Сюжеты

Шрам

В Ереване прошел Медиафорум, посвященный 100-летию геноцида армян

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 32 от 30 марта 2015
ЧитатьЧитать номер
Культура

Ольга ТимофееваРедактор отдела культуры

 

В Ереване прошел Медиафорум, посвященный 100-летию геноцида армян

Избиение христиан в Турции. Сцена из погромов в Адане

«Растерзанная Армения»: этот образ из одноименной книги Авроры Мардиганян, прошедшей более тысячи километров пути, начавшегося в 1915-м в армянском городе Чмшкацага и оборвавшегося в 1917-м в турецком Эрзруме, — три дня витал над международным собранием, посвященным 100-летию геноцида армян. Чудом, а точнее, ценой жизни своего старого друга, бежавшая из гарема, Мардиганян одной из первых рассказала миру о зверствах, учиненных османскими правителями над армянским народом. Ее родителей, сестер и троих братьев жестоко убили у нее на глазах, сама она, нежная красавица, подвергалась насилию и избиениям во время депортации в сирийскую пустыню, перенести которые помогла вера в Бога, от которого ее заставляли отречься мусульманские истязатели, и страстное желание сохранить память о Великом злодеянии. О нем шла речь на 5-м медиафоруме «У подножия Арарата», организованном руководителем Международной конфедерации журналистов Ашотом Джазояном вместе с ереванскими коллегами. 200 журналистов из 34 стран беспрерывно общались с важными людьми, от которых во многом зависит будущее страны. Благое дело благословил сам католикос всех армян Гарегин II: встреча с ним состоялась в знаменитом Эчмиадзине. Про каждый метр этой земли можно писать рассказ, но самые насущные из них будут связаны с неизбывным горем, унесшим жизни полутора миллионов армян.

«Расскажите свою историю» — призывает программа Музея-института геноцида армян, представленная директором музея, известным историком Гайком Демояном на встрече с журналистами. Суть ее в том, что любой желающий может написать о пострадавших родственниках или случаях геноцида, увиденных своими глазами. Кроме того, разбросанные по миру потомки жертв смогут найти друг друга. Уже собрано 500 рассказов об исковерканных судьбах, о людях, не вынесших страданий. Директор отметил живое участие в программе молодежи, желающей узнать об участи своих предков. Я удивилась: неужели есть такие, кто не знает? Все, с кем мне довелось говорить в неформальной обстановке, — проще говоря, за щедрым армянским столом, — вспоминали гонения в таких подробностях, что, казалось, память до сих пор кровоточит в каждой семье. На пронзительном моноспектакле актера Ереванского государственного русского драматического театра Роберта Акопяна «К вам обращаюсь» (Гран-при международного театрального фестиваля «Вiдлуння» в Киеве) и молодые зрители не сдерживали слез.

Даже «темные годы», когда Армения оказалась в блокаде из-за войны в Нагорном Карабахе, не живописались так ярко, как дела давно минувших дней. Память о начале 90-х, когда страну лишили газа, света, хлеба, когда жгли даже книги, чтобы согреться хоть на минуту, ляжет в генетическую память тяжелым грузом. Хотя и рассказывают о пережитом со знаменитым армянским юмором, не оставляя возможности для жалости, — и с потаенной гордостью за соотечественников, игравших спектакли при свечах, взбиравшихся по обледенелым ступеням, чтобы показать редким гостям легендарный «Матенадаран», хранящий 17 тысяч древних рукописей и 100 тысяч архивных документов.

Неудивительно: изгнанные из домов в пустыню брали с собой как главную драгоценность — книги, чтобы возродить попранную культуру на новом месте. В «Растерзанной Армении» (Нью-Йорк, 1918) описано, как турецкие солдаты заподозрили, что молодая женщина прячет под платьем рукописи, а обнаружив, что она просто беременна, — со злости вспороли ей живот. В разделе «Библиотека» на ArmenianGenocide100.org собраны фото- и видеоархивы о геноциде. За одну только недавнюю командировку в Афины было найдено 400 фотографий армянских сирот. На одной из них трое солдат арестовывают пашу, прозванного «богом армян»; среди его «свершений» — сожжение 300 армянских детей, загнанных в вагон. И подобных историй так много, что остается поражаться миролюбию армянского народа.

Миролюбию, но не всепрощению. В каждом выступлении на форуме — руководителя аппарата президента, министра экономики, министра культуры, директора «Матенадарана» и других, — звучала решимость отстоять свое понимание истории, добиться мирового признания геноцида. Часто цитировалась фраза Гитлера, провоцирующая жестокость к мирному населению перед нападением Германии на Польшу: «Кто сейчас помнит армянские погромы?» Чтобы помнили.

При советской власти все боялись говорить о геноциде: дневники, записные книжки, любые свидетельства — уничтожались. Вернувшиеся на родину после постановления 1945 года о репатриации армян тут же арестовывались. В 1965 году, в 50-ю годовщину 24 апреля — дня, когда было схвачено, посажено, сослано, принуждено к молчанию более 800 армянских интеллигентов, — впервые на улицы Еревана вышли тысячи людей с лозунгом «Отдайте нашу землю». Генерал Барановский отказался выполнить приказ открыть огонь на поражение; демонстрантов разогнали водометами. «Просили землю, дали воду»: остроумие не покидало армян никогда. Советская власть была вынуждена разрешить строительство Цицернакабердского Мемориала памяти жертв геноцида, который был открыт в 1967 году.

С 1975 года 24 апреля — отмечается как начало геноцида в Османской империи. В этом году к вечному огню мемориала не только придет весь город, но и съедутся высокие гости со всего мира. Пока что отказались только наш патриарх Кирилл: у него давно запланирована другая встреча, да представители турецких властей, сославшиеся на мемориальные мероприятия в честь столетия Галлиполийского сражения. Как заметил главный координатор апрельских мероприятий Виген Саргсян, это все равно что в день памяти жертв Холокоста праздновать победы вермахта.

Турция, правопреемник страны, устроившей геноцид, продолжает его отрицать. С вершины холма, на котором стоит монастырь Хор Вирапа, построенный на месте темницы Григория Просветителя, брошенного туда царем за христианские проповеди, но обратившего Трдата в свою веру в 301 году (Армения первой в мире приняла христианство), — мы смотрели на последнюю закрытую границу Европы. На расстоянии чуть более километра, разделенные российской военной базой, стоят две пограничные вышки, оберегая свои ценности, противоречия между которыми время не снимает. Когда в 2008-м турецкий президент прибыл в Армению и стороны наконец договорились подписать в Цюрихе протоколы по восстановлению отношений между странами, Турция поставила условием решение карабахского вопроса. Сейчас президент Армении Серж Саргсян принял решение отозвать эти протоколы; об этом было сказано на двухчасовой пресс-конференции в Доме приемов правительства.

Отвечая на вопрос корреспондента турецкой газеты Zaman, Саргсян сказал, что не считает турецкий народ врагом Армении. В Армении благодарны тем туркам, которые 24 апреля выходят на улицы своих городов, требуя признания геноцида. На вопрос немецкого журналиста, как относятся в Армении к тому, что Германия геноцид не признала, президент напомнил, что в бундестаге приняли документ, где использовался термин «геноцид», однако сказал, что хотелось бы более внятной позиции от страны, которая «нашла в себе силы встать лицом к лицу со своим прошлым».

Брифинг был похож на откровенный разговор (если политиков можно заподозрить в откровенности). На неприятные вопросы президент отвечал с достойным спокойствием. Тема России была из самых обсуждаемых. На вопрос Александра Минкина, почему Армения вступает в Таможенный союз с Россией, продающей оружие Азербайджану, Саргсян ответил дипломатично, но все-таки признал: положение армянского пограничника, знающего, что с азербайджанской стороны его могут убить из российского оружия, неприятное и наносит армяно-российским отношениям урон.

Отвечая на вопрос, почему Армения предпочла вступление в Евразийский союз подписанию договора «О свободной торговле» с ЕС, президент остановился на чисто прагматических соображениях: вряд ли геройская поза понравилась бы соотечественникам больше, чем выросшие в три раза цены на газ. Президент уверен, что если бы Армения предпочла договор с ЕС, то трудностей, которые сейчас испытывает Армения от шторма российской экономики, было бы на порядок больше.

А трудности эти в городе видны даже самому благожелательному наблюдателю. И самое тревожное впечатление — явное преобладание пожилых людей. Мало того что, судя по последней переписи, за 20 лет население сократилось на 600 тысяч человек, разница в цифрах между умершими и рожденными сравнялась, — отъезд молодежи не останавливается: более 80% видят свое будущее за рубежом. Не надо даже пересказывать того, что говорится о власти на кухнях. Вся надежда — на то, что народ, скрепленный памятью о прошлом, обернется к будущему.

P.S. Медиафорум принял Декларацию, осуждающую отрицание геноцида армян и призывающую журналистов всех стран не допускать пропаганды радикализма и религиозного экстремизма, расизма, ксенофобии и нацизма в информационном пространстве.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera