СюжетыКультура

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 25 от 13 марта 2015
Читать
Культурные события следующей недели

Благотворительный лекторий фонда Future World, в котором обмениваются знаниями в пользу воспитанников детских домов, открывает новый сезон встречей с Борисом Гребенщиковым. Его считают музыкантом, интеллигентом, гуру — он не согласен. Его обвиняют в аполитичности, непоследовательности и разрушении норм — он согласен со всем.

Нечастый гость в Москве, БГ будет не петь, а говорить — об осознанности и мифах, о поисках душевного равновесия и своего места в мире, о жизни сегодняшним днем, о страдании — своем и чужом, о науке творчества. Это во первых строках. Но не обойдется без обсуждения и последнего сольного альбома «Соль» — резкого, точного, беспощадно отчаянного, но — у БГ по-другому не бывает — терапевтического, бальзамического.

Так что лекция в Центре документального кино в пятницу вечером будет без музыки, но только почти. Средства от нее пойдут на уроки английского языка и классы йоги для детей, оставшихся без родителей.

Зубовский б-р, 2. Начало в 17.00

Mark

Изображение

Десятилетиями ковавшийся в сольных работах и зачетных коллаборациях с разными весьма уважаемыми персонами — от Курта Кобейна до Изобель Кемпбелл из Belle & Sebastian, от Queen of the Stone Age до Soulsavers — сегодня обрел черты эдакого готического поп-рока с блюзовым гравием под ногами и созерцательным и одновременно безжалостным одиночеством на уровне глаз, став мелодичной альтернативой Тому Уэйтсу.

«Я тружусь весь день, час за часом, вплоть до распада», — поет Ланеган в Waltzing In Blue. Его трудоспособность определяет большой выбор в части концертного сет-листа: только за последние три года он записал два полнометражных сольника, включая прошлогодний Phantom Radio и блистательную мрачнотень Blues Funeral (2012), пластинку каверов с радикальным английским блюзменом Дюком Гарвудом, сборник ремиксов и два мини-альбома. Откуда берется время на студийную работу, вообще не очень понятно: Mark Lanegan Band всегда в дороге — 16 марта остановка в клубе «16 тонн». Не пропустить!

Пресненский Вал, 6, стр. 1. Начало в 20.00

Чуть помедленнее, кони

«Современный читатель не видит слов, потому что не смотрит на них. Он на бегу мельком улавливает тени слов и безотчетно сливает их в некий воздушный смысл, столь же бесплотный, как слагающие его тени», — полагал литературовед Михаил Гершензон. Медленное чтение — то есть вдумчивое, погруженное — прививка древнееврейского способа познания мира, которую год за годом и без того прекрасный культурно-образовательный проект «Эшколот» делает — и успешно! — торопливой русскоязычной культуре нашей с вами современности.

В июне состоится уже девятый фестиваль медленного чтения, на этот раз под общей «шапкой» «Мать и блудница: Иерусалим как женщина». Место действия, естественно, — Иерусалим, который всегда, начиная с древних библейских пророков, персонифицировался как женщина. На фестивале изучение мифологических, историософских, мистических, литературных и политических аспектов этого неоднозначного и противоречивого образа Иерусалима будет сопряжено с чтением древних, средневековых и современных текстов и с увлекательными «полевыми исследованиями». Программа состоит из трех основных потоков — «Древность», «Средневековье» и «Современность». Плюс семинары, лекции, экскурсии. Главное — успеть зарегистрироваться. Для этого необходимо до 20 марта заполнить онлайн-анкету на сайте фестиваля: http://eshkolot.ru/event/40089.

Термин «зона жизни» в астрономии означает область, наиболее благоприятную для существования. В рамках выставкиLife Zoneв центре современного искусства «М’АРС», переформатированного под аудиовизуальные проекты, 15 художников из двух российских столиц исследуют тему жизни в пространстве Вселенной, размышляя в своих инсталляциях над теориями возникновения мира и мультимедийными способами вовлекая зрителей в диалог.

Интерактивный лабиринт, полный звука, изображения и света, занимает восемь залов на двух этажах центра и состоит из работ Александра Лециуса aka Tundra, Андрея Свибовича, Максима Свищёва, Яна Калнберзина, творческого объединения «Спина», арт-групп Mathrioshka, Kuflex и других художников, использовавших принципы генеративной графики, где звук и видео — это постоянно меняющийся код, а замена одного элемента влечет за собой новое изменение, рождая гибкий аудиовизуальный организм. Несмотря на страшные термины и концепции, экспозиция приятна глазу.

Пушкарев пер., 5. До 15 апреля

Толстой, кто идет!

В утренней суматохе богатого московского дома снуют слуги, беспрерывно звонят в дверь посетители. Не торопясь, к завтраку спускаются и хозяева дома, чтобы в очередной раз погрузиться в разговоры о медиумах, спиритизме и сеансах. И тут нежданные гости — мужики из Курской деревни, хлопочущие о покупке земли. Главный вопрос их жизни решит находчивая служанка.

Итого имеем комедию по Льву Николаевичу, первой ремаркой у которого в пьесе «Плоды просвещения», написанной, к слову, для домашнего спектакля, значится: «Молодой и красивый лакей глядится в зеркало и прихорашивается». От нее и оттолкнулись именитый театральный художник Сергей Бархин и режиссер Миндаугас Карбаускис, худрук Театра Маяковского, воплотив в декорациях само театральное понятие «зеркало сцены».

Постановка получилась густонаселенная: в ней задействованы все поколения труппы театра, включая Игоря Костолевского, Татьяну Аугшкап, Михаила Филиппова, Галину Анисимову и много-много молодежи.

Первая премьера театра в этом году — 20 февраля, а затем 18и 27 марта — посвящается Петру Фоменко, чья версия спектакля шла в «Маяковке» прежде.

Ул. Большая Никитская, 19/13. Начало в 19.00

Если художник мыслит образами, то зритель — чувствами и размышлениями. И когда они совпадают, получается интересно. Андрей Филиппов — художник не только с отчетливым собственным почерком, но и с выраженной личной мифологией. «Концептуалистская картина» — его жанр. Знаки и символы суть его живописный язык, системно восходящий к традициям древнерусской иконописи.

«Департамент орлов»— крупнейшая персональная выставка Андрея Филиппова в Москве, превращающая пространство фонда культуры «Екатерина»в его собственную упорядоченную вселенную, во внутреннюю Византию как идеальный образ покоя и умиротворения. Помимо живописи, объектов, фотографий и ранних, много лет не экспонировавшихся произведений, на выставке будут представлены 7 масштабных инсталляций, две из которых созданы в 2015 году.

Кузнецкий Мост, 21/5, подъезд 8 (вход с Большой Лубянки). До 19 апреля

Дела минувших дней

Ровно два года назад Morcheebaпредставляла москвичам и гостям столицы альбом Blood Like Lemonade, фиксировавший радость возвращения в группу вокалистки Скай Эдвардс, чей завораживающий и очень узнаваемый голос вкупе с мощной инъекцией трип-хопа в лучшие времена выделял коллектив из общей волны лаунджа, очень популярного в начале прошлого десятилетия. Некоторые даже ставили Morcheeba на одну полку с бристольцами Massive Attack, Tricky и Portishead. Время расставило все по местам, и теперь только качественный звуковой замес братьев Годфри удерживает группу от какой-нибудь «Дискотеки 2000-х», где интерес к музыке подменяется ностальгией по былым денькам.

В московский «Главклуб», он жеYotaspace, 13 марта Morcheeba, впрочем, привозит именно программу The Best Of, а значит, зазвучит томное реверберированное даунтемпо классических Who Can You Trust?и Big Calm, нахлынут, понимаешь, воспоминания…

Ул. Орджоникидзе, 11. Начало в 20.00

Иерусалимский фестиваль в Москве

Иерусалимский фестиваль камерной музыки, основанный пианисткой Еленой Башкировой, проводится с 1998 года, то есть 17 лет. Не юбилей, но повод — повод для визита в Москву.

17–18 марта Московская консерватория примет концерты фестивального тура: на сценах Рахманиновского и Малого залов консерватории выступит интернациональный состав звезд фестиваля — скрипачи Райнер Хонек и Мадлен Каррузо из Австрии и Швейцарии, израильский альтист Амихай Грос, кларнетист Паскаль Морагес из Франции, шведский виолончелист Франс Хельмерсон и сама Елена Башкирова.

Музыканты подготовили для столичной публики две программы из произведений Моцарта и Шумана. Чем не возможность на несколько часов погрузиться в волнующую музыку.

Ул. Большая Никитская, 13/6. Начало концертов в 19.00

Новая независимая постановка энергичного актера и режиссера театра «Сатирикон» Якова Ломкина, известного веселым спектаклем «Все о мужчинах», проходит под красноречивым названием «Дримз of Love». «Мечты о любви», значит.

В основу своеобразного театрального эксперимента, реализованного 14 и 15 марта в пространстве арт-центраVinyl, положен сборник «Страшных рассказов о любви» Милорада Павича, каждый из которых — то захватывающая детективная, то странная мистическая история о любви, впрочем, неизменно насыщенная юмором и эротизмом.

Ломкин переводит литературный материал на сценический язык современного театра минимумом выразительных средств: актеры действуют в лаконичной до аскетизма обстановке, благодаря чему внимание, хочешь не хочешь, фокусируется на пластике исполнения и собственно историях. Выходит то захватывающе, то странно.

Октябрьский пер., 23. Начало спектаклей в 18.00

Погружение в Баллока

Центр фотографии имени братьев Люмьер представляет работы Уинна Баллока — одного из наиболее значимых фотографов середины ХХ века, работавшего в традиции американского модернизма вместе с Эдвардом Уэстоном, Гарри Каллаханом и Анселем Адамсом и славившегося тягой к экспериментаторству, абстракции и философским изысканиям в фотографии.

На первой в России ретроспективной выставке Баллока, открывающейся 18 марта, будет представлено 60 черно-белых фотографий, отражающих, что называется, все основные этапы творчества этого новатора от фотографии, начиная с ранних световых абстракций 1940‐х, пейзажей и фигуративных штудий 1950‐х, заканчивая реверсивными работами и поздними абстракциями 1960–1970‐х.

Болотная наб., 3, стр. 1. До 10 мая

Явление тени

Солнечное затмение является ярким и нечастым астрономическим явлением. Во время него орбита Луны проходит между Солнцем и Землей, отбрасывая на последнюю свою тень. Так вот, самое крупное за последние 16 лет полное солнечное затмение — с 90%-ным (примерно) перекрытием солнечного света — случится 20 марта, то есть придется на день весеннего равноденствия и новолуния.

Впрочем, действительно полное затмение можно будет наблюдать только на севере Атлантического океана и в Арктике. В Москве будет видна частичная фаза — около 60% перекрытия Солнца Луной. Что не отменяет возможность насладиться этим зрелищем. Оно начнется в 12.13 по московскому времени, пройдет максимум в 13.20 и завершится около половины третьего пополудни. Смотреть затмение невооруженным глазом не стоит — можно повредить зрение. Вооружитесь какими-нибудь светофильтрами. Например, очками.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow