СюжетыКультура

«Что страшнее — порча церкви или порча нации?»

Министерство культуры заявило, что не будет комментировать «свинские биеннале» у порога МХТ им. Чехова, а вот театральные и кино-деятели откликнулись на просьбу «Новой»

Этот материал вышел в номере № 34 от 3 апреля 2015
Читать
Министерство культуры заявило, что не будет комментировать «свинские биеннале» у порога МХТ им. Чехова, а вот театральные и кино-деятели откликнулись на просьбу «Новой»
Фото: «Вконтакте» Дмитрия Энтео, организатора акции
Фото: «Вконтакте» Дмитрия Энтео, организатора акции

Пресс-служба Министерства культуры РФ:

— Так называемым активистам, видимо, очень хочется приобщиться к славе режиссеров эпатажа.

«Свинские» биеннале не комментируем.

Валерий ФОКИН, художественный руководитель Александринского театра:

— Все происшедшее — продолжение кампании по внедрению цензуры, разворачивающейся на наших глазах. Распоясалась нечисть. Впала в агрессивное мракобесие. Это особенно отвратительно еще и потому, что происходит в дни Великого поста. Так могут вести себя только псевдоправославные, псевдоверующие.

В 1987-м, когда я руководил Театром Ермоловой, а Михаил Александрович Ульянов — СТД, буря на обсуждении спектакля по пьесе Мрожека закончилась отменой театральной цензуры вообще. Никак нельзя было подумать, что через двадцать с лишним лет все так трагически изменится. Никак нельзя было подумать тогда, что все вернется на круги своя.

Громкий скандал вокруг новосибирского спектакля «Тангейзер» только развязал страсти. Вместо поисков компромисса, равновесия вышло так, что победила одна сторона. После прецедента с «Тангейзером» так называемые активисты поняли, что теперь могут всё.

Страшно то, что ничему не учит нас история! Разгул черносотенства и мракобесия уже переживала наша великая культура. Это все звенья одной старой цепи.

И если сейчас ничего не предпринять, завтра мы вполне можем дождаться, что свиную голову положат уже не на ступеньки — на сцену.

Александр КАЛЯГИН, глава Союза театральных деятелей России:

— Ну совсем уж не по-божески — на порог театра положить голову свиньи… Вот это да… И совсем не важно, какой это спектакль, «Идеальный муж» или какой-нибудь другой. В данной ситуации это совершенно не имеет значения.

И мне странно, что в дни поста вместо молитв православные активисты предпринимают такую хулиганскую выходку.

Инна СОЛОВЬЕВА, историк театра, профессор Школы-студии МХТ:

— Мне все время кажется, что кто-то ведет непристойную, безобразную, неприличную по жанровому решению игру.

Художественный театр, как известно, чуть не разорили в первый сезон, когда сняли спектакль «Ганнеле» по пьесе Гауптмана «Вознесение Ганнеле». Он должен был стать крупной театральной удачей, в него были вложены большие деньги. По сюжету несчастная девочка попадает на небеса, к Богу.

Но на русской сцене нельзя было изображать Христа — совершенно официально, в соответствии с духовной цензурой православного государства. И хотя Бога в русском переводе пытались заменить на учителя, митрополит Владимир выпуск спектакля категорически запретил.

Позже закрыли «Анатэму», один из самых популярных спектаклей репертуара, в котором был выведен дьявол, ведущий спор с Богом.

…В истории уже было всякое. Чего только не писали о МХТ в газете «Вече», оскорбляя театр, называя Качалова жидом. И что теперь — повторять все, опять вводить церковную цензуру? Или шире — цензуру вообще?

Самое, на мой взгляд, ужасное то, как в последнее время изменилась публика Художественного театра. Несчастье в том, насколько больше сегодня в зале черносотенцев, чем было тогда, когда вся эта история происходила впервые. И что страшнее — порча церкви или порча нации?..

Карен ШАХНАЗАРОВ, кинорежиссер, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм»:

— Подобные акции, точно так же, как и выскакивание людей на сцену во время спектакля, можно счесть вопиющим хулиганством. Расчет — на запугивание художников, режиссеров, актеров. Все эти вещи надо выводить в судебную сферу, не оставлять безнаказанными.

Закон должен быть на стороне художника.

Мне кажется, надо обязательно обращаться в суд, который привлечет к ответственности за хулиганство и нарушение конституции. Судебные инстанции и компетентные органы призваны отстаивать право художника на высказывание, они не должны отбрыкиваться от таких дел. Иначе мракобесие только будет набирать обороты. Нельзя эту вакханалию пускать на самотек. Люди должны нести ответственность за свои поступки.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow