Сюжеты

«Мы просто не платим им зарплату, а завод работает»

Забастовщики на всеволожском заводе «Форд» не могут договориться с работодателями

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 27 от 18 марта 2015
ЧитатьЧитать номер
Экономика

Александра Гармажаповакорреспондент «Новой газеты в Петербурге»

Забастовщики на всеволожском заводе «Форд» не могут договориться с работодателями


Фото: РИА Новости/ Дмитрий Астахов

Прокуратура уже вынесла предостережение профсоюзному лидеру Артему Яшенкову, Яшенков же обещает увеличить число бастующих, потому что терять с зарплатами в 20 тысяч им нечего.  

Справка «Новой»

На заводе во Всеволожске производят Ford Mondeo и Ford Focus. В 2014 году продажи Ford Focus упали на 58% по сравнению с 2013 годом, Ford Mondeo — на 47%. Продажи автомобилей Ford в России в феврале 2015 года упали на 77,8% 

 
 

На заводе Ford Sollers во Всеволожске стартовала бессрочная забастовка. Участие в ней принимает около 120 человек. Была заблокирована работа кузовного цеха, а цех сборки 16 марта выпустил 20% от плана. И это далеко не предел, говорит председатель первичной профсоюзной организации «Форда» Артем Яшенков.

Профсоюз требует компенсации в размере от 4 до 18 окладов в зависимости от стажа при сокращении сотрудников, повышения заработной платы в 2015 году. В соответствии с уровнем инфляции оплаты простоя производства по вине работодателя в размере средней зарплаты, а не в две трети от нее, как это предусмотрено законодательством. 

По словам Яшенкова, в общей сложности в 2014 году завод отправлял сотрудников в «вынужденный отпуск» на 3,5 месяца.  Ко всему прочему, работников перевели на неполную рабочую неделю. 

«Таким образом, если в среднем на предприятии оклад составляет 44 тысячи рублей, то при  режиме неполной рабочей недели мы получаем, дай бог, 30 тысяч рублей. А прибавьте к этому еще простои, предполагающие  2/3 от зарплаты, то вообще выходит 20 тысяч. Ну и кто на это будет существовать, тем более, в нынешних экономических условиях?», —

возмущается Яшенков, добавляя, что, по непроверенной информации, в мае планируется переход на трехдневную рабочую неделю, что означает, что зарплаты еще сильнее упадут.

Отвечая на вопрос «Новой», зачем работникам «золотые парашюты», если сокращения, по данным руководства «Форда», «не проводились и проводиться не будут», Яшенков отмечает, что, «по официальным данным, за полтора года действительно было сокращено всего 30 человек, однако фактически штат сократился в два раза — с трех тысяч до 1,5».

«Их сокращали по программе добровольного увольнения — с компенсацией в четыре оклада», —  объясняет профсоюзный лидер. По его словам, все трудности  дирекция предприятия объясняет сложной экономической ситуацией в стране.

Присоединились к забастовке и  члены Межрегионального профсоюза «Рабочей ассоциации». По словам представителя ячейки МПРА, на заводе Ford Sollers Игоря Темченко, если переговоры с руководством завода ни к чему не приведут, они либо продолжат бастовать до победного, либо «придумают что-то другое». Подробностей Темченко раскрывать не стал, заметив лишь, что речь идет о чем-то «крайне интересном».

В день начала забастовки состоялся первый раунд переговоров между работниками и руководством предприятия, который закончился ничем. По словам Темченко, «работодатель не готов к нормальному диалогу». Зато к монологу оказалась готова Всеволожская горпрокуратура Ленинградской области: прокуроры прибыли на завод буквально через час после начала забастовки. Надзорный орган поспешил объявить предостережение Яшенкову «о недопустимости нарушений закона». Как следует из сообщения, опубликованного на сайте прокуратуры, в надзорный орган поступила информация, что «с 16 по 19 марта 2015 года сотрудниками цеха сборки и кузовного цеха планируется забастовка в связи с требованиями о повышении заработной платы и других вопросов».

«В соответствии со статьей 37 Конституции РФ  признается право работников на забастовку, — говорится в сообщении. — Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами».

«Когда мы им жалуемся на работодателей, так месяц их не дождешься, зато тут подсуетились», — возмущается Темченко.

Какую норму конкретно нарушил Яшенков, понять из публикации прокуратуры нельзя. Однако профсоюзный лидер со своими соратниками уже пообещал, что к забастовке с каждым днем будет присоединяться все больше народу, поскольку «работников, готовых бастовать, подавляющее число».

Несмотря на утверждение лидеров профсоюза о том, что в первый день забастовки цех сборки выполнил только 20% от нормы, руководство завода стоит на своем: забастовка не отразилась на производстве.

«К забастовке присоединилось всего 10% сотрудников, поэтому работа продолжается в штатном режиме. Их  требования неадекватны текущей ситуации. Зарплаты не сокращались и сокращаться не будут, то же касается и сокращения штата», — заявила «Новой» представитель пресс-службы завода Елизавета Новикова. По ее словам, бастовать работники могут сколько угодно: «Мы просто не платим им зарплату, а завод работает».

Завод Ford Sollers находится в затруднительном положении с прошлого года. Конвейер предприятия простаивал с 9 по 15 апреля и с 21 апреля по 8 июня, в июне завод перешел на односменный режим работы. В этом году новогодние каникулы на предприятии были продлены до 19 января.

«Новая в Санкт-Петербурге»

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera