СюжетыОбщество

Леонид Мартынюк: «Мне хотелось, чтобы когда-нибудь в России президентом стал Борис Немцов»

Леонид Мартынюк, член федерального политсовета РПР-Парнас и движения «Солидарность», соавтор последних докладов Бориса Немцова, был арестован в августе 2014 года по административной статье 20.1 — «мелкое хулиганство». После этого, опасаясь провокаций, Леонид Мартынюк покинул Россию.

Этот материал вышел в номере № 30-31 от 27 марта 2015
Читать
Леонид Мартынюк, член федерального политсовета РПР-Парнас и движения «Солидарность», соавтор последних докладов Бориса Немцова, был арестован в августе 2014 года по административной статье 20.1 — «мелкое хулиганство». После этого, опасаясь провокаций, Леонид Мартынюк покинул Россию.
Изображение

После этого, опасаясь провокаций, Леонид Мартынюк покинул Россию.

— Леонид, для вас было удивлением, что Госдума отказалась почтить память Бориса Немцова минутой молчания?

— Не было удивления, я, честно, этого от них и не ожидал, потому что воспринимаю их как часть режима, который, собственно, и убил Бориса Немцова. Встали два депутата — Гудков и Зубов. А если бы встал Зюганов или члены «Единой России», которые ненавидели Немцова, — это было бы нелогично и лицемерно.

«Это не геи, это спецслужбы»

— В своем последнем видеоматериале «Кто убил Бориса Немцова?» вы открыто заявили, что «есть только один человек, который мог отдать приказ спецслужбам России ликвидировать лидера российской демократической оппозиции Бориса Немцова». Почему вы так в этом уверены?

— Это логика, чистая логика. Борис Немцов был убит на Москворецком мосту. Это особо охраняемая территория. Там периодически ходят пары мужчин, но это не геи, а спецслужбы. Там на каждом столбе по несколько камер. Бориса Немцова как одного из главных организаторов митингов постоянно «вели» перед крупными акциями. И если бы убийцы Немцова не были частью общей схемы, то тогда наружное наблюдение заметило бы, что за ним ведется слежка, и они предотвратили бы это убийство.

— Как вы считаете, обвиняемые, которые сейчас находятся в следственных изоляторах Москвы, причастны к убийству Немцова?

— Я подробно не изучал ситуацию с Дадаевым, потому что для меня это непринципиально: они были исполнителями, это как пистолет. Был заказчик, был организатор, а они исполнители, последнее звено. Лично для меня важно, чтобы был найден именно заказчик и чтобы он понес наказание.

«Он моментально понимал, где именно и сколько было украдено»

— О ваших с Немцовым докладах: «Жизнь раба на галерах» и «Зимняя Олимпиада в субтропиках». Как проходила совместная работа?

— Мы с Борисом Немцовым стали сотрудничать в конце 2009 года, когда у нас появился совместный видеопроект «Ложь путинского режима». В начале 2012-го он мне позвонил и сказал, что есть такая идея — сделать доклад, но не как прежние «Путин. Коррупция» или «Путин. Итоги», состоящие из сложных текстов, а в основном из картинок, что-то вроде комиксов. И Борис Ефимович предложил мне быть соавтором.

Моя функция была в том, что я находил достоверную информацию в интернете, например, для доклада про Олимпиаду я искал сведения о стоимости объектов на предыдущих зимних Олимпиадах. Немцов был первым вице-премьером, был губернатором, он мог прочитать какую-нибудь смету и моментально понимал, где именно и сколько было украдено, где неадекватно завышена цена. Он очень быстро анализировал и понимал такого рода информацию — это была его сторона вопроса.

То, что он меня сделал соавтором, это была его инициатива, и я ему за это очень благодарен.

— В прошлом году РЖД подали судебный иск на один миллион рублей против Немцова и вас за распространение ложных сведений в докладе «Зимняя Олимпиада в субтропиках». По мнению руководства РЖД, эти сведения нанесли ущерб репутации компании. Чем закончилось разбирательство?

— На самом деле суд не закончился. Почему мы были уверены в своей правоте? Потому что весь доклад был написан на основании документов, которые мы потом предоставили в суд. Например, истцы требовали опровергнуть наше утверждение, что в процессе строительства дороги Адлер — Красная Поляна незаконно вырубались краснокнижные деревья, а река Мзымта была загрязнена. Это было очень странное требование, потому что в процессе написания доклада я обнаружил, что РЖД и их подрядчиков за это уже неоднократно штрафовали. Их штрафовали Росприроднадзор и прокуратура. У нас есть эти документы, и они были представлены в ходе судебного процесса.

— Но теперь, после убийства Немцова, вы остаетесь единственным ответчиком по этому делу.

— Да, но я не вижу смысла судиться с кем-то в России, где судебная система полностью подчинена исполнительной власти. Я готов судиться в Европе, в ЕСПЧ, но не в России.

— А в Россию вы не собираетесь возвращаться?

— В ближайшее время нет, потому что это опасно.

— Вы будете продолжать делать видеодоклады?

— Наш видеопроект был создан именно для того, чтобы продвигать идеи Бориса Немцова. Мне хотелось, чтобы когда-нибудь в России президентом стал Борис Немцов. И поэтому я понимал свою деятельность (и доклады, и видеоролики) именно как деятельность по продвижению Бориса Немцова. Для меня это было целью. Потому что я понимал, что это человек, которому можно доверить власть. Он не будет ею упиваться, он не будет воровать, он это показал, будучи губернатором. То есть это был политик, которому я доверял и которого я хотел продвигать. И сейчас, когда этого политика нет, я не вижу смысла в видеопроекте.

— Было сделано 50 видеоматериалов. Какие, на ваш взгляд, самые удачные с точки зрения воздействия на общественное мнение?

— Первое по популярности видео — это сколько украли на Олимпиаде в Сочи, у него почти 4 миллиона просмотров. Следующие — это группа видео, посвященных ситуации в Донбассе: «Кто сбил «Боинг» над Донбассом?», «Путин — разжигатель войны», «Ложь Путина про Украину» и «Ложь Путина о российских войсках в Крыму».

— Незадолго до своей смерти Борис Немцов говорил, что он готовит доклад «Путин и война» — о присутствии российских военных на Украине.

— Я написал Борису Немцову, и он ответил, что да, он уже над этим работает. Дело в том, что Борис Немцов неоднократно говорил, что если россиянам рассказать правду о событиях в Донбассе, это может поколебать режим. То есть пока у Путина рейтинг 85%, он не будет думать об имиджевых потерях, ему важно удерживать власть. А если он поймет, что война мешает ему удерживать власть, то он прекратит эту войну. Это была логика Бориса Немцова.


«Это какая-то оппозиция сама себя убила…»

— Вас задержали в Краснодаре спустя две недели после опубликования видеоматериала «Кто сбил «Боинг» над Донбассом?». Как вы считаете, арест связан с этим расследованием?

— Вполне возможно. Дело в том, что мы с женой были в Сочи, ездили в том числе на олимпийские объекты и в Красную Поляну. Мы покупали билет через РЖД-онлайн, то есть паспортные данные, информация о моем перемещении появилась, в том числе и в ФСБ. У меня такое подозрение, что меня ждали, знали, где я буду выходить.

— Вы боитесь возвращаться в Россию, потому что против вас могут сфальсифицировать какое-то новое дело?

— Я думаю, что сейчас оппозиционерам вообще тяжело находиться в России и говорить все, что ты думаешь. Я просто уверен, что если бы я остался в России после моего задержания еще на какой-то срок, то рано или поздно что-то более серьезное случилось бы.

Просто режим сейчас закусил удила. Больше будут сажать, больше будут избивать, будут убийства. В данный момент это очевидно.

— Вы имеете в виду убийства оппозиционеров?

— Да, я думаю, что это вполне возможно. Не хотел бы предсказывать какие-то новые трагедии, но я боюсь, что это вполне возможно.

— Еще в 2012 году Немцов сказал: «Путин говорил о сакральной жертве. Я отношусь к этому очень серьезно. И если один из чекистов высокопоставленных, а бывших чекистов не бывает, которому подчинены все спецслужбы, говорит о том, что готовится покушение на одного из лидеров оппозиции, то это значит, во-первых, что он обладает такой информацией <…>, а во-вторых, если он не предотвращает подобного рода покушения, <…> это значит, что он его и организовал». Вы считаете, что эти слова Бориса Немцова стали пророческими?

— Да, конечно. Я даже сделал небольшое видео на эту тему. Правда, когда Борис это говорил, я воспринимал это скорее как какой-то пиар-ход. Это сейчас я осознаю, что после приказов, которые приводят к убийствам нескольких тысяч человек, убить еще одного человека — ну это уже все равно…

— После убийства Немцова руководитель пресс-службы Следственного комитета тоже сказал, что некие силы хотели сакральной жертвы, вот и был убит Борис Немцов…

— Эта версия нелепая, потому что оппозиция не имеет таких ресурсов, чтобы в ста метрах от Кремля, под камерами, убить и при этом не быть задержанными. Ни у оппозиции, ни у СБУ, ни у ЦРУ нет таких ресурсов. Это расчет на людей, которые не в теме. Допустим, какой-нибудь простой тракторист послушает это по радио и ляжет спать. Он не будет анализировать, сравнивать, у него нет альтернативных источников информации, и поэтому у него в голове отложится, что это какая-то оппозиция сама себя убила…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow