Сюжеты

Кто любит свою королеву...

МХТ: «Юбилей ювелира» — к юбилею Олега Табакова

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 24 от 11 марта 2015
ЧитатьЧитать номер
Культура

Елена Дьяковаобозреватель

 

Их трое на сцене: Олег Табаков, Наталья Тенякова и Дарья Мороз. Седой и учтивый лондонский ювелир м-р Ходжер, его громогласная жена — и бледная, стерильно умытая, жесткая, как накрахмаленный чепец, Флоренс Найтингейл, патронажная сестра Кэти. Режиссер Константин Богомолов максимально лаконичен в полуторачасовом спектакле. Тут все сосредоточено в актерах — но этим троим никакая поддержка с фланга и не нужна. Лишь иногда черные, как попоны траурных лошадей, видеоэкраны закрывают сцену МХТ. Иногда укрупняя лица артистов. Иногда — транслируя стоически жестокую суть сюжета:​​​​​​​ «Умереть весной — это просто означает: умереть весной».

Фото: РИА Новости

Олегу Павловичу Табакову 17 августа 2015 года исполнится 80 лет. «Юбилей ювелира» по пьесе английской актрисы и писательницы Никола МакОлифф открывает юбилей. Автор прислала в МХТ телеграмму к премьере, в которой обещала Олегу Павловичу и его дамам «замолвить за них словечко Святому Генезию, покровителю и заступнику всех актеров, чтобы поддержал». А также сообщила, что ее величество Елизавета II и принц Уэльский Чарльз знают о московской постановке: «И я с радостью расскажу им все подробности, как только увижу спектакль».

Августейшее внимание объясняется просто: ее величество Елизавета II — ключевой персонаж пьесы. Впрочем, тут можно спорить: а была ли королева? И… как ни странно, это не так важно.

Главный герой тоже ждет юбилея. Мистеру Морису Ходжеру в финале исполнится 90 лет. Мистер Ходжер был славен и богат, гранил и оправлял лучшие камни своего времени. (Сам он к этим камням относится с элегической снисходительностью: «Все лучшее империя выбрала в Индии в позапрошлом веке».) Но банк Ходжера лопнул в 2008-м: и стерильная нищета лондонской студии на окраине, шум воды за тонкой дверью совмещенного санузла, безупречная свежесть «социального» белья из IKEA, что по 699 руб. комплект, — фон финала его жизни.

А миссис Ходжер, сохранившая и в этой студии альбомы с фотографиями из океанских круизов и письма индийских детей (которых супруги патронировали, как положено порядочным людям), — ныне превратилась в пенсионерку, «выбирающую из мятых помидоров наименее мятые».

Патронажная сестра высокого класса — последняя роскошь, которую м-р Ходжер позволит себе. У седого ювелира опухоль мозга с множественными метастазами. Но он должен дожить до дня 90-летия. Он дал слово 60 лет назад. Он ждет в гости королеву Англии.

60 лет назад, в ночь накануне коронации, молодой Ходжер был назначен привезти корону Британской империи из Тауэра во дворец и охранять до утра две тысячи ее бриллиантов. Елизавета, юная и прекрасная (эта сцена решена в видеозаписи как кадры ностальгического черно-белого кино — из тех, что входят в генокод нации), искала у Ходжера спасения от своих страхов. Они пили чай и танцевали. Королева обещала 60 лет спустя прийти к нему на юбилей.

А м-р Ходжер влюбился в ту ночь на всю жизнь. Что его жизнь, по совести, изрядно и отравило.

Ювелир, сыгранный Олегом Табаковым, — сед, легок, почти хрупок. Причесан на пробор, как мальчик из Итона. Очень сдержан. Ироничен и лаконичен. Но прежде всего — стоически храбр.

Табаков всегда умел и любил играть плоть жизни. Ее шум и цветение, ее смех — даже в полном безобразии (так шел вразнос его златозубый Тартюф-2004 с наколками под тельняхой). Умел и любил играть уютную, ценящую комфорт, здравомыслящую московскую деловитость (как в «Последней жертве», где именитый купец Флор Прибытков стал одной из лучших его ролей). В «Юбилее ювелира» все это схлынуло и отвеялось. Казалось — и оказалось — вовсе не главным.

Он играет рыцаря перед драконом. Играет верность присяге. Безупречную комильфотность, порождаемую собственным достоинством. И сдержанным, но полным пониманием своего значения в этой жизни и в этом городе. Своего мастерства ювелира, если угодно.

Ибо кому и чему присягнул мистер Ходжер в ночь перед коронацией? Принцессе Уэльской? Да, но и всему тому, что стояло за ней и за двумя тысячами бриллиантов короны. Было бы слишком просто назвать все это Британской империей. Нечто высшее. Некое невидимое знамя. Комплекс ценностей, в котором сплавлены чай от Фортнума—Мейсона, спокойствие перед бедой, легендарные слова: «И надеюсь, господа, что каждый выполнит свой долг» — и прочее. И многое другое.

Вот ведущая тема спектакля. По-своему ей верна и бледная суровая сестра Кэти, в которой спрятаны и участие, и доброта, и застенчивость девочки из Ист-Энда. И властная, взбалмошная, тихо и истово ненавидящая верноподданную страсть мужа миссис Ходжер (замечательная работа Натальи Теняковой). Здесь нет счастливых людей. Здесь из-за тонких перегородок глядят необоримые демоны: одиночество Кэти, почти полный разрыв престарелых Ходжеров с сыном.

Но все выполняют свой долг. Вплоть до ее величества — которая все-таки приходит на юбилей.

Эта сцена — ключевая и лучшая. Снится ли она Ходжеру, чей мозг изъеден болезнью? Миссис Ходжер ли, вдохновленная полувеком ненависти-любви, сыграла королеву для умирающего мужа? Или живая эмблема Британии сдержала слово, данное перед коронацией 60 лет назад?

И вновь: за каждым словом их разговора рычат демоны судеб — несчастья, отчаяния и распада.

Демоны, которым седой ювелир и седая королева не позволяли и не позволят влетать в дом.

Вот образ, выбранный Олегом Табаковым для своего 80-летнего юбилея. И для — без малого — 60-летия профессиональной деятельности: на сцену он впервые вышел в 1956 году, студентом Мишей в «Вечно живых» Розова. Отброшено ювелирное лукавство и обаяние комедийного дара. Что же касается верности своей королеве… к этой теме кое-что добавляет сам зал МХТ.

Мягкий разлет деревянных шехтелевских лож. Гроздья квадратных фонарей. Оливковые, коричневые, зеленые цвета штандарта, потускневшие за век с лишним бронза и серебро. Память обо всех победах и упадках, обо всех переменах участи, о девяти жизнях этого зала. Включая день 2000 года, когда ставший худруком МХТ Табаков давал первую пресс-конференцию, щедро излучал обаяние и расточал уверенность, но казался слегка растерянным.

И тем не менее — тяжелый шехтелевский корабль с ним выплыл из водоворота тех лет.

«Юбилей ювелира» — спектакль о служении. В том числе о служении на театре. О верности невидимому знамени. О ценностях, которые не определить вслух так, чтобы не поминать всуе.

В нем есть нарядность и звездность юбилейного бенефиса — иначе это б не был МХТ Табакова!

Но суть — сильная и чистая.

Фото Михаила ГУТЕРМАНА

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.

Топ 6

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera