл оперы Вагнера прошел в Новосибирске 20 декабря и  22 декабря, посмотрели его 3,5 тысячи человек. Были ли среди зрителей представители РПЦ и «Координационного совета по защите общественной нравственности», называющие себя «православными активистами», — неизвестно.

Негативных откликов в книге отзывов всего 2, и оставлены они явно светскими лицами — местным музыковедом Мариной Бусик-Трофимук и неким Олегом, написавшим: «Я уже и не знаю, водить ли мне ребенка к вам в театр».

Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, обвинивший постановщиков в «разжигании религиозной вражды», унижении и оскорблении чувств верующих и «всех совестливых граждан России», сам постановку точно не видел (его явление в театре не осталось бы незамеченным), а составил мнение о ней, как признался журналистам, «из обращений, звонков людей», возмущенных ее сюжетом и одной из декораций, опубликованной в социальной сети.

Отзывы профессиональных критиков о «Тангейзере» — самые лестные. Газета «Музыкальная жизнь» назвала его «спектаклем года», а газета «Газета», к примеру, «блистательным переносом оперы Вагнера в современность».

Тимофей Кулябин. Фото: РИА Новости
 

В послужном списке 30-летнего Тимофея Кулябина — три лауреатства только за прошлый год: специальная премия «Золотой маски» «За современное прочтение классики», Гран-при фестиваля «Новосибирский транзит», премия «Музыкального обозрения». Народный артист России Евгений Миронов в обращении, направленном в прокуратуру и управление СК РФ, характеризует Кулябина так: «То, как неторопливо, серьезно и глубоко через природу театра он изучает природу человека во все времена, делает Тимофея Кулябина, на мой взгляд, одним из самых талантливых молодых режиссеров России, за которыми стоит будущее нашего театрального искусства».

Сюжет оперы Вагнера — о художнике, о его противостоянии обществу, о границах дозволенного в жизни и творчестве, о цене искупления греха. И еще — о вере и фарисействе. Постановка Кулябина — о том же, но с переносом в сегодняшний день: чтобы приблизить коллизию к зрителю, режиссеру пришлось трансформировать сюжет, введя в оперу образ Иисуса Христа.

В оригинале либретто главный герой, несколько лет пребывавший в античном мифе — «гроте Венеры», развлекаясь с нею и нимфами, устает от бессмысленности и решает вернуться в земную жизнь. Возвращаясь с помощью Богоматери в настоящий Вартбургский замок, где до исчезновения был первым певцом, принимает участие в поэтическом состязании. Раздраженный фальшью соперников, поющих о чистой любви, бросает им вызов — воспевает плотскую страсть, попирая каноны придворной поэзии и христианские заповеди. Разъяренные рыцари (отдаленно похожие на «православных активистов») обнажают мечи и едва не убивают Тангейзера. Чтобы вернуться в приличное общество, ему предлагают совершить паломничество в Рим, получив прощение папы. Но папа не прощает его, однако в итоге прощает Бог. Так — у Вагнера.

У Кулябина состязаются не поэты, а режиссеры, представляя на Вартбургском кинофестивале свое кино.

Тангейзер не переселяется в миф, а сам его создает — снимает фильм «Грот Венеры» о «потерянных годах Христа». Это — предположение, что, прежде чем стать пророком, Иисус мог пройти такое вот искушение, потому как о его молодости точных сведений нет.

Конфликт — тот же, что у Вагнера: главный герой взрывает атмосферу благонамеренной гламурной тусовки, разворачивая афишу, где Иисус Христос распят между женских бедер. Именно эта деталь спектакля, увиденная в Facebook, а также сам сюжет возмутили митрополита Тихона и Координационный совет. Возмущены были и коллеги Тангейзера — до такой степени, что толпой принялись его избивать.

Постановка Кулябина не спровоцировала, как полагают представители РПЦ, а невольно предугадала реакцию православного сообщества на нее: очередное, 4-е действие (на сцене их было показано три) началось уже после премьеры.

Борис Мездрич. Фото: РИА Новости
 

Директор театра Борис Мездрич, выступая на онлайн-конференции, сказал, что с митрополитом у него хорошие отношения, и можно было, считает он, «этот вопрос отрегулировать мирно» — просто поговорить. Директор уверен, что, увидев спектакль, владыка изменил бы о нем свое мнение. Даже сейчас, после подачи им заявления в прокуратуру, театр готов вести с епархией диалог — вплоть до внесения в постановку каких-то изменений, естественно, говорит Мездрич, «в пределах разумного», не собираясь ни при каких обстоятельствах снимать ее с репертуара.

Однако митрополит предпочитает общаться не с театром, а с прокурором и местным управлением СК РФ, которое проводит проверку на предмет выявления в спектакле состава уголовного преступления.

В заявлении владыка Тихон указывает, что в спектакле «использованы не по назначению религиозные символы», а сюжет, «где Спаситель проводит несколько лет в царстве Венеры, предаваясь плотским утехам», — оскорбляет чувства верующих.

Заявитель считает, что «организаторы постановки оперы и чиновники министерства культуры Новосибирской области нарушили ряд норм российского законодательства», в частности, Конституцию РФ, где сказано, что «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц»; Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», запрещающий «умышленное оскорбление чувств граждан в связи с их отношением к религии»; статью 148 УК РФ, где говорится о том, что «подлежат наказанию публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу», и просит привлечь виновных к ответственности.

1 марта в Новосибирске прошел митинг, организованный православными активистами. Присоединилось к ним местное отделение Национально-освободительного движения, больше известное в качестве движущей силы «Антимайдана». По оценкам полиции, в акции «Защитим свою веру» приняли участие около тысячи человек. Многие из участников, пишет портал «Сибкрай», честно говорили, что спектакля они не видели, но «счастливы тем, что не пришлось такое увидеть».

Один из баннеров призывал «возбудить в отношении режиссера Кулябина уголовное дело». Митингующие направили Обращение президенту РФ с выражением недоверия «политике мэра Анатолия Локтя и губернатора Владимира Городецкого» и с требованием «отправить в отставку начальника городского департамента культуры Анну Терешкову и регионального министра культуры Василия Кузина».

Читайте также:

Марк Захаров обратился с письмом к испытывающим «цензурный зуд» священникам

Позицию митингующих пояснил журналистам известный в городе православный активист, представитель движения «Народный собор» Юрий Задоя: «Сам сюжет кощунственный, изображение, которое висело на сцене во время спектакля, тоже кощунственное. Было изображено распятие между бедер обнаженной женщины. Распятие каждый христианин носит у себя на груди, здесь же оно размещено в непотребном месте».

Пресс-секретарь Новосибирской и Бердской епархии Александр Красов отказал «Новой газете» в комментариях: «Впредь по теме будут высказаться только официальные заявления». Однако подтвердил, что «враждебного отношения к театру оперы и балета у митрополита нет».

Единственный сотовый телефон «Координационного совета по защите общественной нравственности», который удалось отыскать, постоянно находится вне зоны обслуживания.

После митинга Владимир Городецкий дал оценку происходящему вокруг «Тангейзера» (цитата с портала «Сибкрай»): «Ситуация неоднозначная: никаких нормативных документов, которые бы регламентировали или даже лицензировали творческую работу, нет. С другой стороны, никто не отменял нормы этики и нравственности. На изломе таких законодательных несоответствий и находится этот вопрос… В ближайшее время мы проведем совещание с участием представителей различных конфессий, чтобы найти золотую середину. Не об этом конкретном случае, а как дальше взаимодействовать с точки зрения этических норм».

Административные дела Мездрича и Кулябина рассматривает мировой суд Центрального района. Как правило, говорят юристы, решающее значение в такого рода делах имеет экспертное заключение. Ходатайство директора театра о проведении независимой экспертизы судья Сорокина пока не отклонила, пообещав рассмотреть его после опроса свидетелей. А вот режиссеру в праве на комплексную искусствоведческую и религиоведческую экспертизу отказано той же судьей: по настоянию прокуратуры к делу приобщено заключение эксперта, зависимого от РПЦ по определению (по служебному положению), — доктора богословия Бориса Пивоварова.

Накануне Женского дня началось, похоже, пятое действие — шум вокруг новосибирского «Тангейзера» дошел до высших культурных и религиозных сфер. Министр культуры РФ Владимир Мединский поручил общественному совету, действующему при ведомстве, обсудить оперу совместно с представителями РПЦ. В рабочую группу вошли: главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков, режиссер и актер Николай Бурляев, продюсер, режиссер и актер Игорь Угольников, председатель Союза театральных деятелей РФ Александр Калягин, ректор Академии русского балета Николай Цискаридзе, генеральный директор Московского цирка на проспекте Вернадского Эдгард Запашный, гендиректор Большого театра Владимир Урин и другие.

Глава Синодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда призвал авторов оперы «завершить эту конфликтную ситуацию без судебных приговоров». Что важно: он предостерег священнослужителей и прихожан от судебных тяжб, хотя и с пониманием отнесся к действиям митрополита, «учитывая исключительный характер ситуации».

Свое заключение по спектаклю вынесет и Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека — с такой просьбой к нему обратился директор Новосибирского театра оперы и балета.

«Новая газета» будет следить за развитием событий вокруг «Тангейзера».

Новосибирск

 

Прямая речь

Александр КАЛЯГИН, председатель Союза театральных деятелей:

— Как и митрополит Тихон, я спектакля не видел и, может быть, что, посмотрев его, буду не согласен с такой интерпретацией оперы Вагнера. Даже допускаю, что могут быть оскорблены мои чувства: эстетические, нравственные или религиозные. Но и в этом случае, единственное, что я могу предложить, — это общественное обсуждение спектакля, собрать экспертов и выслушать экспертное мнение.

Я с огромным уважением отношусь ко всему институту церкви, но я убежден, что поднятый скандал не будет способствовать объединению нашего общества, — к чему стремимся мы все, и прежде всего церковь.

Церковь имеет достаточный авторитет, чтобы не прибегать к помощи прокуратуры. Свое отношение церковь высказала, и это мнение может услышать паства.

Очень не хочется возвращаться во времена, в которые свирепствовала цензура. Но, чтобы этого не произошло, должны быть приложены все наши усилия, и усилия самих художников, и всего нашего общества. Об этом я обязательно выскажусь позже.

 

Олег ТАБАКОВ, художественный руководитель МХТ имени Чехова:

— Я не видел спектакля, впрочем, как и те, кто пожаловался на него в прокуратуру. Но сам факт возбуждения уголовного дела по поводу художественного произведения, каким бы спорным и неоднозначным оно ни было, не может не вызвать тревогу.

У Льва Толстого был прекрасный термин: «энергия заблуждения». Художник имеет право на заблуждение. В нем — этом заблуждении — поиски смыслов, проявления борений духа, в нем энергия жизни. Нельзя бить искусство по рукам.

Нельзя грозить уголовными статьями за спектакли, книги, картины, музыку. Отсюда один шаг до сжигания книг на кострах.

Свобода творчества — такая же абсолютная ценность, как и свобода вероисповедания.

Я призываю остановить травлю режиссера и театра.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera