СюжетыПолитика

«Мулбабар» вместо мордобоя

Основатель «Коммерсанта» Владимир Яковлев запускает проект против пропаганды ненависти в России. На платформе «Мулбабар» смогут публиковаться не только профессиональные журналисты, а все желающие

Основатель «Коммерсанта» Владимир Яковлев запускает проект против пропаганды ненависти в России. На платформе «Мулбабар» смогут публиковаться не только профессиональные журналисты, а все желающие

— Почему вы решили создать СМИ против пропаганды ненависти именно сейчас?

— Ненависть сегодня в стране стала болезнью, от которой страдает огромное количество людей. Это опаснейшая вещь для будущего людей и страны. Почему мы начали проект именно сейчас? Последним толчком для меня лично послужила гибель Бориса Немцова. После случившегося не включаться активно в то, что происходит в российском медийном пространстве, для меня стало невозможно.

— Чем «Мулбабар» будет отличаться от других изданий?

— Платформа «Мулбабар» предназначена для тех, кто хочет помочь жертвам волны ненависти и остановить ее. Это не будет СМИ в традиционном понимании. Мы считаем, что модель газеты, в которой есть главный редактор, правка, уходит в прошлое и является неэффективной. СМИ, которое мы создаем, — это открытая площадка, вся редакционная политика которой формулируется в одной фразе:

мы публикуем, промоутируем, в перспективе будем финансировать любой контент, который помогает эффективно бороться с ненавистью.

В «Коммерсанте» мы старались предоставлять читателю объективную информацию, используя те технические средства, которые были. Но в бумажном СМИ можно говорить не об объективной информации, а о той, которую считает объективной журналист и редактор. Мы больше не используем эти методы. На площадке «Мулбабар» каждый будет работать индивидуально, лично отвечая за написанное. Но проверять информацию, конечно, будем, наберем для этого волонтеров.

— Кто может стать автором «Мулбабара»?

— Любой человек. На сегодняшний день это более пятисот человек, которые присоединились к нашей рабочей группе, — журналисты, писатели, медийщики, киношники, художники. Прекрасные талантливые люди, которые хотят работать с той целью, которую поставил я.

— Какие темы планируете освещать?

— Любой участник проекта может предложить свою рубрику и проверить на странице в Facebook, «полетит» ли она, будет ли востребована. Тематических ограничений не будет.

— А политика? Если вам будут присылать тексты с поддержкой конкретных политиков или движений?

— Если это будет помогать не раскручивать ненависть, а сокращать ее, почему бы и нет. Лично для меня главное не кто прав, а то, что говорит автор. Нужно относиться толерантно, уважать чужое мнение, если этого нет, политическая дискуссия превращается в мордобой. Мы, «Мулбабар», не про политические дискуссии, мы про то, чтобы научиться уважать чужое мнение.

— С рабочей группой вы придумали более шестисот вариантов названий для проекта. Почему остановились на «Мулбабаре» и что это все-таки значит?

— Любое название газетного проекта после первого года теряет смысл и становится просто звуком. А в течение первого года оно должно привлекать внимание. В нашем случае название должно не вызывать никаких политических или националистических ассоциаций. Мулбабар — шумерское слово, не имеющее политического значения, а имеющее планетарное, в переводе значит «Юпитер». Нейтральное название. И слоганы с ним хорошо звучат.

— Вы заявили: «…Если они могут делать газеты, книги и передачи, которые превращают людей в безумцев, то почему мы не можем делать фильмы, книги и СМИ, которые превращают безумцев обратно в людей?». Не вызовет ли это отторжения? В последнее время очень много появляется всяких «анти»…

— Мы не боремся против. У каждого из участников проекта свои политические взгляды, не знаю, насколько они похожи, потому что, честно говоря, мы еще даже не обсуждали их.

Мы хотим помочь людям, которые стали жертвами пропаганды. Когда человек подхватил заболевание, его надо вылечить, потому что ему очень плохо. Уже второй вопрос — от кого он заразился.

— Какие вы видите причины этой болезни?

— Причина одна — тяжелая, плохая жизнь, которая заставляет людей переживать, огорчаться, мучаться. Это приводит к тому, что запас злобы выплескивается, когда человеку предлагают повод для ненависти. Устранить причину — гигантская задача, не думаю, что мы сможем справиться с этим.

— Кто провоцирует людей на выплескивание этой злобы?

— Прокремлевские СМИ, кремлевская пропаганда играют значительную роль, насколько я знаю, на них тратятся миллионы. Есть люди, которые целенаправленно на этом спекулируют и используют это.

— Как добраться до той аудитории, которая стала жертвой пропаганды?

— Нам и не нужно добираться до нее, объем русскоязычной аудитории в сети — около 70 миллионов человек. Наша задача — делать контент, который понравится и который захочется перепостить. Мы не идеалисты, мы понимаем, что существуют огромные хорошо финансируемые машины, я не думаю, что мы можем им противостоять. В этом смысле

мы «парус одинокий на фоне стальных кораблей». Но мы делаем проект не потому что нам кажется, что мы можем чему-то противостоять. Мы делаем, потому что не можем не делать.

— Что на данном этапе представляет из себя «Мулбабар»?

«Мулбабару» неделя от роду, сейчас это открытая страница на Facebook, где размещается разнообразный контент, который присылают участники проекта. Мы это делаем, чтобы понять, что работает эффективней и потом сосредотачиваться на этих формах. Нет ограничений по теме и форме подачи. Проект в той же степени художественный, в какой и публицистический. Через месяц-полтора поймем, что «летает». Потом запустим полноценный сайт.

— Не боитесь встречной агрессии? Или что проект наоборот усилит поляризацию общества?

— Конечно, боимся. Поэтому будем внимательно следить за реакцией на него.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow