СюжетыОбщество

«Мы попадаем под перекрестный огонь»

Украинский волонтер — о том, как доставляется помощь в города и поселки Донбасса

Этот материал вышел в номере № 34 от 3 апреля 2015
Читать
Еду и лекарства везут из Харькова на машинах больше пяти часов. Елена Аристова и ее волонтерская группа «Славяночка» — одни из немногих, кто регулярно прорывается с гуманитаркой в зону АТО. От того, доедут они или нет, зависит жизнь тысяч людей в поселках, куда не доходят конвои с российским флагом.
Изображение
Изображение

Еду и лекарства везут из Харькова на машинах больше пяти часов. Елена Аристова и ее волонтерская группа «Славяночка» — одни из немногих, кто регулярно прорывается с гуманитаркой в зону АТО. От того, доедут они или нет, зависит жизнь тысяч людей в поселках, куда не доходят конвои с российским флагом.

— Лена, много на Украине таких групп, как ваша?

— Смотря кого считать волонтерами. Люди, собирающие деньги на помощь армии, — это все-таки другая история, мы к ней отношения не имеем, мы помогаем только мирному населению. Есть несколько волонтерских групп: Харьков, Одесса, Херсон, Мелитополь, Мариуполь, Киев, Святогорск… У каждой своя задача: кто-то эвакуирует, кто-то помогает эвакуированным, кто-то возит продукты и медикаменты в зону конфликта, как мы. Группа маленькая — три девушки и парень. Плюс местная сеть волонтеров, без них мы ничего бы не сделали. Мы доставляем продукты, а девушки на месте варят обеды, кормят людей и везут помощь дальше — туда, где нет вообще ничего, все разрушено. Все группы тесно связаны, обмениваются информацией, помогают друг другу. Направления поделены. На каждом много тысяч людей. Мы начинали со Славянска, это получилось в достаточной степени случайно. Десять месяцев назад мои друзья написали: «В Святогорск эвакуировалось 96 человек. Помогите! Нет ни еды, ни одежды, ничего». Я подумала: «Ого! 96! Как же мы их прокормим?» Оказалось, что все реально. Бросила клич в интернете, люди отозвались, и буквально через три дня мы уже везли туда тонны продуктов и одежды. Возили через день двумя-тремя машинами все лето. Когда ополчение ушло из Славянска, стали ездить туда, помогали старикам, которые остались одни. Потом углубились в Донбасс. За нами Макеевка и все, что вокруг, — Ясиноватая, Красный Партизан, Снежное, Горловка, Шахтерск, Ровеньки… И еще масса мест, которые не охвачены никем потому, что никто не может туда доехать: мост разбомбили, дороги нет и очень мало жителей. Буквально по 50 человек осталось.

— Как вы проникаете туда?

— С трудом. Потерь у нас, слава богу, не было, но под обстрелы попадали. Как в плохом кино про войну — справа и слева ложатся снаряды. Кто стреляет — трудно сказать. Они стреляют друг в друга, а мы со своей помощью попадаем под перекрестный огонь. А если еще в этот момент поломалась машина… Так тоже бывало. Но тут надо выбирать: либо ты боишься и не помогаешь, либо боишься и помогаешь. Мы боялись и помогали. На постах сильно обыскивают, но никогда ничего не отнимают. Единственное, что брали, — деньги за проезд. Отношение разное. Нацгвардия почти всегда лояльно относится, говорит: «Дай бог вам довезти помощь!» Но бывает ужасное отношение. Совсем недавно наш микроавтобус затарился на полторы тонны продуктов и стоял целую неделю на блокпосту: не пускали. А на объездных путях — большой риск попасть под обстрел или заехать на заминированные поля. В этот раз нам повезло, проехали. Как будет в следующий, неизвестно.

— Проблемы только с украинскими войсками, с ополчением нет проблем?

— Есть, но другого плана. Вообще, это разделение искусственное. С обеих сторон есть замечательные люди, и с обеих — полно мерзавцев и мародеров. У меня большие претензии к тому, как заботятся о людях украинские власти, но это не значит, что я за «ДНР» и «ЛНР». Там власти тоже ничего не делают для стариков и детей. Недавно мы привезли в Макеевку гуманитарную помощь. В местном исполкоме сказали: «Давайте все нам, а мы будем распределять по специальным спискам». Мы отказались, потому что знаем уже, чем это кончается, — украдут 50 процентов, если не больше. Они обиделись и стали ставить палки в колеса. Запретили пользоваться столовой для приготовления обедов. А 50 литров борща или рассольника на всех дома варить очень трудно. Но пришлось, потому что они не дали нам баков и больших термосов. И сделали очень циничный ход: приехали после нашей раздачи с листами благодарности в их адрес и сказали, что волонтерская группа «Славяночка» — это от них. Конечно, мне все это не нравится, как это может нравиться?

— Какие на сегодняшний день самые важные потребности в Донбассе?

— В первую очередь инсулин. Инсулинозависимых сотни, если не тысячи, они очень страдают. Нужны любые нескоропортящиеся продукты. Есть такой поселок — 71-й километр. Там всего 49 человек, остальные выехали. Ни света, ни тепла, ни еды. Поставили печь на улице и пытаются готовить. Им нужны супы быстрого приготовления, консервы, тушенка, гречка. Очень нужны любые медикаменты. Жаропонижающие, витамины — любые. Болеют все, а лекарств нет, и денег на них тоже нет. Вот сейчас добрые люди прислали нам 6 ящиков детских витаминов в желе. Но мы пока не можем их доставить: очень трудно проехать. Много инвалидов. Некоторые выехали, но многим просто некуда ехать. Совсем плачевная ситуация со стариками. Люди уехали, побросав родителей, но я их не виню: старики сами отказываются уезжать. У кого-то собачка, у кого-то огородик, кто-то просто боится. В Макеевке есть территориальный центр, куда свезли одиноких стариков, которые не могут за собой ухаживать. Там не хватает еды, не хватает стирального порошка, не хватает белья. Но это еще не самое страшное. По всему Донбассу старики умирают от голода. Было много случаев, когда люди вешались. Они умирают в своих квартирах, их находят спустя много дней. И еще долго будут находить.

— Как вы собираете деньги на гуманитарную помощь?

— Только в социальных сетях. Моя мама дает половину пенсии. Я делю свой заработок пополам. Вначале было легче, а сейчас люди уже устали от постоянных криков о помощи. Энтузиазма меньше и меньше. К тому же кризис, всем тяжело, денег и самим не хватает. А помощь нужна: ситуация в Донбассе все хуже, я не вижу, чтобы она улучшалась. Хочу специально оговорить, что нам помогают не только украинцы. Белоруссия, Латвия, Италия, Испания, Америка, Канада… Россиянам вообще низкий поклон. В Ровеньках есть дом для детей с особыми потребностями. Они прислали мне заявку на медикаменты. Сумма неподъемная. Я написала в Facebook, попросила помощи. И девочки из России примерно за три недели собрали 10 коробок с лекарствами. Там есть такой мальчик, у него сложный диагноз, он не принимает простую пищу, нужен особый белок. Трех упаковок белка, которые они прислали, ему хватит на много лет. Это сделали россияне. А мы просто доставили в Ровеньки.

Фото из архива волонтерской группы «Славяночка»

Координаты для помощи старикам и детям Донбасса: webmoney: U 146876136297, Z 815314217361, R 158047195709 Страница волонтерской группы «Славяночка»: https://vk.com/public85545268

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow