КолонкаПолитика

«Больше всего боюсь, что найдут стрелочника — живого или мертвого»

Морской эксперт оценил официально названные версии трагедии и рассказал, что ему известно о последних действиях экипажа траулера

Морской эксперт оценил официально названные версии трагедии и рассказал, что ему известно о последних действиях экипажа траулера

МЧС Сахалина получило сообщение о гибели большого морозильного рыболовного траулера «Дальний Восток» в Охотском море в 23:39 (мск) 1 апреля. Судя по сообщениям, судно не успело подать сигнал бедствия, и возможно, сработали аварийные радиобуи.

Последнее известное место по AIS на 17:00 (мск) 1 апреля в точке 56 55N 150 26E (155 миль почти строго к югу от Магадана) — с отметкой «прекратил движение».

На борту находилось около 130 человек, на 06:00 (мск) 2 апреля нашли и подняли из воды 106 человек, из них 63 выживших и 43 погибших (На момент публикации материала известно о 63 выживших, 56 погибших и 13 пропавших без вести — Ред. ). В поисково-спасательной операции принимали участие все суда в районе — их более 20-ти, а также вертолет Камчатской МЧС.

Версия, предложенная Следственным комитетом, — о столкновении судна с льдиной или неким неопознанным подводным объектом, — не выдерживает критики. От пробоин, полученных в результате столкновения со льдами, айсбергами или подводными объектами, суда мгновенно не опрокидываются и не тонут. У них есть время. Распространение воды по отсекам судна, да еще очень мореходного судна, с большим запасом плавучести, каким являлся большой автономный траулер морозильный (БАТМ) «Дальний Восток», занимает часы, никак не минуты.

В данном случае часов не было, не было даже достаточных минут для подачи сигнала бедствия.

Дальнейшие сообщения СМИ и версии, высказываемые официальными лицами и экспертами, подтверждают мое первоначальное предположение — судно затонуло в результате потери остойчивости, а она, в свою очередь, не отвечала требованиям безопасности еще до выборки трала. Выборка тяжелого трала стала последним роковым толчком, и скорее всего, не будь этого трала с уловом или производись его выборка более осторожно, с учетом недостаточной остойчивости, трагедии бы не случилось.

Опрокидывание судна в результате потери остойчивости является, пожалуй, самым страшным типом морской катастрофы в настоящее время. У людей не остается времени на спасение, на спуск шлюпок и плотов, часто даже на то, чтобы выбраться из кают и служебных помещений.

Все без исключения катастрофы опрокидыванием приводят к большим потерям в экипажах. За день до БАТМ «Дальний Восток» в Восточно-Китайском море опрокинулась шаланда (судно для перевозки извлекаемого со дна грунта, или песка), в результате весь экипаж, 13 человек, пропал без вести.

Справка «Новой»

Балластировка — рациональное размещение различных объемов и весов (от топлива и припасов до грузов и механизмов), обеспечивающее максимально возможную или необходимую остойчивость судна, то есть способность противостоять кренящему моменту, не опрокидываясь.

По последним данным, озвученным рядом СМИ со ссылками на членов экипажа,

на борту БАТМ было израсходовано топливо из большинства топливных танков, но в эти танки не была принята забортная вода для сохранения балластировки и остойчивости.

Погибло очень много людей, но удивительно еще, что многих спасли, учитывая обстоятельства. Люди оказались в воде, не в плотах или шлюпках, не в сухой одежде, пусть и не теплой, а в ледяной воде, в чем были. Те, кто работал на открытой палубе, были хоть тепло одеты. Те, кто находился в помещениях, выскочили наверх, скорее всего, кто в чем был.

Время выживания человека в воде с температурой чуть выше 0 градусов несколько минут.

Видимо, суда, которые извлекли из воды большинство членов экипажа БАТМ, живых и погибших, находились очень близко. Главным спасателем было, кажется, рефрижераторное судно «Андромеда», и скорее всего, оно находилось поблизости для приемки с БАТМ готовой продукции. Что было бы, если бы ближайшим судам потребовались час и более хода до места катастрофы? Лучше и не представлять.

Еще одно важное обстоятельство — почти весь экипаж успел покинуть судно или оказаться на верхней палубе, если кто и остался запертым внутри, то единицы. То есть у людей были какие-то критические минуты, необходимые для оставления судна, БАТМ «Дальний Восток» дал им этот шанс.

Боюсь, сейчас вместо поиска причин начнется (судя по всему, уже начался) лихорадочный поиск стрелочников. Еще больше боюсь, что стрелочника все-таки найдут, — неважно, живого или мертвого.

Ну да, скорее всего, виновен все-таки экипаж. Не учли ухудшения остойчивости из-за выборки топлива из топливных танков, не закачали в освободившиеся танки балласт. Судя по имеющимся сообщениям и в целом, практике работы рыбаков и не только, такое отношение случается регулярно, но при достаточной осторожности раньше удачно сходило с рук. Увлеклись выборкой трала с богатым уловом, рискнули. Кого винить? Насколько я знаю рыбаков, среди них очень много фанатов своего дела, людей азартных, любящих свою опасную работу и не боящихся риска. Не мы им судьи.

Вспомните известный фильм «Идеальный шторм» об американских рыбаках. Знают, что идут почти на смерть, но — идут. Ради чего? Доказать мастерство и ради рекордного улова.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow