КолонкаПолитика

Живи и помни, где живешь

Как драматург Владимир Владимирович страну сочинял

Этот материал вышел в номере № 27 от 18 марта 2015
Читать
Природа не терпит пустоты. Умер прозаик Валентин Распутин. Родился драматург Владимир Путин
Изображение

Природа не терпит пустоты. Умер прозаик Валентин Распутин. Родился драматург Владимир Путин. Пока президент значится драматургом только в одном произведении — документальном фильме «Крым. Путь на Родину», о чем с нескрываемой гордостью сообщил его соавтор Андрей Кондрашов. Впрочем, Владимир Владимирович уже не первое десятилетие трудится сочинителем широкого профиля: он сочиняет страну. Его политический театр гарантирует аншлаг. Особенно удались две последние пьесы — об исчезновении президента и о присоединении Крыма. Премьеры завораживают зрителей прежде всего образом Автора.

История с исчезновением была недолгой, но выразительной. Когда главное действующее лицо выпадает из сюжета, пьеса рушится карточным домиком. Когда из теленовостей, обычно состоящих из Путина, исчезает Путин, распадается Россия. Если правду о крымской кампании подданные Автора узнали через год, то правду о десяти днях без Владимира Владимировича, которые потрясли мир, они не узнают никогда. Такова российская традиция. До сих пор ученые спорят о кончине 48-летнего Александра Первого. Науке доподлинно неизвестно, умер ли «благословенный, великодушный держав восстановитель» (ремарка для Матвиенко с Нарышкиным: это официальный титул императора, дарованный ему Сенатом) собственной смертью или растворился на просторах Сибири под именем старца Федора Кузьмича. При всей разнице масштабов и характеров двух правителей у них есть нечто общее — таинственная противоречивость мотивов. «Сфинкс, не разгаданный до гроба» — так проницательный Петр Вяземский аттестовал Александра. Похоже, и нашего сфинкса нескоро разгадают.

Если в данной пьесе образ Автора окутан мистическим туманом, то в следующей, про Крым, он, образ, нарочито обнажен. Нет, лучше сказать по-другому. Поскольку крымский эпос распадается на две части (это «Илиада» и «Одиссея» наших дней, о чем убедительно свидетельствует фильм «Путь на Родину), то и образ Автора меняется во времени. Ровно год назад, в эпоху «Илиады», то есть собственно войны, Путин сдержан до полного сокрытия информации. Никаких эмоций, никакого российского присутствия в Крыму, зеленые вежливые человечки — пришельцы из космоса. Но как только случилась «Одиссея», то есть путь на Родину, все переменилось. Сфинкс заговорил так, что никому мало не показалось. И про чудесное спасение Януковича рассказал, и про героических военных, и про ядерное оружие — никто не забыт, ничто не забыто. Мужественный человек проявил триумф воли: поведал подробно обо всем, что год назад отрицал.

Сочувствую комментаторам из отряда соловьевцев — у них вновь началось великое ежевечернее стояние, а слова кончились. Даже отборные коллеги Путина по писательскому цеху, от Старикова до Кублановского, по причине душившего их восторга с трудом складывали слова в предложения. Даже неизбежный Шахназаров, в изобилии рождающий новые идеи относительно президента, на этот раз придавлен величием замыслов и свершений. И только нервный Шаргунов, собрав последние силы, выкрикнул свежий лозунг: «Патриотизм стал религией».

Торжества по увековечиванию годовщины присоединения Крыма набирают силу. Все телеканалы (пока кроме Первого) вносят свою лепту в дело государственной важности. Крымские лидеры и звезды политики вроде прокурора Поклонской плавно перетекают на экране друг в друга. Глава Крыма Аксенов темпом и напором речи все более похож на Жириновского. Аксенов — натура художественная. Заслушалась его выступлением на прямой трансляции торжественного заседания из Симферополя. Наконец-то все желающие смогли визуализировать образ рая (в трактовке Аксенова это Крым) и ада (в той же трактовке — Киев). Крымские правители в ящике сливаются с донецкими и луганскими.

И над всем этим обилием новых национальных лидеров витает бессмертная фраза Минтимера Шаймиева: «Политиками мы становимся по нужде».

От всего происходящего в ящике веет какой-то необузданной театральщиной. Даже в документальном фильме «Путь на Родину» имеются постановочные кадры. (Самый выразительный из них — встреча ополченцев с вежливыми людьми.) Любая власть оформляет себя по театральным канонам, а наша, похоже, в основном из них и состоит. Николай Первый, как известно, даже смерть умудрился уложить в формат театрального действа. Чего стоит одна инсценировка казни петрашевцев на Семеновском плацу! Всю пьесу, включая реквизит (отменный эшафот, белые балахоны, священник в погребальном одеянии), продумали до мельчайших деталей с тем, чтобы в последнюю минуту заменить казнь каторгой. Правда, жест Николая при всей его радикальности был предельно внятен: чтобы остальным неповадно было. Жесты Путина даже в одном отдельно взятом фильме смутны и противоречивы. С одной стороны, это апофеоз исторической справедливости, с другой — международного права, с чем остальные носители данного права категорически не согласны.

Драматург Путин сочиняет страну, как может. И сценическое пространство власти он обустраивает, как может. Правда, с декорациями иногда неувязочки случаются. Пишу колонку во вторник, а в среду, когда выйдет газета, на Васильевском спуске планируется грандиозный митинг-концерт в честь присоединения Крыма. Обещаны Лепс с Долиной, Трофим с группой «Любэ», депутаты с Путиным. Совсем рядом с этим пиром духа, любви, всеобщего счастья расположился стихийный мемориал.

Люди продолжают нести цветы, фотографии, свечи к месту, где убит Борис Немцов.

«Живи и помни» — завещал нам Валентин Распутин. «Живи и помни, где живешь», — завещает нам нескончаемый март 2015-го.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow