Сюжеты

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в № 28 от 20 марта 2015
ЧитатьЧитать номер
Культура

Валерий ГорНовая газета

Культурные события следующей недели

Архитектура тела

Некоторые идеи воплощаются в жизнь. Например, красивая идея спецкора «Новой» Екатерины Васениной о сочетании в едином пространстве пластики танца и пластики архитектуры, которая реализовалась в серии перформансов «Танец ВЗале» в галерее «На Шаболовке», тематически связанных с текущими экспозициями, прежде всего — с выставочным проектом «Модель для новой жизни, масштаб 1:1. Авангард на Шаболовке».

Первой в серии в пятницу вечером можно будет увидеть постановку «Архитектура тела» Дениса Бородицкого, хореографа телепроекта «Танцы со звездами» и руководителя собственной танцевальной компании. Как человеческое тело, если понимать его как архитектурный объект, соотносится с окружающим пространством — этот «пластический вопрос» составляет суть перформанса. Но начнется все с лекции-экскурсии автора и кураторов проекта — по выставке, которая, к слову, открыта до 29 марта и представляет район в радиусе одного километра от Шуховской башни как идеальной экспериментальной модели новой жизни эпохи авангарда 1920-х — начала 1930-х годов, — и по свободным формам танца, которые стали активно развиваться именно в тот период.

Серпуховский Вал, 24, корп. 2. Начало в 19.00

 

Не откажите им в любезности

Один из самых энигматических коллективов на российской сцене группа «Вежливый отказ» отказывается от всего общепринятого уже на стадии жанровых определений. Черт не разберет, что они играют — рок ли, джаз или те самые «этнические опыты». Но что бы то ни было, оно: а) прекрасно; б) вписываясь в мировой музыкальный контекст, остается очень русским по духу; в) имеет собственный прихотливый музыкальный язык: филигранные джазовые диалектизмы соседствуют с посконным среднерусским говором, полиритмия — с фейерверковой полифонией, простота — с заумью, академизм — с полетом души, выверенные аранжировки — с пространными импровизациями, а настоящие хиты — с изящными фонетическими экспериментами не без обэриутов, что роднит группу с другой ни на кого не похожей формацией — «АукцЫоном».

Последние отметили фейковое тридцатилетие в прошлом году. «Вежливый отказ» празднует настоящее сегодня в клубе Yotaspace. Но ждать традиционных ностальгических торжеств не стоит. Неожиданности, начавшись с цен на билеты — группа сделала любезность своим поклонникам и установила их в размере 100 рублей, продолжатся в сет-листе концерта, специальных гостях и приуроченному к случаю новом релизе.

Ул. Орджоникидзе, 11. Начало в 20.00

 

Гипер, супер и двойная

Однажды древнегреческий живописец Апеллес, не застав художника Протогена, вместо визитки, коих тогда не было, оставил на полотне для рисования линию, столь совершенную, что хозяин дома сразу узнал неназванного гостя. Смысл гиперреализма в живописи на момент зарождения стиля в 1960-х сводится, по сути, к такой вот виртуозной линии ради линии: гиперреалисты воспроизводили реальность красками, но настолько точно, что в их творениях мир получался не просто достоверным, а сверхпохожим на самое себя.

Впрочем, довольно скоро произошел отрыв от реальности, и оптические достижения пошли на яркую супериллюзию. Советская действительность, которая сама по себе была иллюзией, стала такой основной для гиперреализма, какую было грех не использовать.

Выставка «Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией» в Третьяковской галерее на Крымском Валу показывает, как это делали советские художники 1970–1980-х годов. Шесть разделов охватывают основные проблемные поля стиля: «Реальность — абстракция», «Холодная война», «Город», «Мастерская», «Вторая природа», «Я и другие».

Одновременно — в соседних залах — работает спецпроект «Николай Касаткин. Двойная картина» — персональная выставка московского художника Николая Касаткина, который, опираясь на опыт фотореализма и концептуальных практик второй половины ХХ века, пересматривает традиции пейзажного жанра и принципы натурного восприятия, создает ситуацию «двойной оптики».

Крымский Вал, 10. Обе выставки — до 26 июля

 

Озеро безнадежности

Близкие и не очень друзья собираются на пикник на озеро. Все они переживают кризис среднего возраста. У каждого — рутинная работа, множество проблем и сложности в личной жизни. Выезд на природу становится поводом для откровенных разговоров и попыткой разобраться в себе. Все чего-то боятся: кто-то — бродящего по лесу кровожадного питбуля, кто-то — наступления апокалипсиса. Но главным открытием для героев оказывается новость о том, что любовь с первого взгляда все-таки существует — только может ли она спасти от внезапной смерти?

В «Гоголь-центре» премьера: режиссер Сергей Виноградов, известный зрителям театра спектаклем «Девять», ставит новую драму Михаила Дурненкова. «Озеро» — жесткая и трогательная пьеса об обычных современных людях, у которых много общего со зрителями, сидящими в зале, — об обществе, которое постепенно тонет в озере грубости, пошлости и грязи, у которого нет дна. Герои пытаются остаться на поверхности, но безрезультатно — уходят на дно своих эгоистических потребностей и страхов, не замечая, во что они превращаются…

Совместный спектакль «Гоголь-центра» и «Седьмой студии» Кирилла Серебренникова — в пятницу и субботу (в 20.20), а также в воскресенье (в 19.00).

Ул. Казакова, 8

 

Просто Рембрандт

Рембрандт Харменс ван Рейн, или просто Рембрандт, относится к числу безусловных «звезд» мировой живописи: любая его выставка влегкую собирает «стадионы», ее ждут с нетерпением и безропотно стоят в хвостатой очереди (если она добралась, скажем, до ГМИИ им. Пушкина).

Новый совместный проект лондонской Национальной галереи и амстердамского Рейксмюзеума — это не просто очередная выставка, а беспрецедентное собрание работ великого голландца, которое до «Пушкинки», увы, не доедет. Но это не значит, что в Москве их не увидеть. Выставку, которая фокусируется на поздних годах жизни художника, его самом плодотворном периоде — созданные им в это время шедевры справедливо считаются его определяющими работами, — можно посмотреть благодаря новому фильму режиссера Кэт Мансур. Вглядываясь в зрелые работы мастера, многочисленные эксперты — каждый по-своему пытается ответить на вопросы, которые эти картины продолжают задавать спустя три с половиной столетия.

С их помощью фильм-выставка «Рембрандт» 25 марта в кинотеатре «Формула Кино Европа» рисует характер живого человека, скрывавшегося за легендарным именем.

пл. Киевского вокзала, 2 (ТРЦ «Европейский»). Начало в 19.30

 

Вот оно какое, наше Лето

Семнадцать лет группа 30 Seconds to Mars играет скучную, тщательно спродюсированную кашу из эмо-, готик-, арт-рока и неуклюжего синтипопа стадионного розлива. И при этом никак не канет в Лету. А все потому, что оскароносец — диковинка в рок-среде — Джаред Лето знает, как работать с публикой, и не скрывает: прямое общение с поклонниками является чуть ли не самым важным тезисом существования группы.

Предсказуемые, но совершенно не запоминающиеся гимны с очевидными ударными и пафосными синтезаторными подкладками — на подобный репертуар и подобную подачу вряд ли кто-нибудь обратил бы серьезное внимание, кабы не фронтмен, для которого это — вторая, параллельная актерской, карьера, вполне коммерчески успешная благодаря первой. Классический культ селебрити вынес однажды 30 Seconds to Mars на поверхность и будет удерживать там ровно столько, пока у харизмы Лето есть своя аудитория. А она есть — что харизма, что аудитория, как хотите — и немалая, в чем несложно убедиться в пятницу вечером в СК «Олимпийский». Попробуйте, например, после концерта вспомнить, кто там еще был на сцене, отыгрывая тур Love + Lust.

Олимпийский пр-т, 16, стр. 1-2. Начало в 19.00

 

Мода и вымысел

Автор обложки первого номера итальянского Vogue, один из лучших портретистов в истории мировой фотографии, создавший снимки великих кинозвезд и супермоделей: Одри Хепбёрн, Софи Лорен, Моники Белуччи, Верушки и других, культовый итальянский fashion-фотограф Джан Паоло Барбьери был не просто свидетелем происходящих в мире моды перемен, но сам оказал огромное влияние на происходящие изменения, создав, в частности, новый формат модной съемки в послевоенной Европе, выступая не только в роли человека с камерой, но и стилиста для своих моделей.

Его снимки невероятно кинематографичны. Тщательно продуманные в отношении света, тени и построения кадра, они передают удивительный эффект движения, ставший визитной карточкой фотографа, чье имя более сорока лет ассоциируется с известнейшими домами моды и чья выставка «Мода и вымысел» проходит в Мультимедиа Арт Музее в рамках московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии 2015». Кстати, с 1990-х Барбьери увлекся travel-фотографией. И его экзотические серии, выполненные в стиле ню на Мадагаскаре, Таити и Сейшельских островах, раскрывают тему человеческой сексуальности не хуже, если не лучше глянца.

ул. Остоженка, 16. До 5 апреля

 

Музыкально-поэтическая композиция, как-то так

Триумфы и трагедии ХХ века, его конфликты и противоречия, фантазии и надежды — в поэзии Мандельштама, Блока, Пастернака, Бродского, Тарковского, Самойлова, Кушнера, Рыжего и Гандлевского. Три актера — без натяжки, мастера художественного слова и театральной сцены Дмитрий Назаров, Даниил Страхов и Сергей Шнырев — три героя, три взгляда на историю и современность, на жизнь и на любовь.

Каждый ведет свою тему, порой вступая в диалог, порой оставаясь в одиночестве. Четвертый герой — экспрессивно-медитативная музыка Алексея Айги вне времени и вне пространства. Все вместе это — литературно-музыкальный спектакль «Магия музыки. Магия слова» режиссера Натальи Семеновой 22 марта в Московском международном доме музыки. Музыка, кстати, будет исполняться вживую — самим Айги и его ансамблем «4’33’’».

Космодамианская наб., 52, стр. 8. Начало в 19.00

 

Весенняя разморозка

Парк искусств «Музеон» приглашает на познавательные прогулки с биологами по случаю медленного, но верного наступления весны. Как растения понимают, что весна настала? Когда перелетные птицы возвращаются в город? Какие растения просыпаются после зимы раньше всех и что им это дает? К окружающему ландшафту выработалась устойчивая привычка, не позволяющая задумываться о том, как животные, птицы и растения Москвы реагируют на сезонные изменения. А ведь это просто интересно. Особенно если рассказ ведут орнитологи, зоологи и ботаники из МГУ.

Вот 21 марта кандидат биологических наук Елена Литвинова поможет увидеть перелетных птиц и узнать, почему одни пернатые улетают на юг, а другие остаются, как правильно «читать» следы различных птиц и млекопитающих, каких животных можно назвать «коренными» москвичами и с какими трудностями им приходится сталкиваться в мегаполисе ранней весной. Прогулки по весеннему парку идеально подойдут семейной аудитории с детьми и юным натуралистам.

Крымский Вал, вл. 2. Начало в 12.00

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera