СюжетыКультура

Шрам

В Ереване прошел Медиафорум, посвященный 100-летию геноцида армян

Этот материал вышел в номере № 32 от 30 марта 2015
Читать
В Ереване прошел Медиафорум, посвященный 100-летию геноцида армян
Изображение

«Растерзанная Армения»: этот образ из одноименной книги Авроры Мардиганян, прошедшей более тысячи километров пути, начавшегося в 1915-м в армянском городе Чмшкацага и оборвавшегося в 1917-м в турецком Эрзруме, — три дня витал над международным собранием, посвященным 100-летию геноцида армян. Чудом, а точнее, ценой жизни своего старого друга, бежавшая из гарема, Мардиганян одной из первых рассказала миру о зверствах, учиненных османскими правителями над армянским народом. Ее родителей, сестер и троих братьев жестоко убили у нее на глазах, сама она, нежная красавица, подвергалась насилию и избиениям во время депортации в сирийскую пустыню, перенести которые помогла вера в Бога, от которого ее заставляли отречься мусульманские истязатели, и страстное желание сохранить память о Великом злодеянии. О нем шла речь на 5-м медиафоруме «У подножия Арарата», организованном руководителем Международной конфедерации журналистов Ашотом Джазояном вместе с ереванскими коллегами. 200 журналистов из 34 стран беспрерывно общались с важными людьми, от которых во многом зависит будущее страны. Благое дело благословил сам католикос всех армян Гарегин II: встреча с ним состоялась в знаменитом Эчмиадзине. Про каждый метр этой земли можно писать рассказ, но самые насущные из них будут связаны с неизбывным горем, унесшим жизни полутора миллионов армян.

«Расскажите свою историю» — призывает программа Музея-института геноцида армян, представленная директором музея, известным историком Гайком Демояном на встрече с журналистами. Суть ее в том, что любой желающий может написать о пострадавших родственниках или случаях геноцида, увиденных своими глазами. Кроме того, разбросанные по миру потомки жертв смогут найти друг друга. Уже собрано 500 рассказов об исковерканных судьбах, о людях, не вынесших страданий. Директор отметил живое участие в программе молодежи, желающей узнать об участи своих предков. Я удивилась: неужели есть такие, кто не знает? Все, с кем мне довелось говорить в неформальной обстановке, — проще говоря, за щедрым армянским столом, — вспоминали гонения в таких подробностях, что, казалось, память до сих пор кровоточит в каждой семье. На пронзительном моноспектакле актера Ереванского государственного русского драматического театра Роберта Акопяна «К вам обращаюсь» (Гран-при международного театрального фестиваля «Вiдлуння» в Киеве) и молодые зрители не сдерживали слез.

Даже «темные годы», когда Армения оказалась в блокаде из-за войны в Нагорном Карабахе, не живописались так ярко, как дела давно минувших дней. Память о начале 90-х, когда страну лишили газа, света, хлеба, когда жгли даже книги, чтобы согреться хоть на минуту, ляжет в генетическую память тяжелым грузом. Хотя и рассказывают о пережитом со знаменитым армянским юмором, не оставляя возможности для жалости, — и с потаенной гордостью за соотечественников, игравших спектакли при свечах, взбиравшихся по обледенелым ступеням, чтобы показать редким гостям легендарный «Матенадаран», хранящий 17 тысяч древних рукописей и 100 тысяч архивных документов.

Неудивительно: изгнанные из домов в пустыню брали с собой как главную драгоценность — книги, чтобы возродить попранную культуру на новом месте. В «Растерзанной Армении» (Нью-Йорк, 1918) описано, как турецкие солдаты заподозрили, что молодая женщина прячет под платьем рукописи, а обнаружив, что она просто беременна, — со злости вспороли ей живот. В разделе «Библиотека» на ArmenianGenocide100.org собраны фото- и видеоархивы о геноциде. За одну только недавнюю командировку в Афины было найдено 400 фотографий армянских сирот. На одной из них трое солдат арестовывают пашу, прозванного «богом армян»; среди его «свершений» — сожжение 300 армянских детей, загнанных в вагон. И подобных историй так много, что остается поражаться миролюбию армянского народа.

Миролюбию, но не всепрощению. В каждом выступлении на форуме — руководителя аппарата президента, министра экономики, министра культуры, директора «Матенадарана» и других, — звучала решимость отстоять свое понимание истории, добиться мирового признания геноцида. Часто цитировалась фраза Гитлера, провоцирующая жестокость к мирному населению перед нападением Германии на Польшу: «Кто сейчас помнит армянские погромы?» Чтобы помнили.

При советской власти все боялись говорить о геноциде: дневники, записные книжки, любые свидетельства — уничтожались. Вернувшиеся на родину после постановления 1945 года о репатриации армян тут же арестовывались. В 1965 году, в 50-ю годовщину 24 апреля — дня, когда было схвачено, посажено, сослано, принуждено к молчанию более 800 армянских интеллигентов, — впервые на улицы Еревана вышли тысячи людей с лозунгом «Отдайте нашу землю». Генерал Барановский отказался выполнить приказ открыть огонь на поражение; демонстрантов разогнали водометами. «Просили землю, дали воду»: остроумие не покидало армян никогда. Советская власть была вынуждена разрешить строительство Цицернакабердского Мемориала памяти жертв геноцида, который был открыт в 1967 году.

С 1975 года 24 апреля — отмечается как начало геноцида в Османской империи. В этом году к вечному огню мемориала не только придет весь город, но и съедутся высокие гости со всего мира. Пока что отказались только наш патриарх Кирилл: у него давно запланирована другая встреча, да представители турецких властей, сославшиеся на мемориальные мероприятия в честь столетия Галлиполийского сражения. Как заметил главный координатор апрельских мероприятий Виген Саргсян, это все равно что в день памяти жертв Холокоста праздновать победы вермахта.

Турция, правопреемник страны, устроившей геноцид, продолжает его отрицать. С вершины холма, на котором стоит монастырь Хор Вирапа, построенный на месте темницы Григория Просветителя, брошенного туда царем за христианские проповеди, но обратившего Трдата в свою веру в 301 году (Армения первой в мире приняла христианство), — мы смотрели на последнюю закрытую границу Европы. На расстоянии чуть более километра, разделенные российской военной базой, стоят две пограничные вышки, оберегая свои ценности, противоречия между которыми время не снимает. Когда в 2008-м турецкий президент прибыл в Армению и стороны наконец договорились подписать в Цюрихе протоколы по восстановлению отношений между странами, Турция поставила условием решение карабахского вопроса. Сейчас президент Армении Серж Саргсян принял решение отозвать эти протоколы; об этом было сказано на двухчасовой пресс-конференции в Доме приемов правительства.

Отвечая на вопрос корреспондента турецкой газеты Zaman, Саргсян сказал, что не считает турецкий народ врагом Армении. В Армении благодарны тем туркам, которые 24 апреля выходят на улицы своих городов, требуя признания геноцида. На вопрос немецкого журналиста, как относятся в Армении к тому, что Германия геноцид не признала, президент напомнил, что в бундестаге приняли документ, где использовался термин «геноцид», однако сказал, что хотелось бы более внятной позиции от страны, которая «нашла в себе силы встать лицом к лицу со своим прошлым».

Брифинг был похож на откровенный разговор (если политиков можно заподозрить в откровенности). На неприятные вопросы президент отвечал с достойным спокойствием. Тема России была из самых обсуждаемых. На вопрос Александра Минкина, почему Армения вступает в Таможенный союз с Россией, продающей оружие Азербайджану, Саргсян ответил дипломатично, но все-таки признал: положение армянского пограничника, знающего, что с азербайджанской стороны его могут убить из российского оружия, неприятное и наносит армяно-российским отношениям урон.

Отвечая на вопрос, почему Армения предпочла вступление в Евразийский союз подписанию договора «О свободной торговле» с ЕС, президент остановился на чисто прагматических соображениях: вряд ли геройская поза понравилась бы соотечественникам больше, чем выросшие в три раза цены на газ. Президент уверен, что если бы Армения предпочла договор с ЕС, то трудностей, которые сейчас испытывает Армения от шторма российской экономики, было бы на порядок больше.

А трудности эти в городе видны даже самому благожелательному наблюдателю. И самое тревожное впечатление — явное преобладание пожилых людей. Мало того что, судя по последней переписи, за 20 лет население сократилось на 600 тысяч человек, разница в цифрах между умершими и рожденными сравнялась, — отъезд молодежи не останавливается: более 80% видят свое будущее за рубежом. Не надо даже пересказывать того, что говорится о власти на кухнях. Вся надежда — на то, что народ, скрепленный памятью о прошлом, обернется к будущему.

P.S.Медиафорум принял Декларацию, осуждающую отрицание геноцида армян и призывающую журналистов всех стран не допускать пропаганды радикализма и религиозного экстремизма, расизма, ксенофобии и нацизма в информационном пространстве.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow