СюжетыКультура

Клещ и Лир

Новый эксперимент Театра.doc

Этот материал вышел в номере № 26 от 16 марта 2015
Читать
Новый эксперимент Театра.doc

Концерт-диалог со зрителями бывшей заключенной и будущей актрисы Театра.doc Марины Клещевой — недавняя попытка разобраться, как театр разделил жизнь человека на «до» и «после» и как появилось «ради чего».

Среди курящих во дворике театра Марину узнаешь сразу: небольшого роста, плотная, с выбеленными волосами. Один мой друг, снимавший фильм про озлобившегося в детском доме мальчика, на вопрос, почему выбран именно этот ребенок, ответил: «Когда я впервые столкнулся с ним взглядом, понял, это мина замедленного действия». Когда я столкнулась с взглядом Мариной, увидела: мина уже обезврежена…

«Меня лучше понимать сразу, был случай на квартире, сидели «дружки», я, как откинулась, не пила, они меня уговаривают… я один раз говорю, второй объясняю, прошу прекратить, не хочу и не буду, объясняю, что начинаю нервничать, а они заставляют, ну я не выдержала и перевернула всю их поляну. Потом уже знали, что, если два раза говорю НЕТ, надо отстать».

Научиться говорить «нет» помогла психолог Галина Рослова. В ее группе психологической помощи заключенные писали стихи, прозу, пели, играли. «Одинокая волчица», как называет себя Марина, сочиняла юмористические пародии на тюремную администрацию, эротические оды (они пользовались особой популярностью), свои творения отдавала товаркам за чифирь и сигареты.

Когда Рослова пришла с идеей создать театр, ее поддержали все: театр помогал выжить. Ставить решили «Короля Лира».«Главную роль сразу предложили мне, а у меня с памятью проблема, я читала, помнила, что текст мудреный. Я говорю: «Не-е-ет!» А мне в ответ: «Клещ, ты будешь играть!» Когда я начала работать над текстом, к нам приехал Театр.doc, мне объяснили, как нужно пропустить через себя каждое слово, и я смогла, сделала! О нашем театре узнали, у нас был успех».

Елена Гремина просит сыграть отрывок. Марина ото-двигает гитару, начинает читать монолог Лира, и зрителю сразу становится ясно, почему именно она стала звездой лагерного театра.

«…я поняла, что в театре мне хорошо, а там грязь, там все чужое. Доверие, которое мне оказали, именно доверие, я оправдываю с 2004 года».

Тот год — переломный. Исполнив на конкурсе «Калина красная» свою песню «Орловские метели», Марина получит УДО и больше никогда не вернется в тюрьму. Все заключенные, прошедшие через театр, организованный в ИК-6 Орловской области, больше в тюрьму не вернулись.

К сожалению, Галина Рослова, основательница театра психологической помощи, из колонии ушла.

«Ей было всего 23 года, она напролом пробивала все двери, она жила этим делом, и оно нас спасало. Галя никогда не знала, кто по какой статье сидит, не читала личных дел, относилась к нам как к людям». Но, по словам Марины, нельзя занимать должность в тюремной администрации и ставить честные спектакли…

Когда Марина вышла на свободу, пришлось выживать. Помогала Людмила Альперн, которая уже 17 лет занимается реабилитацией бывших заключенных, и Елена Гремина, которая берет в свою команду не разбойницу — нового человека.

«Пока я находилась в тюрьме, каждый день, чтобы не сорваться, я говорила: «Не уподобляйся» — и этому меня научил театр».

Она — отличный рассказчик, с самоиронией, чувст-вом юмора. Пройдя через три срока, потеряв доверие к близким людям, отбыв заключение в колонии строгого режима, на вопрос, есть ли у нее роль мечты, она отвечает, улыбаясь: «Комедию хочу, хочу, чтобы было весело»!

Серафима ГАДЖИКАСИМОВА — специально для «Новой»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow