СюжетыОбщество

«Открой же эту чертову дверь!»

Опубликованная в воскресенье немецким таблоидом Bild am Sonntag расшифровка звукозаписи из «черного ящика» авиалайнера A320 авиакомпании Germanwings практически не оставила сомнений в причинах страшной катастрофы и гибели 150 человек

«Открой же эту чертову дверь!»
Фото: «Новая газета»
Опубликованная в воскресенье немецким таблоидом Bild am Sonntag расшифровка звукозаписи из «черного ящика» авиалайнера A320 авиакомпании Germanwings практически не оставила сомнений в причинах страшной катастрофы и гибели 150 человек

Самолет, следовавший из Барселоны в Дюссельдорф, разбился 24 марта на юго-востоке Франции. Это произошло в районе горного массива Труа-Эвеше в департаменте Альпы Верхнего Прованса, недалеко от населенного пункта Динь-ле-Бен.

Данные второго самописца, поиски которого в минувшие выходные продолжались, помогут дополнить картину техническими деталями, но европейские газеты и телевизионные ток-шоу уже сосредоточились на «тайне Лубица», второго пилота, отправившего в мир иной вместе с собой еще полторы сотни человек, ничего не подозревавших о его личных проблемах.

Коллеги из профессионального цеха, главы авиакомпаний и капитаны авиапромышленности призывают журналистов не спешить с выводами, подождать результатов расследования, не нагнетать атмосферу страха и недоверия. Но тщетно. История обрастает новыми деталями, фактами и домыслами…

Катастрофа рейса 4U9525 во Французских Альпах дает почву для размышлений о «человеческом факторе», который на этот раз не был связан ни с неосторожностью, ни с профессиональной несостоятельностью.

В 10:27 самолет, вылетевший из Барселоны с задержкой в 26 минут, набрал над Лазурным берегом крейсерскую высоту в 11600 метров. Командир Патрик Зонденхаймер просит второго пилота Андреаса Лубица подготовиться к посадке в Дюссельдорфе, до которого остается окола часа полета. Второй пилот произносит нечто не очень разборчивое, типа «я надеюсь», «посмотрим». И говорит командиру, что тот «теперь» может сходить в туалет.

Через две минуты командир подтверждает, что передает управление второму пилоту. Слышен звук отодвигаемого кресла, открывается и закрывается дверь кабины. Лубиц остается один в кабине. В его и только в его руках судьба самолета и пассажиров.

В 10:29, отмечает Bild, самолет начинает стремительно снижаться.

В 10:32 французские диспетчеры безуспешно пытаются связаться с экипажем, видя, как самолет опасно теряет высоту. На борту раздается сигнал тревоги. Потом — стук, как будто кто-то стремится войти в кабину, и голос командира : «Ради Бога, открой дверь!». В кабине — молчание. Из глубины салона доносятся крики пассажиров.

В 10:35 слышны удары металлическим предметом по бронированой двери кабины, командир отчаянно пытается взломать ее, очевидно, топором, который, как сообщили потом в компании, входит в набор аварийных инструментов. Через 90 секунд — еще один сигнал тревоги: самолет снизился до 5000 метров. Командир кричит: «Открой же эту чертову дверь!». В ответ молчание и только звуки дыхания второго пилота. Он жив.

В 10:40 слышны крики пассажиров, и на этом запись обрывается: лайнер врезается в скальную породу на скорости более 700 километров в час…

…Склоны гор, усеянные мелкими осколками, некоторые из которых дымились, увидел французский горный спасатель Жан-Себастьян Бод, когда его вертолет в 11:07 завис над местом падения «аэробуса». Целых тел нет: спасатели насчитают около 600 фрагментов. Было сразу ясно, что выживших не могло быть, рассказал он в интервью Bild.

«Мы прилетели туда и увидели сюрреалистическую картину. Мы, конечно, не привыкли иметь дело с таким количеством жертв», — делится впечатлениями бывалый спасатель.

На месте работают профессионалы, собирая обломки и останки и перевозя их в базовый лагерь, организованный в ближайшей долине. Именно туда на следующий день, в среду, прилетели президент Франсуа Олланд, канцлер Ангела Меркель, премьер-министр Мариано Рахой и многие родственники погибших. Король Испании Филипп VI, находившийся в день катастрофы в Париже, прервал свой официальный визит во Францию.

Состав пассажиров был интернациональным, граждане как минимум 15 стран, но большинство — немцы и испанцы. Маленький немецкий городок Хальтерн-ам-Зее потерял сразу 16 учеников и двух преподавателей местного лицея, которые летали в Испанию по школьному обмену. Погибли немецкая оперная певица Мария Раднер, ее муж и их маленький ребенок. Погиб казахский оперный певец Олег Брыжак. С 11 по 23 марта Раднер и Брыжак вместе пели вагнеровского «Зигфрида» в барселонской опере…

Первый «черный ящик» с записями разговоров пилотов нашли довольно быстро. О результатах расшифровки еще в четверг объявил марсельский прокурор республики Брис Робэн, сказав, что перед падением самолета второй пилот заперся в кабине, когда командир вышел из нее. Но официальное лицо не стало разглашать подробностей. Это сделал таблоид, в распоряжение которого попала запись.

На месте катастрофы по состоянию на воскресенье следователи среди собранных фрагментов выявили образцы ДНК 78 человек, то есть половины погибших. По словам прокурора Робэна, они будут сличены с образцами на предметах одежды, представленных родственниками жертв. По ДНК определены некоторые фрагменты тела самого Лубица. Они будут исследованы на предмет присутствия в крови лекарственных и других посторонних веществ.

Полным ходом развернулось строительство подобия горной дороги, которая позволила бы автомобилям-внедорожникам проехать к месту падения самолета. До тех пор туда можно добраться только на вертолетах. Дорога облегчит вывоз обломков и фрагментов тел.

«Тайна Лубица» в том, что заставило успешного, увлеченного своей профессией 27-летнего пилота с многообещающей карьерой пойти на самоубийство и массовое убийство. Немецкая пресса рисует портрет человека, которого меньше всего можно было в этом заподозрить.

Следователи пришли в дом в рейнском городке Монтабаур между Кёльном и Франкфуртом, где пилот жил с родителями. Гюнтер и Урсула Лубиц успели вместе с другими родственниками погибших побывать во Франции рядом с местом катастрофы, где неожиданно с ужасом узнали, кто был предполагаемым виновником трагедии. Они теперь под охраной полиции во избежании самосуда. Приличная, вполне состоятельная семья живет в собственном доме стоимостью в полмиллиона евро. Отец — успешный предприниматель, мать — учитель фортепиано и играет на органе в местной церкви. Андреас — старший из двух сыновей.

С детства у него была фанатическая мечта летать. Его комната была обклеена картинками самолетов — от старых «этажерок» до современных лайнеров. В 14 лет он поступил в местный аэроклуб и через год обучения стал летать на дельтаплане.

Лубиц пошел устраиваться на работу в главную авиакомпанию Германии — Lufthansa, которой принадлежит и бюджетная Germanwings, выполняющая короткие, около двух часов и менее, рейсы по Европе. Lufthansa — престижная компания, и только от 4 до 8 из сотни претендентов проходят конкурс. Лубиц был одним из них. В 2008 году его приняли курсантом в корпоративную летную школу в Бремене, а в июле 2010 он совершенствовал мастерство в Аризонском тренировочном центре недалеко от Финикса (США). На профильном фото в Фейсбуке он снят на фоне моста Золотые Ворота в Сан-Франциско.

Но уже в 2009 году, во время учебы, по сведениям газеты Bild, у него были серьезные случаи депрессии, и он обращался к психиатрам.

В субботу та же Bild напечатала интервью стюардессы, которая назвала себя бывшей подружкой Лубица. Ее рассказ усиливает версию о психической аномалии летчика. Они расстались, когда она почувствовала, что он становится непредсказуемо взрывным, невыносимым…

Газета утверждает, что другая подруга, учительница английского и математики, с которой он жил в последнее время на съемной квартире в Дюссельдорфе, была от него беременна. С ней они тоже вроде бы расстались. Она вспомнила его странные слова: он сделает нечто такое, что изменит мир и из-за чего все узнают и запомнят его имя.

За неделю до катастрофы Лубиц заказал у местного продавца автомобилей сразу две «ауди», одну для себя, другую для девушки. Но получена была только одна. Возможно, экс-подруга отказалась от подарка. Несчастная любовь как толчок к безумному шагу?

Другой немецкий воскресный еженедельник Welt am Sonntag утверждает, что следователи нашли дома у Лубица «многочисленные медикаменты», предназначенные для лечения психических расстройств». В пятницу прокуратура Дюссельдорфа сообщила, что при обыске дома найдены справки об освобождении от работы по болезни. Они были разорваны и выброшены. В то же время не найдено никаких предсмертных записок, указывающих на преднамеренность катастрофы. Он скрывал от начальства свои болезни.

Из разных источников стало известно, что Лубиц в последние годы страдал от "синдрома эмоционального выгорания" и депрессии. У него наблюдалось отслоение сетчатки, а зрительные способности были ограничены на 30%. В последнее время он был чем-то взволнован. С другой стороны, коллеги не замечали ничего необычного.

«Он выглядел совершенно нормально, — рассказывал в интервью телевидению WDR Франк Войтон, командир корабля Germanwings, с которым Лубиц недавно летал вторым пилотом в Вену и обратно. — У него были планы на будущее… Он сказал, что хочет летать на дальних маршрутах, стать командиром (широкофюзеляжных) «Джамбо-джетов» и A380».

«Оказавшись в пилотском кресле единоличным повелителем самолета стоимостью во многие миллионы фунтов и хозяином судьбы 149 других людей, — пишет британская The Telegraph, — Лубиц решил наплевать на всех. Он хотел умереть и увидел для этого случай. Перед властями, пытающимися понять его действия, встает вопрос: был он настолько поглощен собственным миром, собственными страданиями, что ему безразличны были чужие жизни, или специально заявил о своей значимости, убив и их вместе с собой? Молчание в фонограмме «черного ящика» и отсутствие предсмертной записки оставляют этот вопрос без ответа».

Во французской прессе пишут, что молодой летчик из немецкого Монтабаура должен был хорошо знать район Альп, в котором погиб. В юности он занимался в планерном клубе в Пюимюссоне, на аэродроме малой авиации в Систероне и летал над окрестными горами и ущельями.

Какой бы ни была разгадка «тайны Лубица», авиационная отрасль мира и власти Германии готовятся делать выводы и принимать меры. Министр транспорта ФРГ Александер Добринт заявил журналистам, что высокие стандарты безопасности на воздушном транспорте не имеют предела совершенствования и должны повышаться в свете новых трагических уроков.

Бронированные двери в пилотскую кабину, которые невозможно открыть снаружи, введены на гражданских авиалайнерах после теракта против башен-близнецов в Нью-Йорке в 2001 году. На этот раз именно такая дверь сыграла роковую роль. В авиационных кругах обсуждается обязательная норма, в соответствии с которой в пилотской кабине всегда должны находиться не менее двух человек. Хотя бы бортпроводник вместо одного временно вышедшего пилота. В некоторых авиакомпаниях такое требование уже есть, но далеко не во всех. Наверняка ужесточится медицинский и психологический контроль при приеме пилотов на работу, а также предвылетный.

17 апреля в Германии состоится траурная церемония с поминальной службой в Кёльнском соборе и государственной гражданской панихидой. Память погибших почтут президент Германии Йоахим Гаук, канцлер Ангела Меркель, высокопоставленные представители Франции, Испании и других стран, которые затронула трагедия.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow